Из-за чего сбивается нулевое положение руля
Ниже приведен список причин, по которым нулевое положение рулевого колеса и стойки может не совпадать:
- неправильное давление в одной или обеих передних шинах;
- повреждение шины, например, грыжа межпозвоночного диска;
- повреждение подвески;
- погнутая или неправильно изготовленная рулевая рейка после замены;
- Неправильная установка рулевой тяги после замены или ремонта рулевой рейки.
Нередки случаи, когда водитель управляет автомобилем и даже не подозревает, что его подвеска нуждается в серьезном ремонте. Отсутствие хороших мастеров на постах развал-схождения заставляет таких буксировщиков корректировать эти параметры, но с каждым разом ситуация становится все хуже и хуже. Шины быстро изнашиваются, автомобиль становится неустойчивым при любых маневрах, углы поворота колес не совпадают. Тогда неопытный водитель решает, что единственным решением является замена рулевой рейки.
После установки нового блока нулевое положение колеса не совпадает, регулировка развала или схождения не дает результатов, хотя по показаниям компьютера все в порядке и т.д. Неисправную систему нельзя восстановить заменой одной детали, необходим комплексный подход, включающий все компоненты и обеспечивающий их совместимость.
Последние статьи
5 десертов, которые запросто можно приготовить в сковородке без духовки сегодня, 10:21
+1
Крако: город-призрак «благородной» армии разбойников в горах Италии сегодня, 09:18
+1
«Крылья России»: почему советский авиалайнер размером с Ан-225 «Мрия» так и не увидел свет 26.11.2022, 21:30
+1
Единственный случай, когда Т-34 сбил самолет из пушки: как и где это было 26.11.2022, 19:30
+1
Воспитание экстрасенсов и коты-шпионы: 4 необычных секретных проекта американских спецслужб 26.11.2022, 17:12
Сода для чистки ковра и еще 6 бытовых советских лайфхаков, которые заслуживают награду за смекалку 26.11.2022, 15:09
+1
«Адмирал Кузнецов»: авианесущий крейсер с судьбой, которую и врагу не пожелаешь 26.11.2022, 13:35
Самые проблемные подержанные автомобили в России, брать которые нужно с осторожностью 26.11.2022, 11:57
Митла – древний мексиканский город, артефакты которого могут предсказать длительность жизни 26.11.2022, 10:45
12+ способов согреться зимой, если батареи отнюдь не шпарят 26.11.2022, 09:29
Все статьи
Почему нужно уметь водить машину на механике
Вы никогда не знаете, в какую ситуацию попадёте в ближайшее время. Возможно, вам придётся одолжить чужой автомобиль, который будет оснащен механической коробкой передач. Или ваш друг захочет выпить, и обратится к вам с просьбой доставить его домой на его же авто с МКПП? А что с прокатом автомобилей за рубежом? Машины на механике встречаются намного чаще, нежели авто с АКПП.
Если вы научитесь ездить на механике, вас ничто не застанет врасплох. Человек, который понимает, как ездить на автомобиле с механической трансмиссией, с легкостью сядет за руль машины с «автоматом», но не наоборот.
Машины с ручной трансмиссией, в большинстве случаев, стоят меньше, чем аналогичные версии с АКПП. Вы сэкономите деньги не лишь при покупке автомобиля. Вождение на механике – это серьезная экономия средств в течение многих лет эксплуатации транспортного средства, поскольку расход топлива таких автомобилей очень часто является меньшим, по сравнению с автоматическими трансмиссиями. Поскольку цены на топливо неумолимо растут, выгода будет очевидной.
Если аккумулятор вашего автомобиля с МКПП разрядился, вы сможете начать движение. Один из вариантов – воспользоваться проводами для прикуривания. Если их под рукой не оказалось, всегда можно завести машину «с толкача». Забудьте об этой идее, если вы используете автомобиль с автоматической трансмиссией.
Многие спорткары доступны исключительно с механической трансмиссией. В особенности это касается многих моделей, выпущенных несколько десятков лет назад. В большинстве случаев производители таких машин понимают, что получить истинное удовольствие от вождения мощного авто можно лишь с механической КПП.
Водить машину на механике гораздо веселее! Если вы всю жизнь проездите на АКПП, вы так и не узнаете, что такое настоящий контроль над автомобилем. Езда на машине с «автоматом» очень искусственная и пассивная. А вот механика позволяет вам стать с автомобилем одним целым.
Как исправить кривое рулевое колесо
Когда вы фиксируете кривое рулевое колесо, вы должны работать на 3 углах – кастер (Caster), развал (Сumber), и схождение (Toe).
Кастер – означает наклон вперед или назад верхней части рулевой оси. Он регулирует направление рулевого управления. Согласно измерению, наклон назад считается положительным (+), а наклон вперед-отрицательным (-).
Развал – угол наклона колес от вертикали и на прямую влияет на износ шин. Угол становится положительным (+), когда верхняя часть колеса наклоняется наружу. Он будет отрицательным (-), когда верхняя часть наклоняется внутрь.
Схождение – относится к степени угла поворота передних или задних колес относительно прямого положения. Угол схождения положителен (+) когда колеса повернуты внутрь и отрицательно (-) когда они повернуты наружу.
Как устроен реечный рулевой механизм
Чтобы понять причины отклонения руля от нулевого положения и правильно выставить его после замены рулевой рейки, необходимо хотя бы в общих чертах понимать, как устроен и работает рулевой механизм в целом. Тезисно:
- Агрегат под названием «рулевая рейка» представляет собой реечный редуктор с большим коэффициентом передачи.
- К его краям прикреплены тяги, передающие усилие поворотным кулакам передней подвески.
- Ведущий вал рейки соединен с рулем через привод сложной формы. Это необходимая мера безопасности – если автомобиль врежется в препятствие и рулевая рейка сдвинется в сторону салона, то привод просто сложится и не вобьет руль в грудь водителя.
Устройство рулевого механизма
На автомобилях начала прошлого века такой системы не было и после аварии руль нередко выдвигался внутрь салона, что приводило к гибели или тяжелым травмам водителя. Чтобы обеспечить необходимую форму привода, соединяющего рулевую рейку и руль, вместо одного вала, поставили два, а также два кардана, то есть угловых шарнира. Такая конструкция синхронизирует вращение баранки и ведущего вала рейки, а особая форма руля позволяет водителю визуально или на ощупь определять нулевое положение механизма, когда колеса стоят параллельно кузову.
Колеса и резина
- неравномерно накаченные шины. Может, вы их качали и одинаково – значит, где-то спускает. Проверять надо в первую очередь;
- геометрия колесного диска. Вполне возможно, вы когда-то въехали в высокий бордюр. Зрительно нарушение может даже не обнаруживаться, но при езде проявляется четко;
- развалы–схождения. Не выверенные, они могут уводить машину и влево, и вправо. Даже если вы съездили на стенд и отрегулировали, за то время, пока авто ездило «криво», неравномерно стерлась резина. Это можно проверить визуально. Выход: купить новые шины. Для экономных – поменять левые колеса на правые;
- смена зимней резины на летнюю. Четкого логичного объяснения нет – разве что неравномерное истирание резины. Но явление может наблюдаться и на новейших, только купленных шинах. В этом случае вполне помогают «шаманские пляски с бубном»: колеса меняются диагонально – правое переднее левым задним и наоборот. Помогает, несмотря на не научность объяснения.
Если неприятное явление весьма нерегулярно, элементарным объяснением может служить неравномерная загрузка кузова.
Тормоза: Другое дело, если машину уводит вправо при разгоне после торможения. Особенно часто это случается при городской езде, когда все время останавливаешься и снова трогаешься. Тут уж придется отправляться на СТО: скорее всего, правая колодка износилась больше левой. При разгоне после торможения ее «отпускает» с задержкой, и авто сносит вправо.
Рычаг переключения передач (кулиса)
Рычаг переключения передач (кулиса) — это орган управления транспортным средством, целью которого является более рациональное распределение крутящего момента от мотора к ведущим колесам автомобиля.
Он присутствует в автомобилях с:
- механической КПП,
- автоматической КПП.
Он может быть различного цвета и формы, но присутствует в любом автомобиле в том или ином виде. Данное устройство может называться селектором переключения передач. Благодаря ему автомобиль начинает свое движение.
Варианты размещения могут быть различными:
- на рулевой колонке в виде рычага, расположенного сверху за рулевым колесом (такая компоновка присуща автомобилям североамериканского рынка),
- на рулевой колонке, в виде под рулевых переключателей, которые находятся расположены за рулем, ближе к приборной панели,
- на полу в центральном тоннеле, в виде ручки торчащей из пола или центральной консоли, расположенной между передними сиденьями.
Если показатели развала-схода в норме, а машину ведет вправо – таблица причин
При движении в разных режимах машина может непроизвольно менять направление. Это обусловлено разными причинами. Самой простой из них будут недостатки дорожного покрытия, изъяны асфальта, неровный наклон профиля.
Симптомы и причины ухода вправо при движении – что делать водителю
Если исключить нарушение углов установки колес, то источниками таких неприятных явлений являются некоторые технические проблемы разной степени сложности. Уход вправо в движении вызван следующими причинами и сопровождается определенными симптомами:
Что вызвало занос | Что предшествовало | Внешние проявления | Способы решения |
Разное давление внутри шин автомобиля | Проколы, некачественный монтаж шины на диск, плохой ниппель | Во время прямолинейного движения транспорт ощутимо затягивает в сторону. После въезда в выбоину ощущаются твердые удары в диск | Заменить ниппель, подкачать колеса, устранить недостатки |
Неравномерный износ протекторов | Хранение резины при экстремальных температурах и влажности в межсезонье, продолжительное движение с неправильными углами установки колес авто, отсутствие балансировки, разный рисунок протектора на 4 колесах | Вибрации, мелкая тряска руля с уходом вправо | Заменить проблемные элементы колеса, устранить проблемы подвески автомобиля, провести балансировку колес |
Изношенный ступичный подшипник | Выработка элементов, чрезмерное нагревание, заклинивание колеса | Характерный гул, хруст, скрежет со стороны колесного диска | Заменить изношенную деталь |
Искривленный диск | Попадание в яму на скорости, ДТП | Потеря управляемости, биения, вибрации рулевого колеса | В зависимости от состояния, замена или реставрация диска |
Повреждение наконечников рулевых тяг, заклинивание шаровых пальцев | Сильный удар колеса при движении на скорости, повреждение рейки руля | Неравномерный износ протекторов шин на передней оси | Ремонт системы рулевого управления с заменой отдельных элементов |
Нарушение геометрии автокузова | Попадание в ДТП, процессы коррозии | Нарушение прямолинейного движения, скрипы, заедания при закрытии дверей, проблемы с замками, появление ржавчины на видимых участках кузовной поверхности | Ремонт в профессиональной мастерской, СТО |
Когда уводит вправо при ускорении
Если у машины недавно производилась корректировка схода-развала, а при нажатии на педаль акселератора руль начинает сильно заносить в сторону, то нужно искать срочно источник такой проблемы
Перед диагностикой важно убедиться, что причина увода авто не в углах установки колес. Чтобы проверить это, нужно разогнать машину, включить нейтральную передачу и отпустить газ
Авто должно ехать накатом. Если его продолжает тянуть правее вбок, то это может быть вызвано выходом из строя элементов рулевого управления.
Автотранспорт с передним приводом оснащается специальной системой передачи крутящего момента на ведущие колеса. Во время ускорения именно здесь и происходит сбой. Это проявляется стуками, люфтом внутри рулевой колонки. Кроме того, проблема увода авто правее вбок может быть связана с износом шаровых опор, втулок сайлентблоков.
Занос при торможении
Когда автомобиль уводит в сторону при остановке, сразу возникает подозрение по поводу неисправностей тормозной системы.
Такое явление может быть связано с опасными поломками:
- полный отказ одного из рабочих цилиндров системы;
- потеря герметичности, протечки трубок тормозов;
- выход из строя гидравлического клапана ABS;
- износ тормозных дисков, колодок;
- заклинивание поршня рабочего цилиндра.
Если выходит из строя рабочий тормозной цилиндр одного из ведущих колес, то машину в начале торможения буквально сносит в сторону. Это вызвано тем, что одно колесо продолжает крутиться, а другое блокируется. Если не функционирует левый цилиндр, то авто при нажатии на педаль тормоза будет сносить вправо.
При таких обстоятельствах выявить причину визуально довольно лекго. Здесь достаточно осмотреть каждую ступицу снизу из смотровой ямы. Протечки тормозной жидкости покажут виновника проблемы. Кроме того, неисправный механизм можно выявить по степени нагрева обода колеса.
Выход из строя конкретного цилиндра можно вычислить вдвоем. Колесо с подозрительной стороны нужно крутить с одновременно нажатой педалью тормоза. Если оно крутится, то проблема в неисправном тормозном элементе.
Выполнение «змейки»
Для получения водительских прав надо успешно сдать теорию и практику вождения машины. На практических экзаменах обычно сдают всем известное упражнение «змейка». Она выполняется на площадке по форме прямоугольника, состоящей из четырех одинаковых секций по площади. Длина этих секций больше длины автомобиля в 1,5 раза, а ширина определяется по длине машины. Естественно, что целесообразно перед сдачей экзамена такого упражнения самому где-нибудь потренироваться.
На площадке надо установить стойки из подручных средств – мешков, бутылок с водой, канистр и т. д. Всего надо шесть стоек: на старте, финише, промежуточных – четыре. Посторонних автомобилей на площадке быть не должно, чтобы была свобода совершения маневров в упражнении.
Смысл упражнения состоит в проезде этого расстояния по траектории, похожей на змейку. При этом нельзя касаться стоек. Сначала надо подъехать к «старту». Постепенно начинайте ехать по прямой дороге. Когда автомобиль начнет движение, надо нажать полностью педаль сцепления, автомобиль будет катиться по инерции.
Когда первая отметка в качестве стойки дойдет до середины передней двери машины, то нужно повернуть рулевое колесо налево, при этом делается всего один оборот. Первую стойку проезжают под углом 45 градусов.
Необходимо контролировать вторую стойку. Когда она появится с правой стороны, то колеса выровнять путем вращения руля вправо на один полный оборот. Передвигайтесь по прямой линии, после достижения второй стойки середины правой передней двери делается два полных оборота рулевого колеса направо. После этого надо легко нажать на педаль газа, немного отпустить педаль сцепления, и автомобиль немного подать вперед.
После этого надо нажать на сцепления полностью. Далее контролируйте третью стойку. При приближении и прохождении ее левого переднего крыла выравнивайте колеса с помощью вращения руля на два оборота. Затем осуществляются подобные действия. У некоторых новичков возникают проблемы с подъездом к финишу. Это осуществляется таким методом.
Когда машина доедет до 5-й стойки и приблизится к середине левой передней двери, колеса должны быть поставлены для прямолинейного движения, надо выполнить вращение руля на полный оборот в левую сторону. Посмотрите вперед, при направлении передка автомобиля к отметке «стоп», надо выравнивать колеса одним оборотом руля, вращая его в правую сторону. Затем следует приблизиться к финишу. Для ориентира применяйте 6-ю стойку. Выключите скорость и поставьте автомобиль на ручник. На этом упражнение «змейка» можно считать законченным.
Основной проблемой при осуществлении этого упражнения является касание стоек. Они после этого падают, а вам начисляют штрафные баллы. Для недопущения подобных фактов, надо ехать ровно, скорость перемещения не должна изменяться, на любые педали не надо давить. Основной задачей является то, что нужно вовремя вращать рулевое колесо.
Другой ошибкой при выполнении «змейки» является: при медленном движении начинающий водитель также медленно вращает руль, что, конечно, ошибочно. Вращать руль надо быстро, однако скорость автомобиля должна быть маленькой. Добиться правильного управления рулем должен каждый водитель. Только быстрая реакция на дороге, без суеты и паники обеспечат вам сохранить автомобиль в целости.
Проблемы с шинами
Разность давлений в баллонах передних колес – самая распространенная причина легкого увода автомобиля в процессе езды. Диагностируется проще некуда – достаточно измерить давление манометром и при необходимости подкачать просевший скат. Если машину тянет вправо, то пониженное давление должно наблюдаться в правом колесе и наоборот. В противном случае нужно искать неполадку в другом месте.
Не менее часто встречается неравномерный износ резины на колесах передней оси. Причины явления таковы:
- автолюбитель редко отслеживает давление в шинах;
- колеса не прошли процедуру балансировки;
- впереди стоят покрышки с разным рисунком и размерностью;
- скаты с направленным рисунком установлены неправильно;
- длительная езда с ненастроенными углами развала – схождения передних колес.
Резина разной степени изношенности нередко попадает на одну ось в результате сезонной замены. Владелец «железного коня» не пометил снятые колеса соответственно местам установки и в следующий раз надел их вразнобой. В результате шины задней и передней оси перепутались.
Как решить вопрос неравномерно истертой резины:
- Подобрать вместо изношенного колеса шину с высоким протектором. Например, установить «запаску».
- Сбалансировать колеса, проверить и откорректировать углы развала – схождения. Продолжить эксплуатацию и дождаться, пока дифференциал выполнит свою задачу – увеличит нагрузку на покрышку большего диаметра, отчего протектор быстро сотрется.
- Поставить наперед задние скаты.
Избежать вышеописанных манипуляций довольно просто – своевременно подкачивать баллоны, производить балансировку с интервалом 5 тыс. км и посещать стенд развала – схождения каждые 10–15 тыс. км либо после сильного удара по подвеске.
Тянет руль при торможении
Отдельно следует отметить неисправность, из-за которой руль тянет влево или вправо при торможении. Чаще все это происходит по причине заклинивания тормозных колодок. Диагностировать данную неисправность довольно просто. Необходимо проехать на автомобиле около 15-20 километров в обычном для города режиме, не сильно напрягая тормоза. Когда расстояние будет преодолено, нужно выйти из машины и брызнуть немного воды на суппорты тормозных дисков.
Если они оказались раскаленными, и жидкость закипела, потребуется проверить исправность колодок, дисков и барабана. Чаще всего в такой ситуации необходимо заменить тормозные диски.
Расположение ног на педалях
Проверили положение рук на руле, теперь учимся правильно размещать ноги на педалях. Основное условие — при управлении ноги не «блуждают» по полу кузова. При переносе ноги с одной педали на другую, с отрывом от пола, может смещаться центр тяжести, соответственно ухудшается управление. Для водителя с небольшим стажем вождения это опасно вдвойне: возможна ошибка при выборе педали (вместо тормоза, нажимается газ).
Оптимальный вариант — стопа правой ноги размещается между педалями газ-тормоз. Управление выполняется поворотом стопы влево или вправо, не отрывая пятки от пола.Такая позиция наиболее удобная для безопасного управления. Педали тормоз-сцепление требуют повышенного усилия при нажимании, поэтому они нажимаются средней части стопы.
На машине с АКПП (автоматическая коробка передач) нет педали сцепления, вместо нее есть подставка для левой ноги. Управление тормозом и газом выполняется также, как и для авто с механикой, правой ногой.
Сели и пристегнулись
Знание того, как правильно сидеть за рулем не поможет, если во время поездок не пристегиваться ремнем безопасности. Большинство авто имеют подушку безопасности. Объем всех подушек безопасности, при их срабатывании, рассчитывается из условия, что пассажир не просто пристегнут ремнем безопасности, но сделал это правильно.
Итак, правильно, это значит, что ремень:
- проходит вдоль всей груди от плеча вниз;
- никогда не оказывается около горла;
- плотно прижимает туловище к креслу (но не сдавливает сильно грудную клетку);
- надежно удерживается защелкой в фиксаторе.
Проверка подготовки к движению:
- сесть на сиденье;
- пристегнуться ремнем безопасности;
- уточнить удаленность руля от рук водителя;
- проверить возможность быстро управлять педалями автомобиля.
При необходимости надо откорректировать установку водительского кресла.
Полезно знать
Прошли обучение по теме «как правильно сидеть за рулем», теперь несколько рекомендаций по эксплуатации автомобиля.
В основном это советы для начинающего водителя:
- перед пуском двигателя с МКПП убедитесь в том, что выключена передача, либо выжмите педаль сцепления;
- перед началом движения в обязательном порядке проверяйте степень обзора в зеркалах заднего вида;
- проверку расположения сидений и руля следует проверять после каждой смены водителя.
Спешка либо халатность в подобных вопросах может обернутся неприятными последствиями во время движения.
Сход-развал не решил проблему
Не всегда маневры с колесами, перетряхивание подвески и грамотный сход-развал устраняют неисправность. Порой руль тянет в одну из сторон по самой неприятной причине – деформации кузова после ДТП. Если повреждения настигли раму, подрамник или лонжероны, увод и жор резины на одной из сторон неизбежны.
В такой ситуации подправить положение стандартной регулировкой углов установки колес не получится. Результат либо не получится сразу, либо будет временно успешным: увод вернется через несколько сотен километров. Опытные развальщики определяют подобные ситуации на раз. Это к тому, что, купив подержанную машину, не лишним будет посетить сход-развал.
Ситуация в большинстве случаев – далеко не безвыходная. Кузов правят на стапеле, подрамники выравнивают, лонжероны тоже и это выручает. Автомобиль стабилизируется и точно следует прямому курсу. Но порой единственным выходом является только продажа.
Правая половина мира – больше, чем левая
Исторически сложилось так, что в одних странах правила дорожного движения предписывают транспорту ездить по левой стороне дороги, а в других (среди которых и Россия) – по правой стороне. И, хоть это кажется не очень логичным, в мире до сих пор существует два фактически обособленных автомобильных сообщества. За все десятилетия развития автотранспорта весь мир так и не выбрал единый формат дорожного движения.
Сейчас, по статистике, по 72% дорог во всем мире движение осуществляется по правой стороне, а по 28% – с левой стороны, но на слуху среди крупных стран «леворульных» только две – это островные Япония и Великобритания. Страны эти имеют богатую автомобильную культуру, поэтому выбор право/лево для них – далеко не мелочь.
Кажется, больше всего от этого выигрывают производители – хоть им приходится организовывать производственный процесс по каждой модели дважды (и выпускать агрегаты и детали салона в двух вариантах), рынки авто с правым и левым рулем почти не пересекаются, и потому машин нужно в целом больше. Например, если житель Великобритании переезжает на материк, ему нет смысла брать с собой автомобиль – пользоваться им там будет неудобно, поэтому ему придется купить машину на месте.
Кроме Великобритании и Японии левостороннее движение используют еще несколько стран – это, в частности, бывшие колонии Великобритании (многие из которых впоследствии перешли на автомобили с правым рулем). В том числе Индия, Пакистан, Австралия, Индонезия, Таиланд, Малайзия, а также почти все страны юго-восточной части Африки.
Если посмотреть на карту правостороннего и левостороннего движения в мире, то окажется, что большинство «левосторонних» стран – это острова (или отдельный материк Австралия), или же имеют общие границы друг с другом. Так сложилось из-за того, что водителям сложно «перестроиться» на другой формат движения, проехав границу – поэтому левостороннее движение сохраняют близкие друг к другу страны. Как говорит Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр», некоторые страны перешли на правостороннее движение, но из-за этого пришлось строить специальные развязки:
В России, согласно ПДД, движение правостороннее, но до настоящего времени эксплуатировать автомобили с правым рулем не запрещено. И их достаточно много – более 4 миллионов единиц, 3,4 миллиона из которых приходятся на легковые авто.
Судя по всему, такая ситуация в мире сохранится надолго – полный перевод всех стран на право- или левостороннее движение будет означать смену как минимум трети глобального автопарка, что совсем не соответствует современным экологическим трендам.
Подводит система торможения
Когда уводит только при торможении руль, скорее всего виноваты тормозные колодки, которые заклинили при контакте с барабаном или тормозным диском. Чтобы убедиться, что именно эта причина отклоняет авто вправо или лево, сделайте диагностический заезд.
- 15-20 минут ездим в привычном темпе.
- Периодически применяем педаль тормоза.
- Если только при торможении руль работает не так как надо, то это косвенное подтверждение причины.
- Когда после четверти часа непрерывной езды произошло сильное нагревание тормозных дисков (только не проверяйте это руками, можно обжечься, просто брызните чуть-чуть водой или плюньте), то значит дело в заклинивших колодках.
- Если машину тянет влево после, то значит неполадка проявляется или сильнее выражена с этой стороны.
Другим объяснением, почему руль тянет перед остановкой автомобиля, может быть неравномерный износ тормозных колодок, что также легко проверить.
Одна из самых редких причин уклонения от правильной траектории – изменение формы кузова после аварии. Перед покупкой бывшей в эксплуатации машины стоит проехать на ней хотя бы минут 20. Если автомобиль клонит в сторону, возможно, он побывал в аварии с деформацией кузова, после которой сделали дешёвый косметический ремонт.
Водитель должен постоянно прислушиваться и присматриваться к работе машины, особенно к состоянию рулевого управления. От этого зависит не только стоимость последующего ремонта в случае несвоевременного обнаружения неполадки, но также здоровье и жизнь водители и его пассажиров.
Как в России пытаются бороться с правым рулем
История праворульных автомобилей в России начинается с Дальнего Востока и лихих 90-х, когда из Японии начали приходить первые корабли с японскими подержанными авто. По свидетельствам очевидцев и сохранившимся фотографиям видно, что перевозили авто буквально оптом – не особо задумываясь над погрузкой и разгрузкой. Тем не менее, даже в таком слегка побитом состоянии «японки» выгодно отличались от наследия советского автопрома.
Шли годы, японские производители последовательно обновляли модельные линейки, а более старые машины владельцы продавали в Россию. Постепенно российские власти ужесточали правила ввоза подержанных авто, вплоть до того, как это стало совсем невыгодно. Сейчас импорт праворульных авто идет уже совсем не в таких масштабах, как раньше, но движение все же есть.
Обратная сторона медали – Дальний Восток до сих пор не оценил преимущества отечественного автопрома. Несмотря на то, что там можно купить российские авто по госпрограмме со скидкой в 25%, переломить ситуацию пока не особо удается.
Правда, в последние годы появилась еще одна схема – с Абхазией. В этой самопровозглашенной республике установили очень низкий таможенный тариф на ввоз автомобилей (около 5 рублей за кубический сантиметр объема цилиндров двигателя). А из Абхазии с помощью нескольких уловок можно ввезти машину в Россию на целый год – а потом каждый год просто выезжать и въезжать обратно. А недавно эту же схему начали использовать с Арменией. И по таким схемам чаще всего ввозятся именно праворульные автомобили из Японии.
Причина понятна – это низкая цена и хорошее состояние таких машин, потому что в Японии налог на авто растет вместе с возрастом машины (и от нее дешевле избавиться и купить новую). Как говорят в «Авито Авто», за пределы Дальнего Востока попадает не такое уж большое количество автомобилей с правым рулем:
Ограничения действительно есть. С некоторых пор все ввозимые в Россию автомобили должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволяет вызвать службу помощи на дороге через специальное устройство. Но установить модуль не так просто, и стоит он дорого. Поэтому в начале 2019 года для жителей Дальнего Востока сделали исключение, разрешив ввозить по одному автомобилю в год, не оборудуя их системой. А не так давно премьер-министр России в очередной раз продлил действие этого исключения.
Потом появилась новая проблема – все модели, которые ввозятся в Россию, должны иметь одобрение типа транспортного средства (ОТТС) или пройти испытания в специализированной лаборатории. Но беда в том, что лабораторий до сих пор не очень много, а на Дальнем Востоке их совсем мало.
Среди идей была еще одна – внести новые требования в правила эксплуатации авто, чтобы праворульные машины просто не могли пройти техосмотр. Новость об этом вызвала широкий резонанс, но в итоге идея так и осталась идеей.
Пока же дальневосточные водители с радостью покупают Toyota Corolla, Honda Fit, Toyota Mark и других представителей Toyota. Каждый год в страну ввозятся тысячи и десятки тысяч машин каждой модели, и поэтому становится ясно – на данном этапе власти просто побоятся хоть как-то ограничивать их владельцев.
Общие правила
Начнем с запрета: рулевым колесом нельзя манипулировать у машины, стоящей на месте с выключенным двигателем. Ведь это может спровоцировать поломку деталей механизма, который отвечает за поворот колес, а преждевременный износ покрышек просто гарантирован
Во-вторых, держаться за «бублик» нужно крепко, но здесь важно соблюдать меру. То есть водителю следует сжимать баранку таким образом, чтобы руки не уставали, одновременно настолько сильно, чтобы моментально отреагировать на изменение дорожной обстановки
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО хорошего водителя: убирать обе руки с рулевого колеса во время движения нельзя ни в коем случае. Где гарантия, что следом за идеально ровным участком дорожного полотна не появится поврежденный отрезок? Если двигаться совсем «без руля и ветрил», то своевременно отреагировать на самовольную смену траекторию движения автомобиля однозначно не получится! По крайней мере, если за рулем не профессиональный автогонщик.
С какой стороны удобнее и безопаснее?
В России, как мы помним, более 4 миллионов автомобилей с правым рулем, среди легковых авто их более 7%. То есть, в неприспособленных для российского рынка авто передвигается достаточно много российских водителей, и большинство из них не устают утверждать – езда с правым рулем и удобная, и безопасная. Другой лагерь категорически с этим не согласен – но выяснять, кто прав, а кто виноват, можно очень долго.
Большинство экспертов сходятся в одном – удобнее и безопаснее всего ездить так, как привык это делать водитель с самого начала своего водительского стажа. А в идеале это должно еще и соответствовать принятой в стране схеме движения. То есть, в России безопаснее всего ездить на леворульных авто, если водитель изначально на таких и ездил. В Японии, соответственно, будет наоборот – там самым безопасным будет праворульное авто с водителем, который всегда ездит справа.
Соответственно, любые отклонения от этого принципа уже не способствуют безопасности. Так, эксперты выделяют такие факторы риска у «праворульных» авто при эксплуатации в России (или любой другой стране с правосторонним движением):
- если водитель пересаживается с леворульного авто, в первое время он может допускать ошибки. И иногда эти ошибки могут иметь серьезные последствия – например, если водитель при выезде с прилегающей территории поедет не в том направлении, или при встречном разъезде интуитивно «примет вправо»;
- сложности с обгонами. Водитель по понятной причине не видит, что происходит на встречной полосе за едущим впереди авто. Решение проблемы – поставить и по-особому систему зеркал, или установить обгонную камеру (к которой придется ставить еще и экран). В крайнем случае можно спросить о состоянии встречной полосы у своего пассажира;
- практически все управляющие элементы (разве что кроме расположения педалей) будут отличаться от привычной схемы. И при посадке в машину проще задеть педаль газа (что не смертельно, но неприятно и может напугать).
Другой момент – это безопасность при гипотетическом ДТП. Так, при лобовом столкновении на дороге чаще всего страдают водители леворульных авто, так как они попадают в зону максимального поражения. В праворульном авто шансы выжить при лобовом столкновении куда выше – но в случае с боковым ударом от автомобиля, выезжающего с прилегающей территории или второстепенной дороги, все будет совсем наоборот.
Но все это, по большей части, мелочи – в России праворульное авто обычно покупают те, кто знает зачем это нужно, и они готовы к проблемам (а благодаря более низким ценам можно подобрать машину с АКПП, на которую будет проще пересесть).
С другой стороны, неудобным «неродное» авто будет и для пассажиров, говорят в «Авито Авто». По словам экспертов, при выборе праворульного авто вместо привычного леворульного многое решают привычки:
Тем не менее, в России автомобилей с правым рулем много. В ГИБДД считают, что такое положение вещей может влиять на рост аварийности – и регулярно пытаются ограничить эксплуатацию таких машин. Водители японских автомобилей, в свою очередь, с этим категорически не согласны.