Как улучшить советский велосипед (реставрация велосипедов)

Исторические факты

Это одна из немногих более современных моделей, где вместо карбона и композитных материалов, в качестве основного для рамы и вилки используется именно сталь. Производитель – Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского, работающий с 1923 г. В те довоенные годы на заре СССР отсутствовали полноценные конвейеры, позволяющие наладить массовый серийный выпуск велопродукции. В 1926 г. был выпущен первый дорожный велосипед «Украина». Но механизированный конвейер вскоре был налажен, и ХВЗ превзошёл все ожидания советских людей, перед Второй мировой войной выпустив больше миллиона экземпляров.

В годы Великой Отечественной ХВЗ был отправлен в Бухару, где переключился на военное производство. После возвращения в Харьков, когда война окончилась, завод восстановил производство велосипедов. С этого момента советский велопром делает упор на выпуск женских и детских моделей. Советские конструкторы К. С. Гладкой и В. М. Майборода расширили перечень моделей байков, запустив производство гоночных моделей. «Турист» и «Харьков», представленные к производству в 1949 г., выпускались вплоть до 1966 г., затем «Харьков» был обновлён, и новая его модификация стала называться «Старт-шоссе».

Производство этого велосипеда было остановлено лишь спустя 36 лет после ряда доработок и улучшений. Велосипеды «Старт-шоссе» представлены следующей линейкой: В-553, В-555, В-155411, B-155412 и, наконец, B155461. Существуют и другие модели этой же линии, относящиеся к коллекционным, произведённым в малом тираже.

Характеристики «Камы» и отличие от предшественника

Когда нас посетила мысль, написать об устройстве этого легендарного велосипеда, то возникла проблема, а что писать-то.

Это не значит, что писать не о чем. Это значит, что деталей этого велика так не много, а конструкция настолько проста, что велосипед «Кама» можно сравнить с автоматом «Калашникова».

И всё же попробуем рассказать о начинке легенды.

Велосипед стал выпускаться в 70-х годах прошлого столетия под именем «В 815» и, несмотря на то, что к его конструкции было много нареканий, модель сыскала себе славу отличной техники.

Особые нарекания были механизму складирования, но конструкторы не остались глухи к чаяньям граждан и устранили это пробел.

К 80-и в советских магазинах сети «Спорттовары» появилась «Камы 113-613». В 1997 году бренд «Кама» поменял своё название на «Велта-Кама».

Политические и экономические тряски в нашей стране отразились и на Пермском велосипедном заводе.

После многочисленных банкротств, перекупов и аукционов за завод взялась компания Урал Трейд.

Компания не отказалась от проверенных советских велосипедных брендов и вместе с этим наладила производство новых моделей велосипедов.

Особенностью советского велосипеда «Кама» стали некоторые технические новшества:

  • Замок для складывания рамы сделали более прочным. Добились это за счёт технологии литья петель. Это увеличило прочность и надёжность механизма для складывания, при этом рама стала гораздо жёстче.
  • Руль сделали с литым выносом, тем самым предоставили возможность велосипедисту чувствовать себя гораздо комфортнее.
  • Отделку седла сделали из мягкой кожи, а каркасу сиденья увеличили жёсткость.
  • Заднюю втулку конструкторы решили делать тормозной со свободным ходом.
  • Рулевой стержень, трубку под сиденьем и замок для складывания оснастили быстродействующими зажимами. С тех пор собрать и разобрать, велик смог любой человек, не имеющий навыков слесарно-монтажного дела.
  • Производители оснастили велосипед ручным тормозным управлением.

Характеристика велосипеда Кама

  • Рабочая база – расстояние между центрами втулок заднего и переднего колеса составляет 1 м (1000мм).
  • Высота «Камы» 460 мм.
  • Колёса имеют размер шин 460 на 40 мм или 7″ х 1,3/4″.
  • У ведущей звёздочки количество зубьев составляет 48 штук.
  • Ведомая звёздочка имеет 15 зубьев.

Советы крокодиловодов

  • Выбирая узкую сликовую резину можно уменьшить сопротивление движению,
  • Благодаря легким и узким ободам велосипед легче скользит по асфальту
  • Покупая китайские втулки, смотрите на ось втулки — попробуйте поцарапать её. Если металл мягкий как пластилин, то втулку придется менять часто. Если ногтем вы сломали дорожку резьбы на краях оси втулки, то не стоит ее покупать.
  • Дорожки для шариков подшипников не должны быть мягкими. Не экономьте ни на втулках, ни на подшипниках.
  • Для заднего колеса крокодила лучше всего выбрать чешские обода Remerx Aero. Двойные аллюминиевые обода лучшее, что можно посоветовать для крокодила.
  • Резину лучше выбрать Харьковского производства, но подойдет и Питерская узкая полусликовая.
  • систему для переключения скоростей берите производства
  • не покупайте дешевые пластмассовые педали, хотя они должны быть легкими и лучше котактными и специальной обувью
  • Диапазон для задней трещетки возьмите 13-34.
  • Переключатели скоростей популярны Shimano на крокодилы обычно устанавливают переключатели групп Tourney или Altus.
  • Старую краску с рамы облупившегося велосипеда рекомендуют снимать с помощью смывки и наждачной бумаги. Тогда отполированная поверхность лучше покрывается краской из баллончика.
  • Возникают проблемы найти необходимые запчасти в небольших городах, но их всегда можно заказать из Москвы, если не удалось найти на рынках.
  • Очень удобная штука руль – баран, от него не устают руки из-за большого количества вариантов обхвата.  Благодаря небольшой ширине удобно перемещаться по пробкам в городе.
  • Для ровных и прямых дорог вполне сойдут резиновые покрышки производства Воронежского шинзавода. Она самая распространённая на крокодилах. Из-за бугров при давлении ее прозвали пьяный удав. На сухих и ровных дорогах она ведет себя вполне прилично.
  • Рамы велосипедов ХВЗ 1980-1991 годов выпуска считаются самыми лучшими. После металл для рам стал очень некачественным. Почему на барахолках можно встретить множество новых запчастей для велосипедов, потому что неопытные крокодиловоды покупают запчасти, не учитывая совместимость по размерам с основной конструкцией.
  • Кое-какие делали надо приваривать, подгонять напильником под нужные размеры, и вам будут необходимы навыки механика и слесаря.

Самые популярные части велосипеда, которые подвергаются замене:

  • Руль
  • Тормоза
  • Втулки передние и задние
  • Обода
  • Спицы
  • Седло
  • Покрышки
  • Установка мотора на велосипед.

Велосипеды выпускались по роду назначения. Шоссейные велосипеды, и для туризма, которые могли бы проходить в труднодоступных местах. Можно ли из двух видов сделать один? Запросто.

Запчасти, которые сейчас обычно продают это китайского производства.

Замене с целью апгрейда подлежат:

  • крылья,
  • звонки-клаксоны,
  • сумки на багажник,
  • сумки на руль,
  • фонари,
  • зеркала,
  • втулки передние и задние.

Вы можете сказать, что после крокодиловодства от прежнего велосипеда остались лишь воспоминания, но экономия средств иногда будет приличной, чем при покупке нового гоночного или профессионального велосипеда. Но это скорее хобби, чем бизнес. Советы крокодиловодов:

Минусы

При всём уважении к старинному двухколёсному другу следует отметить недостатки этого велосипеда:

  • Ещё с советских времён к велосипеду предъявлялись претензии относительно его сборке, а в первую очередь с соединительным механизмом, которые отвечали за собирание. Многие экземпляры доживших до цифровой эры уже не имеют тех гибких свойств. Хозяева этих великов, чтобы они дольше служили, просто заваривают соединительный механизм.
  • Запчасти, которые используют сейчас для сборки этой модели, не отвечают нормам качества.
  • Маленький модельный ряд. Покупатели с претензиями обходят Каму стороной.

История модельного ряда

Серия советских байков Спутник выпускалась на протяжении 20 лет. Все модификации были ориентированы на взрослых велосипедистов, ведущих активный образ жизни. Хронологически модельный ряд можно представить следующим образом:

  1. «Спутник В-34» — стартовая модель. Велосипед собирали на протяжении 1961–1964 гг. Основные характеристики: ручные тормоза, спортивный руль, 3-скоростная трансмиссия. В базовой комплектации была предусмотрена сумка с инструментами для ремонта и компактный насос.
  2. «Спутник В-37». Модель выпускалась с 1964 по 1987 год. Конструкторы модернизировали байк, улучшив тормоза и эргономичность седла. Изюминка велосипеда – установка трещотки на заднюю втулку. Комплектация предусматривала установку руля спортивного типа и контактных педалей, что помогало увеличить нагрузку и достичь лучшей аэродинамики. В базовую комплектацию входили та же сумка с инструментами и насос для подкачки колес, раритетный звоночек, запчасти для трещотки, электрическое оборудование.
  3. «Спутник В-39». Модель, которую ХВЗ выпускал с 1968 по 1973 год. Велосипед практически не отличался от своей предыдущей версии. Но эксперты в считанные секунды могли распознать отличия. Так, на В-39 ставили ободья из стали или дюралюминия, более усовершенствованные переключатели скоростей и надежные педали, обеспечивающие хорошее сцепление со стопой. Раму, переднюю вилку и колесные щитки украшали разноцветной эмалью и изящными наклейками. Более того, металлические элементы конструкции были покрыты слоем хрома.
  4. «Спутник В-301». Это принципиально новая модель, которая, судя по официальным данным, предназначалась для деловых поездок, путешествий и прогулок. Модель комплектовалась трансмиссией на 4 передачи, мягким седлом и педалями с туклипсами. Велосипед выпускался в двух модификациях: в базовой и расширенной комплектации. В базовом оснащении велосипедист получал все ту же сумку с инструментами, кормовой светоотражатель, звонок, небольшой ящик на багажник. А вот за дополнительную плату ХВЗ снабжал велосипед еще и передним багажником, зеркалом заднего обзора, динамо-машинкой и фарой. В-301 собирался на раме закрытого типа с ручными тормозами клещевого типа. Последняя партия велосипедов вышла в 1975 году.
  5. Версия 153-414. Велосипед выпускался с 1975 по 1977 годы. Многие по-прежнему считают эту модель классическим «туристом». Довольно жесткое седло, педали-«топталки» и задняя втулка, рассчитанная на 3 или 4 звезды – далеко на нем не уедешь, но в турне по близлежащим деревням отправиться можно. Как и предыдущая модель, версия «153-414» имеет две комплектации. Расширенная оснастка отличается лишь наличием емкости для смазки.
  6. Версия 153-424. Модель выпускалась с 1978 по 1982 годы и предназначалась, в основном, для любителей велоспорта. Однако чуть позже, после появления заднего багажника, велосипед стал подходящим снарядом и для путешественников. Раму изготавливали из более тонких стальных труб, седло – из пластика, что в конечном итоге позволило значительно уменьшить вес велосипеда. Модель комплектовалась трансмиссией на 8 передач. Размер колеса велосипеда – 26 дюймов.

Велосипед Турист

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

Переделываем своими руками

Велосипед «Спорт Турист» популярен и в настоящее время. Но не модели последних лет (они отличаются низким качеством), именно представители советских времен. Их зачастую даже подвергают тюнингу, давая им второй шанс порадовать своих владельцев.

Для начала можно обратиться к звездочкам с шатунами и цепи. Это улучшит ходовые показатели. В частности, легче станет подниматься в гору.

Задние переключатели также можно заменить. Если предпочтение отдать трещетке с большой задней звездочкой, то понадобятся переключатели. А их можно отыскать только у зарубежных производителей. В противном случае достаточно деталей «родного» Харьковского завода. Не смотря на довольно примитивный механизм, по качеству они не уступают своим импортным конкурентам.

Хорошей альтернативой стандартным станут двойные обода. К сожалению, их придется покупать у зарубежного производителя. Хороший вариант – обода с шириной от 18 до 21 мм.

Эти изменения улучшат качество «Туриста» в части ходовых показателей. Что же касается внешнего тюнинга, то и здесь есть место для фантазии.

Первое, на что можно обратить свое внимание, – это сиденье. Советские экземпляры далеки от идеала. Сначала их можно заменить на более удобное современное устройство

Сначала их можно заменить на более удобное современное устройство.

Далее можно приступить к элементам на руле: ручкам, звонку. Современные тормозные ручки не оставят равнодушными любителей велосипедных прогулок. А моделей звонков на сегодняшний день огромное количество.

Далее – подсветка. В вечернее и ночное время велосипед будет смотреться эффектно, если на его отдельные элементы наклеить светоотражающую пленку. На обод колес приклеивают светодиодную ленту, которая не останется незамеченной. Для спиц также существуют различные наклейки, вставки, обмотки.

Не испортят внешний облик «Спорт Туристов» и такие мелочи, как багажник, держатель для воды или мобильного телефона.

Начиная переделки, главное, вовремя остановиться. Фантазия некоторых велосипедистов-оматоров столь велика, что «Турист» становится неузнаваем. От него может остаться только прочная рама. Благо, возможностей для этого достаточно на сегодняшний день.

Запасные части и другие элементы можно отыскать в специализированных магазинах. Конечно, оригинальных деталей от моделей советских времен в магазине не будет. Их нужно искать на барахолках. Многие запчасти от современных моделей ХВЗ подойдут и для «Туриста». В противном случае всегда можно обратиться к зарубежным производителям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: