Другие типы велосипедов
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные и т. д. по используемым комплектующим и назначению.
Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с лежачей на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.
Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные и четырехколесные велосипеды, велорикши и т. д.
Особенности компонентов горного велосипеда
На горный велик обязательно устанавливается амортизационная вилка для того, чтобы сглаживать если не все, то большинство неровностей трассы. Они могут быть пружинно-масляные или воздушные. Ход вилок в среднем составляет 100-120 мм.
Что касается педалей, то они могут быть как платформенные, так и контактные. Обычные «топталки» устанавливаются на любительские и неспортивные байки. На соревнованиях же без контактных педалей никуда.
За счет плотного контакта между педалями и ногой спортсмена обеспечивается более эффективное вращение педалей. Кроме этого улучшается контроль над велосипедом.
Трансмиссия горного велосипеда очень важна. Среднее количество скоростей на спортивном велосипеде может колебаться от 20 до 30. Причем количество передних звезд может быть от 1 до 3.
Многие считают, что чем больше скоростей тем лучше, но это не так. Самое главное это их эффективность. Так, например, на некоторые велики спереди устанавливаются овальные звезды, которые особенно хорошо проявляют себя на разгоне.
Тормоза могут быть как механические, так и гидравлические. На самые дешевые велики устанавливается ободная тормозная система, а на более дорогие уже дисковые тормоза.
Кстати, спортсмены стараются тормозить в основном передними тормозами. На большой скорости они намного эффективнее, поскольку заднее колесо не имеют такого контакта с землей, как переднее. Поэтому на спортивных байках передние тормозные роторы немного больше задних.
Следует отметить, что в отличие от любительских велосипедов на спортивных отсутствуют крылья. На соревнованиях они просто не нужны, и к тому же будут только мешаться.
Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе.
Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Хотя, есть и модификации с прямым рулем, но это редкость. Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или композитные материалы. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда – заведомо меньше 10 кг.
На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность: плохо для города. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для велокросса (циклокросса) и триатлона.
Особенности велосипеда для кросс — кантри
Помимо тренировочного процесса стоит подобрать правильный велосипед для занятия кросс — кантри
Стоит обращать внимание на ряд ключевых характеристик, которые помогут в выборе наиболее оптимального варианта:
амортизаторы передней, задней части должны быть идеально качественными. Это тот критерий, на котором экономить нельзя; оптимальное расположение конфигурации рамы – равное между положением рук и ног, что обеспечивает наклон вперед; достаточный (примерно 10 см) ход должна иметь передняя вилка. Качественные образцы отличаются от других элементов высоким показателем сопротивления, полная блокировка, или пружинные и гидравлические комбинирования
Длинный ход более комфортный, что позволяет преодолевать большие длительные препятствия; обращайте внимание на двойные, профильные покрышки. Дорогостоящие и качественные спицы помогут продолжить срок эксплуатации ободов, облегчит нагрузку; выбирайте прочные, достаточно гибкие по своим характеристикам покрышки
Их основная функциональная задача состоит в гарантированном сцеплении с дорогой; контактные педали станут незаменимыми для спортсмена, который планирует ездить на длительные дистанции
С их применением вы не только оптимизируете выносливость изделия, но и увеличите показатель продуктивности своего движения; обязательно подберите качественный, хороший шлем. Его использование рекомендуемо как во время соревновательного процесса, так и во время тренировок; существенное значение при выборе велосипеда для кросс — кантри имеет вес изделия. Необходим достаточно легкий, маневренный по своим качественным характеристикам транспорт. Карбоновые рамы, или алюминиевый, композитовый материал изготовления будет в данном случае наиболее оптимальным. Зависимо от веса наблюдается стоимость данного транспортного средства. Ведь от данного показателя зависит скорость езды по пересеченном маршруте; преодоление подъемов требует качественной трансмиссии, которая обладает большим количеством скоростей; весомую роль играет диаметр колес. Наиболее оптимальное решение в этом случае – 28 дюймов. С его помощью возможна быстрая езда
Их основная функциональная задача состоит в гарантированном сцеплении с дорогой; контактные педали станут незаменимыми для спортсмена, который планирует ездить на длительные дистанции. С их применением вы не только оптимизируете выносливость изделия, но и увеличите показатель продуктивности своего движения; обязательно подберите качественный, хороший шлем. Его использование рекомендуемо как во время соревновательного процесса, так и во время тренировок; существенное значение при выборе велосипеда для кросс — кантри имеет вес изделия. Необходим достаточно легкий, маневренный по своим качественным характеристикам транспорт. Карбоновые рамы, или алюминиевый, композитовый материал изготовления будет в данном случае наиболее оптимальным. Зависимо от веса наблюдается стоимость данного транспортного средства. Ведь от данного показателя зависит скорость езды по пересеченном маршруте; преодоление подъемов требует качественной трансмиссии, которая обладает большим количеством скоростей; весомую роль играет диаметр колес. Наиболее оптимальное решение в этом случае – 28 дюймов. С его помощью возможна быстрая езда.
Отдельно стоит отметить, что идеального «байка» нет. Необходимо точно выбрать для каких целей, вы будете использовать средство, затем выбрать ряд основных ключевых характеристик
Обращая на них внимание, вы наверняка подберете действительно оптимальный вариант, подходящий именно вам
Велосипед должен обладать надежностью, универсальности – эти качества помогут вам добиться ошеломляющих результатов.
Советы по эксплуатации
Наверняка вы уже поняли, что сегодняшний разговор шел о довольно опасных дисциплинах велоспорта. Dirt-jumping и стрит-риал – это экстрим и определенный риск, это серьезная физическая подготовка и, конечно же, травмы. Даже опытные спортсмены не застрахованы от падений. Поэтому, покупая велосипед для стрита или дерта, параллельно стоит приобрести соответствующую защиту для головы и конечностей.
При поломке велосипеда не рекомендуется самостоятельно заменять некоторые детали на более дешевые компоненты. Учитывайте, что прыжок даже с небольшой высоты и последующее приземление на твердую поверхность – это процесс, в ходе которого абсолютно все детали и компоненты велосипеда испытывают колоссальную и интенсивную нагрузку. Дешевая деталь сомнительного качества попросту не выдержит этого, а последствия могут быть самыми печальными.
Перед тем, как выехать на трассу, велосипедист должен проверить техническое состояние своего байка, качество крепления и исправность всех узлов. Здесь нужно понимать, что от состояния велосипеда зависит безопасность езды. Разумеется, регулярное техническое обслуживание байка должно стать своеобразным ритуалом.
Велотриал – дисциплина для смелых
Считается, что триал зародился примерно в середине 70-х годов в Испании, когда мототриалисты решили проводить тренировки для детей на велосипедах.
Вскоре райдеры из различных стран переняли данный опыт и триал постепенно стал переростать в самостоятельную дисциплину. Суть данного вида вида спорта заключается в преодолении сложнейших препятствий на специальном велосипеде. Профессиональные спортсмены способны с легкостью спрыгнуть, к примеру, с трехметрового пьедестала или забраться на байке по ступенькам вверх.
Для соревнований по триалу используются трассы различной сложности как с искусственными, так и с натуральными препятствиями. Для постройки трасс подходят всевозможные подручные материалы: бревна, покрышки, ящики, камни, бочки и тому подобное.
Знаменитые спортсмены в маунтинбайке
Международная ассоциация горного велосипеда (IMBA) — это некоммерческая организация и руководящий орган горного велосипедного спорта во всем мире. Она была образована в 1988 году пятью калифорнийскими клубами горного велосипеда (США), которые создали альянс для борьбы с повсеместным закрытием трасс.
В 2006 году IMBA выросла до 32000 членов с более чем 600 аффилированными клубами. В настоящее время в IMBA состоит более 35000 членов из примерно 30 стран мира.
Кубок мира UCI по маунтинбайку — это серия велосипедных гонок, санкционированная Международным союзом велосипедистов. Первый Кубок мира был проведен в 1989 году, в нем проводились гонки только по кросс-кантри. Через два года был учрежден Кубок мира по даунхиллу. Велосипедисты объявляются победителями в зависимости от их места в каждом виде соревнований.
UCI также организует чемпионат мира по маунтинбайку и триалу, который также является чемпионатом по горному велосипеду для всех видов горного велосипеда.
В заключение, хочется отметить самых известных чемпионов по маунтинбайку:
Ханс Рей
Ханс Рей — один из пионеров фрирайдинга, а также экстремального катания на горных велосипедах. Ханс Рей родом из Эммендингена, Германия.
За свою карьеру он трижды становился чемпионом мира по версии UCI и завоевал еще 15 национальных титулов.
В 1999 году он был введен в Зал славы горного велосипеда. Через свою благотворительную организацию он предоставил более 7000 велосипедов в более чем 25 развивающихся стран мира.
Джон Томак
Джон Томак считается одним из настоящих универсалов всех времен в горном велосипеде. Джон Томак родом из Мичигана, США.
За свою карьеру, которая длилась более 20 лет, он выступал в различных дисциплинах шоссейных гонок и горного велосипеда.
Он был известен своими невероятными навыками управления велосипедом и выдающимся контролем в скоростном спуске. В 1991 году он был введен в Зал славы горного велосипеда.
Жюльен Абсалон
Жюльен Абсалон — горный велосипедист из Франции, завоевавший множество медалей в своей карьере.
Он завоевал две золотые медали на Олимпийских играх — одну в 2004 году, а другую в 2008 году. На чемпионатах мира он завоевал пять золотых, две серебряные и две бронзовые медали.
На Кубке мира он завоевал семь золотых, две серебряные и две бронзовые медали. Наряду с этим он также участвовал в чемпионатах Европы и завоевал пять золотых и четыре серебряных медали.
Из российских спортсменов стоит отметить Антона Синцова.
Антон Синцов
Instagram Антон Синцов
Антон Синцов – участник олимпиады 2016 года, где занял 12-е место в дисциплине кросс-кантри. Участник Олимпийских игр 2020 в Токио, в которых занял 11-е место в дисциплине кросс-кантри.
Также Антон является двухкратным чемпионом России по маунтинбайку (2014, 2017), бронзовым призером этапа кубка мира по кросс-кантри в 2017 году в Ленцерхайде, Швейцария.
Santa Cruz Chameleon
- Цена: $3,800.00
- Универсальный вариант: пригоден как для гонок по жесткому бездорожью, так и для езды по «умеренной пересеченке»
Велосипед совместим с колесами размером 29 (можно ставить шины шириной до 2,6”) и 27,5 (можно ставить шины шириной до 3”). Имеет регулируемую длину цепи, благодаря чему байк можно преобразовать в синглспид. Рама — карбон. По словам представителей Santa Cruz, она более жесткая и более отзывчивая, чем ее алюминиевый аналог, а также на 250 граммов легче (размер L).
Карбоновый Chameleon имеет несколько опций комплекта сборки, каждый из которых оснащен трансмиссией SRAM и ободьями Santa Cruz Reserve Carbon.
В чем минусы фэтбайков?
Несмотря на массу его достоинств у него так же есть и недостатки. Например, велосипед достаточно тяжелый и может весить до 20 кг. Но при этом, управление им ничем не отличается от обычного горного велосипеда. Разумеется, основная часть веса приходится на громоздкие колеса.
Еще один недостаток велосипеда, который так же вращается вокруг страной и непривычной формы колес — его внешний вид. Из за нестандартной формы шин он похож на гибрид велосипеда с мотоциклом, что может вызвать неодобрение окружающих. Впрочем, если вы не боитесь укоризненных взглядов или непонимания со стороны, для вас это не будет недостатком. Цена — так же безусловный минус. Велосипед этот предназначен для горной езды и комплектующие у него достаточно прочные, надежные. Поэтому и цена вас может не порадовать. Средняя стоимость фэтбайка — 500-1000 долларов, что выше обычного велосипеда.
Расходы на велосипед и экипировку так же можно отнести к недостаткам. Имея такой байк вам в любом случае периодически придется вкладывать в него средства. Замена необходимых деталей, чтобы не поломаться где-то в горах — необходимый ритуал. Кроме того, при поломке сложно найти мастера, который бы помог вам вернуть друга в норму, так как в России такие велосипеды пока новинка.
Преимущество фэтбайка еще и в том, что он без труда может проехать даже по песку. Таким свойством, согласитесь не может похвастать обычный велосипед. Поэтому при прохождении трассы вам не обязательно делать остановки или вести велосипед в руках, он проедет везде.
Как выбрать кросс-кантри велосипед: для каких дорог предназначен
Особенности конструкции байка
Для такого интенсивного вида спорта необходим крепкий, но легкий байк. Идеальный для кросс-кантри велосипед имеет облегченную конструкцию и оснащен надежным навесным оборудованием. Хороший байк здесь не может стоит дешево. На выбор велосипеда влияют следующие параметры.
Материал рам
Рама – основной элемент конструкции велосипеда. Она может быть алюминиевой, карбоновой, стальной, титановой. Карбоновая рама идеальна во всех отношениях, кроме, возможно цены. Она – действительно дорогая. Но очень качественная и легкая. Титановые рамы также не уступают по функционалу. Их выбирают профессиональные спортсмены. Алюминиевые и стальные рамы не такие дорогие, но их чаще используют для велосипедов масс-маркета. Если Вы все же выбираете алюминиевую раму, отдайте предпочтение модели с переменным мечением (баттингом).
Конфигурация рамы
Особенностью рамы для кросс-байка является активный наклон спортсмена вперед. Для комфортного катания в данной дисциплине вес тела должен быть гармонично распределен между руками и ногами спортсмена.
Передняя вилка
Вилка в такой модели должна имеет достаточный ход (около 10 см). Показатели, которые являются ключевыми для идеальной вилки: она отличается высоким сопротивлением, имеет возможность полной блокировки. Комбинированный вариант (пружинная + гидравлическая) обеспечит спортсмену безопасную и комфортную езду. Чем короче ход, тем меньше «раскачка» конструкции и тем быстрее сам велосипед
Однако длинный ход позволяет спортсмену преодолевать препятствия с большим комфортом, что тоже немаловажно. Вилки хорошего кросс-байка не могут стоит дешево: они должны исключать «раскачку» и повышать эффективность отдачи
Особенности трансмиссии
Трансмиссия должна быть качественной и удобной, иметь много скоростей. Большой выбор позволит спортсмену преодолевать препятствия наиболее эффективно и с меньшими силовыми потерями. Затяжные подъемы требуют самого легкого хода. Среди особенностей трасс и резкие, крутые повороты и неожиданные препятствия. Трансмиссия здесь должна работа идеально и без сбоев даже при молниеносном переключении скоростей под нагрузкой.
Контактные педали
Особенности колес
Колеса должны быть надежными. Как правило, это — 26 дюймовый размер, двойные обода, качественные протекторы
Важно уделить здесь особое внимание и спицам: профессиональные модели оснащены качественными спицами, способными выдержать нагрузку при скоростном спуске по неровной поверхности или при прыжке
Также для некоторых видов кросс-кантри распространен 28 размер колес. Чем больше колесо, тем легче оно преодолевает препятствия. Однако, при этом снижается и маневренность конструкции.
Покрышки
Покрышки выбираются шириной в два дюйма, имеют специальное покрытие и протекторы, обеспечивающие надежное сцепление и хорошую проходимость в условиях естественных препятствий. Следует отдавать предпочтение специальным облегченным покрышкам, созданным для езды по бездорожью. Для кросс-кантри можно порекомендовать несколько марок покрышек.
Среди них:
- Schwalbe Nobby Nic — идеальны для песка и грязи.
- Сontinental Mountain King – отлично подходят для силовой езды.
- Fast Trak Grid UST – надежные, износостойкие и не слишком тяжелые.
Амортизаторы
Не стоит забывать о качественных амортизаторах. Дешевое оборудование здесь не годится, оно может просто не выдержать нагрузки и сломаться в самых неподходящий момент
Учитывая сложность трассы, важно отдавать себе отчет в том, что падение на ней, вызванное поломкой, может привести к серьезным травмам
Рисковать здесь не стоит, так же, как и экономить. Профессионалы советуют выбирать масляные или воздушные вилки. Они сделают преодоление препятствий максимально гладким и безопасным, их также можно легко отрегулировать под вес спортсмена.
Тормоза
У кросс-кантри велосипеда должны быть самые качественные и надежные тормоза. Посмотрите на видео соревнований и гонок кросс-кантри, и Вы сразу поймете, почему. Хорошие тормоза – ключевой фактор безопасной езды.
Экзотика
Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт
Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.
Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.
Электровелосипеды
Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.
Дерт, DJ, Dirt Jump
Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.
Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.
Слоупстайл, Slope style bikes
Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.
Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.
Триал
Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.
Различные виды рам хардтейлов
Cross-country
Кросс-кантри (КК, XC) – это дисциплина маунтинбайка, в которой предусмотрено движение по пересечённой местности с затяжными подъёмами и спусками. В XC основной упор идёт на выносливость райдера. Горный велосипед с задним амортизатором (если он есть) только гасит вашу скорость и заставляет тратить больше усилий на педалирование. Именно поэтому двухподвесы в КК используются только на трассах со сложными техничными элементами, которые пройти на хардтейле сложнее.
Хорошая рама кросс-кантрийного велосипеда должна помогать спортсмену в прохождении трассы своей хорошей инертностью и небольшим весом
Горный велосипед для XC обычно имеет высокую верхнюю трубу переднего треугольника рамы, длинные перья, не сильно пологий, но и не крутой угол рулевого стакана, достаточно узкий руль и низкую каретку. Все это делает велосипед накатистым, манёвренным, устойчивым и аэродинамичным, что и требуется для гонок кросс-кантри! Сидушку поднимают так, чтобы нога велосипедиста при педалировании практически полностью выпрямлялась. Это сохранит коленный сустав здоровым и улучшит КПД мышц.
У кросс-кантрийных велосипедов есть некоторые сходства с шоссейными: посадка райдера в этих видах байков максимально аэродинамичная. Седло располагается на уровне руля или даже выше него, чтобы придать телу велосипедиста обтекаемую форму.
Dirt-jumping
Соревнования по дёрту проводятся на специальной трассе с трамплинами различной величины. Спортсмену необходимо прыгнуть и сделать в воздухе какой-либо трюк.
Для этой дисциплины используют хардтейлы, которые легко поднять в воздух и которыми удобно управлять при исполнении трюков. Эти черты придаёт дёртовым байкам особая геометрия.
Хардтейлы для этой дисциплины кардинально отличаются от велосипедов для XC. Их рамы созданы специально для трюков. Короткие перья и руль с подъёмом позволяют легче выдёргивать руль, а длинная база отвечает за стабильность велосипеда. Очень прочная рама – обычно хром-молибденовая стальная – не подведёт в ответственный момент. Сидушку опускают на минимум, чтобы не мешала исполнять фигуры в воздухе; верхняя труба рамы расположена низко также для удобства. Каретка расположена достаточно высоко для успешного выполнения трюков.
Велосипед для дёрт-джампинга обычно односкоростной (синглспид) и без тормозов
Street
Стрит – дисциплина, в которой райдеры делают всевозможные трюки на асфальте или на городских препятствиях: лестницах, скамейках, бордюрах и других.
Хардтейл для стрита практически ничем не отличается от дёртового. У него угол рулевой колонки более резкий ввиду того, что райдеры выполняют трюки в основном на плоскости, в отличие от дёрта. У стрит-байка часто стоит жёсткая вилка вместо мягкой. Это уже зависит от предпочтений самого велосипедиста.
4-cross или байкер-кросс
4x и дуал-слалом – дисциплины, в которых райдеры едут по 4 (в four-cross) или 2 (в дуал-слаломе) человека по специально заготовленной трассе, сочетающей в себе различные элементы: кочки, трамплины, контруклоны, дропы.
Для таких гонок созданы специальные велосипеды, имеющие короткоходную вилку (80–100 мм), короткие перья для лёгкости прыжков, заваленный угол вилки для устойчивости на трассе. Руль ставят как можно ниже, для этого применяют следующие меры: полуинтегрированная рулевая колонка находится внутри рамы (не выходит за пределы рулевого стакана рамы), низкая вилка, руль с низким подъёмом или без него вообще, проставочные кольца под рулём убираются.
Часто хардтейлы для 4x используют маленькой ростовки: таким велосипедом легче управлять. Их передний треугольник длинный, а задний – маленький. Вместе с сильно наклонённым рулевым стаканом это даёт длинную базу велосипеда. Манёвренность байка от этой особенности геометрии снижена, зато держать равновесие на высоких скоростях легче.
Почему именно хардтейл? Горный велосипед с полной амортизацией будет проигрывать в этом типе гонок. Разогнать такой велосипед сложнее, потому что он больше по весу относительно хардтейла, и его подвеска раскачивается при езде. В байкер-кроссе решающее значение имеет ускорение, и никакая полная амортизация вам не поможет в быстром преодолении препятствий.
Пологий угол рулевой колонки и короткоходная вилка – идеальное решение для 4x