Спортивно-шоссейный велосипед старт

Сколько скоростей на моем велосипеде?

Начнем изучение велосипедной трансмиссии с самых ее азов, а именно? С количества скоростей. Как определить или подсчитать, сколько скоростей на велосипеде? Эта задачка для первого класса школы велосипедистов. Количество скоростей на байке подсчитать очень легко, для этого достаточно просто умножить количество звездочек сзади, на их количество спереди. Таким образом, если у вас спереди стоит три звезды (некоторые велосипедисты называют этот элемент «чейнринг», суть от этого не меняется), а сзади установлена кассета на 10 звезд, то ваш велосипед обладает 30-ти скоростной трансмиссией. Другими словами мы скажем, что при движении можно использовать каждую из этих десяти задних звездочек в сочетании с каждой из трех передних звезд.

Данный простейший алгоритм подходит для подсчета любых многоскоростных велосипедных передач, например,- спереди 2 звезды, сзади 11, это значит, что у велосипеда 22 скорости, и так далее и т.п..

Затем перспективных новичков пересаживали на “Старт-шоссе”

Велосипед ХВЗ В-555 Старт-Шоссе 1972.г.

«Старт-шоссе» самый массовый гоночный велосипед в СССР. Качеством он значительно уступает даже недорогим современным шоссейникам, но именно “стартон” сделал велоспорт таким популярным в семидесятых. Выступали на нём в основном по юношам и юниорам и, если память мне не изменяет, лучшие люди в командной гонке 50 км выезжали из 1 ч. 05`.

Передних шестерён было две, на 48 и 51 зуб, странное, на мой взгляд, конструкторское решение, т.к. переключение мало что меняло. На равнине этого хватало, но в горах было тяжеловато. В следующих моделях стали ставить 43 и 53 и это было правильно.

Обычные втулки с большими фланцами не были предметом обожания как спецзаказовские, но после того как они были сняты с производства мы продолжали комплектовать ими передние колёса кроссовых (циклокроссовых) велосипедов, т.к. колесо на такой втулке было крепче за счёт короткой спицы. А когда не находилось подходящей кассетной втулки с , то и заднее. 

Шатуны крепились к валу каретки клиньями. При километражах 10-20 тыс км в год менять их приходилось довольно часто. Но это было проблемой и угадайте почему? Правильно, их тоже не хватало. В дефиците конечно были все запчасти не говоря уже о велосипедах в сборе, но даже такую простую в производстве и очень востребованную мелочь могучий ссср тоже не мог изготовить в достаточном количестве.

Даже такие антикварные ободные тормоза не подвели меня ни разу, а сейчас то они стали несравнимо лучше, так что не верьте, когда говорят, что вибрейки не держат в дождь и грязь и без дисковых ваша жизнь в опасности. Мне лично не попадалась информация, что после широкого распространения дисковых велосипедных тормозов статистика травматизма велосипедистов как то изменилась. Безусловно в кросскантрийных гонках я бы предпочёл дисковую гидравлику, но в обычной жизни и даже в условиях серьёзного круглогодичного велотуризма мощности и модуляции хороших ободных тормозов хватает с большим запасом.

Данный велосипед обут в кроссовые однотрубки. Трубки были самым большим дефицитом, а кроссовые вдвойне. На шоссе они не использовались, но каждую осень проводились соревнования по кроссу (сейчас это циклокросс) и на грунте они вели себя несколько лучше обычной резины.

Седло из кожи чепрак было жёстким, неудобным и протирало шерстяные велотрусы за несколько тысяч км. Мы пытались его как то модифицировать своими силами, но помогало мало. Потом появились капроновые сёдла, которые были ещё жестче, но зато имели удобную форму и трусы не протирали . А задница привыкает когда ты не слазишь с велосипеда круглый год.

Конец истории

В 2005 году велосипед прошёл, впервые без изменения комплектации,
1000 км по Альпам, набрав в сумме больше десяти километров высоты.
Затем, после нескольких покатушек по городу, я поднял его
в квартиру, чтобы установить крылья, и увидел трещину в подседельной
трубе. Рама держалась на подседельном штыре.

Лопнувшая подседельная труба

Не знаю, сколько я проездил в такой «конфигурации». Пожалуй, это самая
безопасная поломка рамы из всех возможных. Видно, что труба проржавела изнутри.
Неудивительно, лет ей было очень немало.

На этом история сиего велосипеда заканчивается. Рама прожила долгую жизнь,
вполне отработала ожидаемое, и благородно уступила своё место
.
Редкостные детали, вроде подседельного штыря диаметром 25мм, нашли своих
новых хозяев, которые начинают или продолжают изготовление своего шедевра.

Немного истории

Харьковский велозавод (ХВЗ) начал свою деятельность в начале 20-х годов XX века, выпустив за всю историю своего существования огромное количество велосипедов. Предприятие занималось производством дорожных, спортивных и туристических моделей, снискавших огромную популярность не только у обычного населения, но и среди спортсменов. Вехой в истории производства велосипедов стала проходившая в СССР Олимпиада-80, в преддверии которой завод получил большой заказ на выпуск трековых и шоссейных моделей «Чемпион шоссе» и «Рекорд».

За всю историю своего существования завод выпустил более 30 моделей взрослых и детских велосипедов, среди которых были как эксклюзивные образцы, выпуск которых ограничился двумя-тремя экземплярами, так и массовые модели, такие как «Турист», «Старт-шоссе», «Спутник» и, конечно же, «Украина».

Харьковский велозавод существует и поныне, выпуская современные модели, больше известные под брендом «Водан». Продукция предприятия, как и в старые времена, отличается высокой надёжностью и долговечностью.

Первый мужской велосипед «Украина» сошёл с конвейера предприятия в 1926 году и был оснащён стальной рамой и колёсами размером 26». В таком виде он выпускался до начала Великой Отечественной войны, после чего производство было приостановлено. По окончании ВОВ предприятие вновь приступило к выпуску велосипедов и представило публике модель «Украина» В-120, пришедшую на смену легендарному «Прогрессу» В-110, созданному, в свою очередь, на базе немецкого образца довоенных времён.

Сталь хвз старт шоссе

Сообщение kudessnik » 2011-май-04 15:41

Сообщение Sulfur » 2011-май-04 16:10

Сообщение БОБ » 2011-май-04 16:53

ВасиличЪ дело говорит. Хромолевые трубы велосипедных рам со штампованными/коваными фасонками узлов соединяли и соединяют пайкой, по ряду причин: 1) трубы закаленные (при дуговой сварке произойдет отпуск с одновременным увеличением хрупкости и снижением трещиностойкости); 2) трубы тонкостенные (обработать торцы труб в сложных сопряжениях с выдерживанием технологических зазоров на сварку очень сложно (во времена изготовления рам ХВЗ, фрезерные станки с ЧПУ были разве что на самых передовых заводах оборонки), да и выполнить качественный равнопрочный шов на тонкостенном металле дуговой сваркой практически невозможно); 3) минимальная концентрация остаточных сварочных напряжений в сложных узлах сопряжения (кареточный узел, верхний подседельный узел).

Не стоит забывать, что узлы велосипедной рамы подвергаются динамическому сложнонапряженному воздействию (изгиб с кручением, сжатие/растяжение с кручением). А при правильно спроектированных узлах и обеспечении надлежащей коррозионной защиты с использованием стальных труб можно создать раму с практически неограниченным ресурсом использования.

Сообщение Sulfur » 2011-май-04 17:09

Но сейчас есть рамы просто стальные (типа на моём Стелсе), есть хром-молибденовые. Так вот вторые — именно сварные, а не паяные (шов виден отчётливо).

Кстати, на старом «Туристе» рама из такой же стали или нет? (Турист ещё со стальными ободами и 3-х скоростной).

Сообщение kudessnik » 2011-май-04 17:20

Вы еще не забывайте, что трубы на ХВЗ были зачастую шовные. Это подтверждает любой труп «Туриста» и иногда стартона. Не надо сравнивать современные и вполне технологичные (для 1970-х, ессно) гоночные рамы и китайский ширпотреб из безродной конструкционки. Правильно БОБ говорит, чорта с два соберешь раму с требуемыми характеристиками на сварке без ЧПУ обработки. Кстати, хромоль варить начали не так давно. Есть мнение, что это совпало с удешевлением процесса точной подготовки узлов под сварку. А, да, современный хороший хромоль поголовно целиком термообработан. Тоесть всю раму нормализовали, старели и т.п.

Турист сделан из выбраковки от стартонов, чемпионов, треков и спортов. У Туриста подседельный узел сварен АДС — из-за этого большинство туристов врезало дуба по той самой сварке. Отрывало подседельную трубу.

Зима

Зимние преображения

В наших широтах пять месяцев из двенадцати лежит снег. А
велодорожки зимой расчищают, так что по ним можно ездить. Но, конечно, не
на узких шинах. И не с шоссейным рулём: он удобен, когда едешь достаточно
долго (несколько часов подряд) и достаточно быстро (25 и больше).
Зимой ни того, ни другого обычно не бывает, а управлять сложнее и держаться за
руль хочется пошире. В качестве запасного зимнего варианта я решил поставить
на бывший Старт прямой руль. Получился совсем уж гибрид. С шипованными
шинами Hakkapeliitta W106 шириной 35мм ездить было можно.
Хотя всё же гораздо хуже, чем на байке с шинами 2.1″. Мой опыт говорит,
что великолепные покрышки от
Nokian Extreme и WXC 300
не имеют аналогов. После них даже шипованные W106 не производят впечатления
«держащих». Впрочем, безусловно играла роль их неподходящая для снега ширина.

Манетки.

Я не питал иллюзий, что мой привод сможет работать с
индексным переключением. Не было даже кандидатов.
На шоссейный руль как следует можно поставить только нормальные шоссейные
манетки — STI от Shimano или
Ergo от Campagnolo. И те, и другие стоят больше, чем весь
мой велосипед, и не будут работать с
не-hyperglide звёздами.

Установка горных манеток на шоссейный руль:
распилив руль,
к низу от руля,
thumb-shifter,
перевёрнутые RapidFire.

Лично мне кажется, что все эти варианты непрактичны. Основное положение
рук на шоссейном руле — на верхней его части, поэтому для вариантов
2 и 3 всё равно нужно отрывать руки от руля. Вариант 4 на мой взгляд
неудобен по крайней мере из-за перемены местами левой и правой манеток.
Распиливать руль и потом ездить на нём я не стану, если только внутрь
не будет вставлена стальная труба на всю его длину.

Так что пока нет нормальных комборучек, проще жить с не-дискретным
переключением. Тянуться вниз на раму мне теперь стало совсем далеко.
Хотелось достать barcones — манетки, вставляемые
в концы труб руля, но таковых нигде не нашлось, кроме
Shimano Dura-Ace (которые смотрелись бы на таком агрегате нелепо).
В моей любимой мастерской механик продал мне старые манетки Suntour,
которые переключаются между индексным и непрерывным режимом и
замечательно устанавливаются на мой длинный стальной вынос.
В комплекте прилагался cable-stopper,
хомут на раму, закрепляющийся на месте старых
манеток и служащий опорой для рубашек.

Венец творения — манетки на выносе.

В качестве дополнительной радости теперь можно навесить
подрамную сумку на переднюю часть рамы. Раньше она конфликтовала с
манетками на нижней трубе.

Дополнительные туристские принадлежности

Чтобы рюкзак не попал в спицы.

Багажник короткий и узкий. Других у нас не продают. Надо заменить,
а пока приходится рюкзак просто сдвигать назад, так, что сантиметров
десять свисает вниз. Ладно свисает, но бока, лишившись опоры, ещё и потеряли
всякую жёсткость и норовят повернуться к спицам, если только рюкзак не
набит до отказа. На скорую руку из
алюминиевого уголка была согнута рамка и хомутами прикреплена к задней
вилке и стойкам багажника. Конструкция выглядит очень хлипкой; конечно,
когда она только не пускает рюкзак в спицы, большой прочности от неё
и не требуется, но если врезаться ей во что-нибудь, то уголок сломается.

Работает прекрасно.

Однако в десятидневном
походе по Финляндии,
я никуда не врезался, и рамка держала рюкзак просто замечательно.
Ни разу не пришлось его поправлять, а главное — имелся психологический
комфорт: я точно знал, что рюкзак в спицы не попадёт ни при
каких условиях.

Исторические факты

Это одна из немногих более современных моделей, где вместо карбона и композитных материалов, в качестве основного для рамы и вилки используется именно сталь. Производитель – Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского, работающий с 1923 г. В те довоенные годы на заре СССР отсутствовали полноценные конвейеры, позволяющие наладить массовый серийный выпуск велопродукции. В 1926 г. был выпущен первый дорожный велосипед «Украина». Но механизированный конвейер вскоре был налажен, и ХВЗ превзошёл все ожидания советских людей, перед Второй мировой войной выпустив больше миллиона экземпляров.

В годы Великой Отечественной ХВЗ был отправлен в Бухару, где переключился на военное производство. После возвращения в Харьков, когда война окончилась, завод восстановил производство велосипедов. С этого момента советский велопром делает упор на выпуск женских и детских моделей. Советские конструкторы К. С. Гладкой и В. М. Майборода расширили перечень моделей байков, запустив производство гоночных моделей. «Турист» и «Харьков», представленные к производству в 1949 г., выпускались вплоть до 1966 г., затем «Харьков» был обновлён, и новая его модификация стала называться «Старт-шоссе».

Производство этого велосипеда было остановлено лишь спустя 36 лет после ряда доработок и улучшений. Велосипеды «Старт-шоссе» представлены следующей линейкой: В-553, В-555, В-155411, B-155412 и, наконец, B155461. Существуют и другие модели этой же линии, относящиеся к коллекционным, произведённым в малом тираже.

Спутники не растеряли популярность и в наше время

В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.

Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ

Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры. Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника

Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе

Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.

Отреставрированный Спутник

Велосипеды для асфальта

Городской

Городской велосипед

Синонимы: citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Классификация велосипедов городского типа довольно обширна. Если коротко, то это байки для поездок на работу и прогулок по парку, Свойства городского велосипеда:

  • тяжелый
  • комфортный
  • есть багажник или корзинка
  • передние и задние крылья
  • защита цепи
  • широкое седло
  • одна скорость или планетарная втулка
  • ригидная вилка
  • вертикальная или почти вертикальная посадка
  • подножка

Одним словом, этот вид оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде. Ситибайкам характерна неприхотливость в обслуживании. Данный тип очень распространен во многих странах Европы в качестве основного транспортного средства.

Цены стартуют от 200$

Подробный обзор в статье про городские велосипеды.

Гибрид

Велосипед гибрид

Синонимы: Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Виды велосипедов настолько богаты своим разнообразием, что понадобилось создать отдельный тип, который перенял в себя свойства горного, шоссейного и городского велосипеда. Формально это упрощенный горный байк, более приспособленный для езды по асфальту.

Более легкие и высокие рамы, вилки с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake. Колёса 28 дюймов, протектор умеренно агрессивный, чтобы сохранять устойчивость на грунте и хорошо катить по асфальту. Многие дополняют свой велосипед крыльями, багажником, рогами и другими аксессуарами. Кому подойдет такой велосипед? Тем, кто ищет универсальности.

Цены начинаются от 300$

Подробнее о гибридах в нашей статье.

Туринг

Велосипед туринг

Синонимы: Touring, туристический велосипед. Эти типы велосипедов идеальны для туризма по асфальтовым дорогам. Внешне напоминает шоссейный тип за счет руля барана. Однако у туринга есть ряд своих отличий:

  • материал рамы сталь, алюминий, хромоль или титан
  • багажник с расчетом на большой вес (передний и задний)
  • жесткая стальная вилка
  • прочные и надежные колеса
  • трансмиссия с внедорожным расчетом
  • хорошая защита от грязи
  • мощная светотехника

Поскольку этот тип велосипеда рассчитан на преодоление больших расстояний с багажом, то в нем надежность важнее веса.

Не так много производителей выпускает туринги, поэтому цены на них большие, начиная от 1000$ и выше.

Складной

Складной велосипед

Также извествен как Folding bike. Отличный вариант для передвижения по городу. За счет небольших колес велосипед легко складывается и его можно взять с собой в офис. Скорость, комфорт и управляемость держатся на среднем уровне из-за компактности.

Накат на таком велосипеде слабоват, но если ваша цель не десятки километров за подход, то это отличный выбор. Цены от 300$ и выше.

Подробнее в нашей статьи про складные велосипеды.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • “Украина”, пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • “Спутник” – велосипед для широкого круга любителей, настоящий “спутник” туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • “Турист” – еще один универсальный байк, но, в отличие от “Украины”, с ручным тормозом;
  • “Старт-шоссе” – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили “малым тиражом” две модели велосипедов: трекинговый “Рекорд” и шоссейный “Чемпион Шоссе”, ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой “ВОДАН” – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Технические характеристики моделей первой серии

Технически модели В-31, 32 и 33 были схожи между собой. Независимо от имеющихся между ними отличий, все они обладали следующими данными:

  • База длиной 109 см.
  • Вес – 14 кг.
  • Высота рамы закрытого типа – 56 см.
  • Рама, вилка и руль изготавливались из стали.
  • Колесные обода коробчатого типа выполнялись из алюминия.
  • Диаметр покрышек – 28 дюймов (соответствует размеру 31х622 мм).
  • Облегченные педали из литого сплава.
  • Вилка закрытого типа из стальных труб.
  • Тормоза передние бесклещевые.
  • Передняя звездочка с 48 зубьями.
  • Задняя втулка безтормозная, трещоткой на 3 звезды (количество зубьев – 6, 20 и 24).
  • Втулочно-роликовая цепь.

Сиденье могло быть как мягким, так и жестким. Комплектовался велосипед ХВЗ, как правило , звонком, фонарями и насосом со шлангом для подкачивания колес. А также имелась сумка для инструментов.

Какие бывают типы передач?

В наши дни существует куча (много) вариантов вело трансмиссий, поэтому подобрать нужную для ваших вело-занятий не составит ни какого труда. Давайте пробежимся по основным типам трансмиссий.

Стандартная двойная

Две звезды спереди сопряжены с 11-ю звездочками сзади. Стандартная двойная схема обычно является предпочтительным выбором для велогонок, предполагая (предлагая) наибольшие звезды спереди, для поддержания высокой скорости движения.

Тройная схема

Получив три ведущие звезды, вы получаете возможность переключаться на малую переднюю звезду. При перекидывании цепи на большую заднюю звездочку вы тем самым получаете — велосипед-вездеход, который способен забираться на очень крутые подъемы.

Компактный

Компактный вариант трансмиссии первого типа. Здесь обе передние звезды уменьшены в размерах. Обычно внутренняя представлена 34-мя — 36-ю зубьями, соответственно внешняя — 48-ю — 50-ю зубцами. Очень популярная сегодня схема в основном для спортсменов-любителей, которая позволяет не снижать каденс даже на крутых подъемах.

Планетарная втулка

Сложный в техническом плане, тяжелый и непростой в обслуживании (впрочем, частой обслуги и не просит) недешевый элемент трансмиссии, больше всего похожий на вариаторную коробку на автомобилях. Переключение происходит без внешних «переклюков» и каких-то других вспомогательных механизмов. На данный момент на рынке существуют, — двух, четырех, семи, восьми, девяти и двенадцати-скоростные планетарные втулки от компаний, SRAM, Shimano и Sturmey-Archer. Есть даже 14-ти ступенчатые «планетарки» от компании Rohloff. Стоимость одной такой втулочки вас неприятно удивит – порядка 90 тыс. рублей.

Подходят скорее для прогулочных велосипедов, чем для велогонок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: