Харьковский велозавод тогда и сейчас
Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.
Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:
- “Украина”, пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
- “Спутник” – велосипед для широкого круга любителей, настоящий “спутник” туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
- “Турист” – еще один универсальный байк, но, в отличие от “Украины”, с ручным тормозом;
- “Старт-шоссе” – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.
Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили “малым тиражом” две модели велосипедов: трекинговый “Рекорд” и шоссейный “Чемпион Шоссе”, ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.
В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой “ВОДАН” – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.
«Рекорд»: трековая советская модель
Велосипед ХВЗ “Рекорд”.
трековых велосипедов
Модель очень облегчена: масса ровера не превышала 8,6 кг для развития скорости на треке. Профессиональные спортсмены высоко оценивали жесткое седло: оно опиралось на верхнюю трубу, было сделано на основе стали и покрыто пластиком. Раму изготавливали из легированных сортов стали в виде труб с тоненькими стенками. Все было направлено на облегчение конструкции и сохранение производительности, поэтому колеса обязательно комплектовались облегченным вариантом ободов и производились на основе профильной трубы из дюралюминия и спецсплава. Спицы на колесах предполагались редуцированные, со снижением диаметра в средней части. Для руля выбирали особо прочный сплав алюминия, а располагали его глубоко, с удлинением выноса.
Благодаря использованию дюралюминия и других легких сплавов для передней звезды и шатунов конструкторам удавалось дополнительно снизить массу ровера.
Особенности, разновидности модификаций, плюсы и минусы
Среди конкурентных преимуществ отмечают то, что у «Старк» представлены байки различных категорий:
- в коллекциях бренда есть отличные решения для мужчин-экстремалов (и не только), которые предпочитают скоростную езду. Можно подобрать велосипеды для катания по пересеченной местности, покорения горных трасс, туристических маршрутов с «условными» препятствиями или же экстремально-скоростных туров;
- «Старк» велосипеды для женщин с низкой рамой комплектуются удобным седлом, в зависимости от модели это спортивный вариант или мягкое широкое сиденье. Руль на женском байке характеризуется относительно узкой конструкцией. Чаще всего решения для прекрасной половины имеют яркий дизайн, хотя встречаются и версии в классической палитре;
- подростковые байки представляют собой уменьшенную вариацию стандартных конструкций. Как и предложения для взрослых велолюбителей, модельный ряд для юниоров включает в себя ситибайки, шоссеры, фэтбайки, горные хардтейлы, складные и другие решения. Тинэйджерский класс предусматривает повышенную безопасность катания, учитывая стремление юных райдеров к динамичной езде, решительным маневрам, склонность к экстриму;
- детские велосипеды «Старк», отзывы о которых исключительно положительные, подходят малышам от 1,5 до 8 лет. Конструкции предназначены для обучения чад нежного возраста «велопокатушкам» и спокойным прогулкам верхом на «железном коне». Также представлены и беговелы для отпрысков 1,5-3 лет.
Интернет-площадка старк.ру привлекает не только наличием широкого ассортимента двухколесного спортинвентаря хорошего качества, но и стабильно демократичным ценовым диапазоном. Единственным минусом отмечают то, что из-за небольшого обвеса некоторые модели данной марки не могут хвастать параметрами высшего пилотажа при экстремальной езде, к примеру, по горным тропам.
«Спутники» и современность
Велосипеды «Спутник» давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких «железных коней» в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.
Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество «спутниковых» рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным «шимановским» навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.
Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.
Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед «Спутник» в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.
Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный «недошоссейник».
Ну и, конечно, байки «Спутник», хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.
2 группа: Покупайте осознанно
Во вторую группу мы включили бренды, которым можно доверять, но стоит учитывать некоторые их особенности. Это либо средний уровень компонентов, стандартные рамы из каталогов азиатских производителей и узкий размерный ряд. Либо узкая специализация на одном типе велосипедов, который будет не самым удачным выбором в качестве городского велосипеда. Многие модели у марок из этой группы выпускаются всего в паре размеров, поэтому люди невысокого роста вряд ли смогут подобрать модель.
Покупать велосипеды брендов из 2 группы разумно в том случае, если вы отчетливо понимаете, зачем вы это делаете и что получите в итоге.
Бренд из США. Основное направление — односкоростные модели с flip-flop втулкой.
Неплохие, достаточно надежные велосипеды нашего родного белорусского производства.
Российская марка, дочерняя компания бренда Forward. Основная проблема — узкий размерный ряд почти всех моделей, а также комплектующие под собственным брендом, о качестве которых судить сложно.
Этот российский производитель на рынке с 2014 года и еще не успел завоевать популярность. Основные запчасти для велосипедов закупаются у известных мировых производителей — Shimano, Suntour, RockShox, Kenda. Большой плюс — размеров рам много и есть маленькие.
Чешский производитель, на рынке с 2002 года. По ассортименту и качеству — типа нашего Aist.
Калифорнийский бренд, который специализируется на производстве шоссейных и односкоростных велосипедов.
Еще один производитель односкоростных велосипедов, на этот раз из России. Собираются велосипеды в Москве в основном из китайских комплектующих.
Белорусский производитель в основном шоссейных и трековых моделей. Велосипеды качественные и стильные, но для комьютеров вряд ли подойдут — у бренда высокие цены и спортивная специализация.
Бренд основан в 1948 году итальянским велогонщиком. Сегодня это марка-производитель шоссейных и городских односкоростных велосипедов, рам, компонентов и различных аксессуаров для велоспорта.
Format и Forward
Два российских бренда, выпускаемые ООО «Форвард». Format специализируется на горных моделях, но есть и городские велосипеды. Бренд уникален на постсоветском рынке тем, что рамы разрабатываются инженерами специально для моделей марки, а не заказываются в Китае. Используется оборудование Shimano и Suntour, SRAM, RockShox, резина Schwalbe — то есть неплохие комплектующие. Минус, как и у многих — маленькая размерная линейка.
Forward — младший брат Format. Пермское производство с его плюсами и минусами — невысокие цены, невысокое качество, узкий размерный ряд.
Немецкий бренд, специализация которого — горные велосипеды и велосипеды для спортивных дисциплин. Собственное производство, на рынке с 1995 года. Хорошие компоненты, цены разумные, много размеров, но городских или фитнес-моделей не делает, только гибриды и горные.
Польский бренд из Познани, выпускает круизеры и городские комфортные модели в различных размерах и цветах.
Популярный на белорусском рынке бренд китайского производства со всеми вытекающими — компоненты соответствуют низкой цене. С 2010 года выпускает гибриды и горные велосипеды. Городских моделей не делает.
Относительно молодой (на рынке с 2008 года) российский производитель. Специализируется на складных моделях, но есть и электро- и дорожные велосипеды.
Велосипеды российской сборки (г. Псков). Главный продукт — горные велосипеды и модели для спортивных дисциплин: стрита, дерта, фрирайда и даунхилла. Есть городские и шоссейные модели, но немного, как и размеров рам.
Бренд Stels — продукт российской компании «Веломоторс». Собираются велосипеды в России с использованием китайских запчастей. Недорого, качество сомнительное, только большие размеры рам — стандартный набор для марки из 2 группы.
Бренд существует с 2002 года. Велосипеды собирают в России, в Калининграде, на заводе «Велобалт». Качество компонентов среднее, цены соответствуют. В некоторых моделях есть маленькие размеры рам, что уже неплохо.
История
Факт! два студента факультета физической культуры Государственного университета – А.Князев и И. Фрейдберг — были первыми, кто решили испытать творение ХВЗ. И уже в 1924 году молодые люди решили отправиться в кругосветное путешествие на этих двухколесных транспортных средствах. Студенты пересекли всю Сибирь, добравшись до Китая, затем посетили Японию и несколько стран Латинской Америки. И, спустя три года, вновь вернулись в Москву.
До Великой Отечественной войны, велозавод выпустил более одного миллиона байков. В военное время предприятие было эвакуировано в Бухару, а ХВЗ был переориентирован на производство военной техники.
В 1945 году предприятие вернулось в родные стены и изготовление велосипедов небольшими шагами стало налаживаться. А уже спустя четыре года с конвейера сошла модель байка под названием «Турист».
Интересно! В истории велосипеда «Турист» принято выделять два периода:
- С 1949 (год начала выпуска) по 1961
- С 1978 и до настоящего времени.
В-32 приобрел бОльшую популярность, чем его предшественник. Все благодаря трехскоростной трансмиссии. Кстати, механизм переключения скоростей в то время получил очень неординарное имя – «костяная нога». К последним моделям, этот переключатель стал телескопическим.
В-33 конструктивно практически не имел существенных различий с предыдущими версиями. Главным преобразованием стало изменение материала велосипедной рамы: с алюминия на сталь. Этот переход сделал «Туриста» более прочным, что позволяло преодолевать еще большие расстояния и трудные дистанции.
Факт! Именно эта модификация стала основой классической конструкции дорожно-туристического велобайка.
В 1961 году, благодаря космическим достижениям СССР, было принято сменить название «Турист» на символичное «Спутник». И первая модель В-34 под космическим названием стала проникать на рынок с небольшими преобразованиями: руль стал алюминиевым, был трансформирован задний переключатель, конструкция выноса тоже претерпела незначительные изменения.
Название «Турист» вернулось только спустя 17 лет. Модель под серийным номером 153-411 появилась в совершенно новом, ярком дизайне. Добавилась защита как до передней, так и до задней звезды. Однако, эта версия «Туриста» слишком напоминала модель «Спорт» того же Харьковского велосипедного завода.
К следующей версии «Туриста» под номером 153-421 был добавлен багажник. Но даже это нововведение не спасло велосипед от краха. Дело в том, что было принято решение велосипедную раму, втулки, вынос производить не из хромированной стали, а из алюминия, как было с первыми модификациями «Туриста». Это изменение сыграл злую шутку и существенно испортило качество «Туриста». Поэтому модель признали браком.
Интересно! Чем был так привлекателен «Турист»? По сравнению с другими велосипедами этого завода, конструкция «Туриста» была облегчена.
FORWARD TRACER 3.0
Производитель: Россия
Стоимость: 17 000 р
Данный велосипед является самым лучшим и популярным из всего рейтинга, он получил массу положительных отзывов от покупателей и критиков, а также почётное место среди недорогих, но привлекательных марок
Как и в предыдущей марке велосипеда, здесь, преобладающее внимание отдано потрясающему дизайну, а также привлекательной и в то же время низкой ценовой категории. Конструкция данного велосипеда не сильно разнообразна и имеет довольно скудное описание: на переднем колесе установлен специальный тормоз от фирмы ProMax TX-119, а вот для заднего колеса, набора скоростей и всех необходимых деталей взяли Nexus от японской фирмы Shimano
Велосипед предназначен для спокойных городских прогулок. Отлично подойдёт женщинам и подросткам. Несмотря на слабую комплектацию, он полностью оправдывает свою стоимость, которая кстати, очень низкая.
Большое количество хвалебных отзывов получил и разработанный до мелочей механизм складывания. Как видите, перед нами находится замечательная модель, которая прослужит долгий срок и будет радовать покупателя своим дизайном и ценой.
Оценка данной модели составляет 4.7
Велосипеды Старт-Шоссе от ХВЗ — история
Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского берёт своё начало в 1923 году, где создавались первые веломашины, и до создания легендарного советского шоссера «Старт-Шоссе» заводу предстояло пройти не лёгкий путь. В условиях ручного труда, примитивными способами производства начался выпуск первых велосипедов.
Преодолев трудности становления завода, приобретя первый опыт и, воспитав трудовой коллектив, в 1926 году ХВЗ выпустил свою первую модель «Украина». Производство росло, увеличивалось количество выпускаемой продукции: с момента начала производства вплоть до начала ВОВ было выпущено более 1 млн. велосипедов.
Во время Великой Отечественной Войны велосипедный завод был переброшен в Бухару, где всю войну выпускал военную продукцию. После возращения в родные пенаты, ХВЗ продолжил свою деятельность на предвоенном поприще.
После постановки на серийное производство детских и женских велосипедов, в 1948 году под началом инженера конструкторского отдела завода, К. С. Гладким, а после с В. М. Майбородой была начата разработка легковесных и спортивных велосипедов.
Первыми многоскоростными велосипедами ХВЗ стали модели «Турист» (В-31, В-32) и «Харьков» В-53, производимые с 1949 года, которые стали предшественниками спортивных велосипедов модельной линейки «Старт-Шоссе».
После ряда доработок и улучшений в 1966 году свет увидел первый представитель «Старт-Шоссе» – «Харьков» В-553 (Старт-Шоссе).
На протяжении долгих лет: 1966-2002 гг. модели «Старт-Шоссе» сходили с конвейера Харьковского завода. Шоссейные велосипеды дорабатывались и модернизировались, но всегда были желанными для любителей и профессионалов велосипедной езды.
Старт-Шоссе В-553
Наиболее распространёнными моделями «Старт-Шоссе» были шоссеры В-553 и В-555, но по мимо них выпускались и другие «Старт-Шоссе»:
- 155-411, 1976-1978 и 1982-1992 гг. в.
- 155-412, 1979-1982 гг. в.
- 155-441, 1991-1994 гг. в.
- 155-461, 1991-2002 гг.в.
На просторах Родины встречаются и другие модели «Старт-Шоссе» (гибридные), маркировка которых не совпадает с официальными документами, что ставит в тупик профессиональных «кроководов» (любителей и фанатов велосипедов ХВЗ).
На просторах «кроководного» форума выдвигаются предположения, что существуют немало моделей, выполненных в сильно ограниченных количествах.
Также существуют мнения о том, что некоторые модели «Старт-Шоссе» (и не только) при реставрации или ремонте на ХВ-заводе, приобретали не характерные для конкретной модели черты: несоответствие технических характеристик внешнему виду байка.
Достоинства и недостатки
Главное достоинство «Старт-Шоссе» – шоссейный велосипед. Езда на нём в отличии от других байков значительна и ни с чем не сравнима.
Основное отличие от современных аналогичных велосипедов – это металлическая рама, что облегчает её ремонт в случае поломки. Вес (за счёт тонкостенных трубных деталей) аналогичен современным байкам.
Современный байки-шоссеры удовольствие не из дешёвых – стоимость не самого дорогого велосипеда составит около 50 тыс. рублей, с учётом того, что будет он б/у. Стоимость же восстановленного «Старт-Шоссе» в хорошем, работоспособном состоянии около 10 тыс. рублей. Можно также взяться за восстановление своими силами, что, при удачном стечении обстоятельств, поможет сэкономить ещё пару-тройку тысяч.
Если рассматривать плюсы исходя из технических характеристик, то «Старт-Шоссе» в сравнении с «Туристом» или «Спутником» является более быстрым велосипедом. Являясь облегчённой версией сравниваемых байков, «Старт-Шоссе» даёт прибавку в скорости на 6-10 км/ч.
Минусы ХВЗ «Старт-Шоссе»
- Данный велосипед давно снят с производства, что затрудняет его техническое обслуживание. Запчасти придётся искать и заказывать. В больших городах с приобретением ремкомплектов проблем не будет: во многих из них специализированные магазинчики ХВЗ, да «коллег», увлекающихся ХВЗ достаточно. Но если велосипедист из небольшого городка, то это может быть проблемой.
- Приводные агрегаты (переключатели, манетки) хоть и выполняют свои функции, но морально устарели.
- При апгрейде велосипедов ХВЗ возникают некоторые затруднения. В частности – замена заднего колеса. Задние втулки ХВЗ размером меньше, чем у современных байков, поэтому при полной замене нужно гнуть задние перья, что без специального оборудования самостоятельно лучше не делать: можно нарушить геометрию велосипеда.
Универсальные модели для взрослых
1
Trek Zektor I3
40 000 руб.
Данный байк предназначен для тех, кто хочет, перемещаясь по городу, совершать аэробные тренировки. Trek Zektor I3 имеет отличные технические характеристики. Хромомолибденовая вилка и облегчённая рама отлично сочетаются с гидравлическими тормозами. Низкая посадка руля предназначена для кросс-кантри. Педали у велосипеда тоже облегчённые, поэтому их довольно легко крутить. Для фиксации стопы есть специальные клипсы, что позволяет дополнительно упростить кручение педалей. В общем, это отличный универсальный велосипед для занятий спортом и перемещения по городу.
9.9 /10
рейтинг
Плюсы
- Облегчённая рама
- Гидравлические тормоза
- Подходит для занятий фитнесом
Минусы
Велосипед Trek Zektor I3
2
Giant Roam 1 Disc
40 000 руб.
Данный байк создан для тех, кто ценит быструю езду, отличную проходимость и высочайшее качество сборки. Компания Giant всегда радовала велосипедистов всего мира своими классными моделями байков. Roam 1 DIisc получился просто великолепным: в нём сочетаются все самые лучше качества, которыми должен обладать современный велосипед.
Хоть модель и выглядит скромно на фоне навороченных горных велосипедов, она даст фору каждому из них. Хорошую проходимость обеспечивают 30 скоростей и колёса размером 28 дюймов. Байк может развивать очень высокую скорость для велосипеда. На нём стоят хорошие спортивные тормоза. Правда, за все эти фишки придётся отдать сумму, на которую можно купить подержанный автомобиль.
9.6 /10
рейтинг
Плюсы
- Обладает отличной проходимостью
- Развивает высокую скорость
- Надёжная сборка
Минусы
Велосипед Giant Roam 1 Disc
3
Merida Crossway 100
70 000 руб.
Вам может показаться, что 40 тысяч рублей — это очень много для велосипеда. Однако в случае с Merida Crossway 100 цена вполне оправдана. У него есть 2 переключателя скоростей, один из которых является спортивным, и 27 скоростей, чего вполне хватит для комфортных поездок по городу и пересечённой местности. Тормоза в этой модели гидравлические, они могут остановить байк даже на предельной для велосипеда скорости. Также стоит отметить и качественные покрышки, которые позволяют одинаково комфортно водить байк по грязи и ровному асфальту. Дизайн у Merida Crossway 100 стильный и современный, поэтому водители автомобилей не будут смотреть на вас свысока. Пользователи этого байка относят к минусам только педали из пластика.
9.2 /10
рейтинг
Плюсы
- Два переключателя
- Отличные тормоза
- Качественные покрышки
Минусы
Велосипед Merida Crossway 100
4
Author Trophy
40 000 руб.
Это хороший чешский велосипед для поездок по городу. В модели есть всё необходимое оборудование для езды по дорогам разной степени качества. Конструкция байка позволяет пользоваться им как спортсменам, так и просто любителям покататься на велосипеде.
Трансмиссия Author Trophy оборудована 17-ю скоростями, что позволяет преодолевать любые подъёмы. Металлическая рама имеет форму, позволяющую водителю ехать на байке с прямой спиной и при этом не напрягаться. Тормоза используются ободные, срабатывают они всегда быстро и безопасно. Благодаря небольшому весу и компактным габаритам Author Trophy легко можно поместить на крышу машины. Байк выпускается в разных цветах, поэтому можно подобрать вариант как для мужчины, так и для женщины.
8.8 /10
рейтинг
Плюсы
- 17-скоростная трансмиссия
- Отличные тормоза
- Удобная форма рамы
- Доступная цена
Минусы
Велосипед Author Trophy
5
Forward Apache 2.0 29 Disc
15 000 руб.
Ребята из Forward постарались и сделали один из лучших бюджетных велосипедов для города на российском рынке. Модель Apache 2.0 29 Disc отлично подходит как для мужчин, так и для женщин. Несмотря на то что при сборке были использованы бюджетные детали, велосипед имеет неплохие показатели.
Байк оборудован 21 скоростью, поэтому его удобно водить по городским трассам и просёлочным дорогам. Дисковые тормоза способны быстро остановить байк на любой скорости. На Apache 2.0 29 Disc регулируется не только высота седла, но и угол его наклона, что позволяет подстроить велосипед под любого водителя. Также стоит отметить большие колёса и усиленные обода.
8.2 /10
рейтинг
Плюсы
- Хорошая проходимость
- Отличные тормоза
- Низкая стоимость
Минусы
Велосипед Forward Apache 2.0 29 Disc
«Спутники» и современность
Велосипеды «Спутник» давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких «железных коней» в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.
Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество «спутниковых» рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным «шимановским» навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.
Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.
Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед «Спутник» в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.
Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный «недошоссейник».
Ну и, конечно, байки «Спутник», хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.
«и целых семь передач»
да это великое колдунство, не иначе…