Детальное объяснение, что такое обгон, и наказание за неверный маневр

Важная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и !

Обгон справа ранее не допускался и считался нарушением. Теперь это понятие заново назвали опережением и разрешили.

В итоге ответить, в каких случаях разрешен обгон справа, нельзя. Сказать, что ни в каких — неточно, корректнее указать, что справа допускается опережение.

Такое опережение можно произвести только по самой трассе, но не по пространству справа, где автомобилям двигаться нельзя, даже если при его использовании появляется возможность обогнать ряд участников движения.

В целом этот маневр разрешен лишь при соблюдении ряда правил и осторожном вождении, не создающем помехи другим

Основные определения

Под обгоном в настоящее время понимают опережение одним транспортным средством другого, в ходе которого обгоняющему ТС потребовалось заехать либо на другою сторону трассы (если оно движется по двухполосной дороге), либо на среднюю полосу (если дорога трехполосная).

При отсутствии такого маневра действие не рассматривается как обгон. Всего обгон состоит из трех этапов.

Следом, двигаясь по этой полосе, обгоняющее авто занимает позицию перед обгоняемым. Наконец, оно возвращается на прежнюю полосу, но уже перед обогнанным авто.

Под опережением понимают движение одного ТС, сначала расположенного сзади с более высокой скоростью, нежели у другого авто, бывшего спереди которое привело к тому, что первое ТС оказалось спереди.

Каких-либо дополнительных условий нет. Обгон, таким образом, тоже представляет собой опережение, но с дополнительными условиями, которые и описаны в предыдущих параграфах.

Какие есть виды опережения авто

Итак, существует два вида опережения авто, а именно собственно опережение и обгон (который включается в категорию «опережение» наряду с опережением в узком смысле).

Различия между ними таковы:

При обгоне Необходимо выехать на встречную полосу, а при опережении этого делать не требуется
При обгоне существует масса ограничений А для опережения имеется одно — запрет его выполнения на ряде участков трассы, в том числе в зоне перехода, на перекрестке, на железнодорожном переезде, в тоннеле и на эстакаде, а также на завершающем отрезке подъема и на участке трассы с недостаточной видимостью
При некорректном обгоне Водитель несет наказание по специальной статье КоАП (статья 12), а при нарушении правила опережения статьи нет
Обгон допустим исключительно слева А опережение — как слева, так и справа

Также существует понятие перестроение, оно предполагает переход ТС на более левую полосу и дальнейшее движение по ней.

Так как движение по данной полосе быстрее, нежели на предыдущей, ему придется обгонять другие авто, занимающие полосу, на которой находилось это ТС до перестроения. Однако это будет уже обычное опережение.

Действующая нормативная база

Действующая нормативная база в отношении обгонов состоит из следующих документов:

  • Правила дорожного движения (или ПДД);
  • Кодекс об административных правонарушениях (или КоАП).

Двойной обгон в ПДД

Так, двойной обгон не подразумевается в редакции правил дорожного движения прямого действия, но в соответствии с некоторыми статьями правил вы можете самостоятельно определять, в каких ситуациях он разрешен, а в каких запрещен маневры, указанные в цифры.

В каких случаях запрещается

Согласно правилам дорожного движения обгон сопровождается:

  • объезжать или опережать движущиеся по полосе транспортные средства;
  • выезд со встречной полосы;
  • включить указатель поворота;
  • вернись на свой переулок.

Этот маневр должен выполняться в условиях достаточной видимости и без создания помех движению других транспортных средств (статья 11.1).

Обгон запрещен в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  • автомобили впереди подают сигнал левого поворота для обгона, поворота или поворота;
  • впереди идущий автомобиль начал обгонять другое транспортное средство (мотоцикл, автобус, грузовик и т д);
  • следующее сзади транспортное средство начало маневр обгона»;

обгоняющий автомобиль не может вернуться на занимаемую им сторону (стартовую полосу, с которой водитель начал обгон), не создавая помех другим типам транспортных средств).

Эти правила означают, что запрещается обгонять машину, которая уже начала обгон или только начинает выполнять маневр.

На рисунке показана ранее рассмотренная ситуация. Желтая машина начала обгонять синюю. При этом красная машина пытается обогнать как желтую, так и синюю машину, что прямо запрещено правилами (п. 11.2).

11.4 ПДД запрещается обгон:

  • на мостах, путепроводах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях;
  • на нерегулируемых перекрестках, когда автомобиль движется по второстепенной дороге (второстепенная дорога — это дорога, на которой установлен знак «Пропустите»), поскольку транспортные средства, движущиеся по главной дороге, имеют преимущественное право продолжать движение без помех;
  • на железнодорожных переездах и за 100 м до них. Этот стандарт был введен в связи с повышенной опасностью движения поездов;
  • на регулируемых перекрестках, поскольку светофоры (разрешенные официальные сигналы), как правило, разрешают одновременное движение в противоположных направлениях;
  • в зоне знака обгона или на участке дороги, где разделение полос обозначено сплошной линией;
  • на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другими транспортными средствами, но и с человеком;
  • в опасных зонах или в местах с плохой видимостью.

Поскольку впереди идущий автомобиль ограничивает видимость водителя двойным обгоном подряд, этот маневр также запрещен действующими правилами.

Рассматриваемая ситуация изображена на рисунке. Красный автомобиль, который едет первым, обгонит два синих автомобиля в соответствии с правилами.

Второй автомобиль красного цвета также обгоняет, поэтому, поскольку видимость на проезжей части дороги ограничена первым автомобилем, второй автомобиль не имеет права выполнять этот маневр (Статья 11.4).

Когда действие знака заканчивается — обгон запрещен, в статье указано: где запрещен обгон.

Где не запрещен

Есть ли ситуации, в которых разрешен двойной обгон?

Ранее в ПДД определение «Обгон» имело несколько иное толкование, согласно которому продвижение со стартом в встречную полосу могло осуществляться только в отношении одного автомобиля, то есть одновременный обгон нескольких автомобилей это было запрещено.

На данный момент это действие не запрещено правилами. Однако среди водителей широко распространено мнение, что одновременное движение двух или более автомобилей также считается двойным обгоном.

На рисунке видно, что красный автомобиль одновременно обгоняет два синих автомобиля.

Также следует различать такие понятия, как «Обгон» и «До». Если обгоняющим машинам не нужно выезжать на встречную полосу, то обгон осуществляется вперед.

На выполнение маневра головой нет таких жестких ограничений, как на обгон. При движении впереди идущего впереди транспортного средства водитель должен убедиться в отсутствии препятствий для маневра.

Аванс может быть сделан:

  • в полосе движения, которые следуют друг за другом, то есть, в отличие от обгона, преимущество может быть получено несколькими автомобилями одновременно.
  • одновременно на нескольких полосах движения, то есть при выполнении этого маневра нельзя полагаться на правило, запрещающее обгон автомобиля, выполняющего аналогичный маневр;

Определение обгона и опережения

Обгон, как следует из ПДД, — это манёвр, связанный с выездом автотранспортного средства на встречную полосу, совершаемый ради опережения впереди едущего ТС, с последующим возвращением на исходную полосу движения. Подобная трактовка далеко не всегда воспринимается однозначно, поэтому для более чёткого понимания этой разновидности дорожного маневрирования поговорим о характерных только для обгона особенностях:

  • обгон является всего лишь частным случаем опережения. Последнее означает, что некоторое транспортное средство движется со скоростью, превышающей скорость другого автомобиля. Другими словами, опережение отнюдь не всегда тождественно с обгоном, однако обгон при любых обстоятельствах можно квалифицировать как опережение;
  • исходя из ПДД, можно утверждать, что обгона без выезда на встречку не существует. То есть если вам мешает впереди едущий транспорт, вы можете решить проблему, пристроившись на соседнюю полосу, предназначенную для движения в том же направлении. В этом случае вы не совершаете обгон, а просто двигаетесь по другой полосе, опережая более медленно едущий автомобиль;
  • нужно также помнить о том, что факт обгона считается доказанным только после возвращения автомобиля в ранее занимаемую полосу (с точки зрения логики именно это дополнение выглядит не совсем корректным, ибо продолжать движение по встречной полосе сколь-нибудь длительное время — это абсурд).

Применимость правил совершения обгона и опережения неразрывно связано с другими пунктами ПДД, включая сферу действия дорожных знаков и разметки. Приведем несколько примеров, которые помогут более адекватно различать эти два манёвра:

  • если вы движетесь по двухполосной автотрассе в правом ряду, выезд на левый ряд с опережением впереди едущего автотранспорта не является обгоном — это опережение;
  • при наличии трёх и более полос для движения в одном направлении не запрещается перестроение на любую из свободных полос. Если вы при этом двигаетесь со скоростью большей, чем у машины на параллельной полосе, это опять же опережение. При условии, что такие манёвры не запрещены на конкретном участке дороги;
  • независимо от количества полос при движении по левой из них, если дорожная обстановка допускает опережение впереди едущей автомашины только слева, это и будет обгоном.

Именно последний случай и трактуется как самый опасный, поскольку далеко не всегда удается адекватно рассчитать скорость машин, едущих навстречу. Так, если в начале обгона кажется, что они далеко, то ближе к середине может выясниться, что вы не успеете завершить манёвр, а ваше место на попутной полосе к этому времени может быть уже занято. Это – аварийная ситуация, грозящая столкновением на огромной скорости с самыми печальными последствиями для многих участников ДД.

Обгон – где запрещен, а где нет?

Маневр обгона вызывает проблемы не только у начинающих водителей. К сожалению, неправильно выполненный обгон грозит тяжелыми последствиями. Наше интернет-издание напоминает вам, в каких ситуациях вы можете осуществлять обгон и когда это запрещено законом, а также какие штрафы грозят водителям за распространенные нарушения Правил дорожного движения, связанные с обгоном. 

Обгон – одна из самых рискованных ситуаций на дороге, особенно если во время этого маневра вам необходимо выехать на полосу встречного движения. При выезде на встречку для обгона ваш автомобиль может стать угрозой для всех участников дорожного движения. Наиболее важным в этом случае является правильная оценка ситуации перед обгоном. Например, вы должны убедиться, что есть достаточно места для обгона, чтобы закончить его до участка дороги, на котором осуществлять обгон запрещено. Это необходимо, чтобы не создавать опасность на дороге. 

Перед началом обгона водителям следует также проверить, не начал ли обгон впереди идущий автомобиль, а также не приступил ли водитель позади идущей машины к выполнению этого же маневра. В том числе перед началом обгона водители должны убедиться, достаточно ли видимости на дороге. Быстрая оценка расстояния, необходимого для обгона, требует, как правило, значительного опыта вождения.

Особенно в темное время суток или во время дождя или снегопада. Если вы движетесь со скоростью 110 км/ч, вам нужно примерно 340 метров, чтобы обогнать автомобиль, который едет со скоростью 100 км/ч. Вот почему на шоссе так тяжело обгонять грузовики, которые движутся достаточно быстро (примерно с той же скоростью, что и легковые автомобили). Из-за их размера для обгона требуется куда больше метров, чем при обгоне легкового автомобиля. В итоге многие неопытные водители недооценивают необходимое пространство, что часто приводит к плачевным событиям. 

Давайте вспомним, что же такое обгон согласно Правилам дорожного движения:

А вот что такое опережение:

Основные принципы, которые должен знать каждый водитель:

  • На перекрестке запрещается обгонять, если перекресток является регулируемым. На нерегулируемых перекрестках также запрещено осуществлять обгон, если движение осуществляется не по главной дороге. 
  • Нельзя обгонять автотранспорт на пешеходном переходе, на ж/д переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
  • Обгон запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  • Запрещается обгонять автомобиль, который движется впереди, если он производит обгон или объезд препятствия.
  • Если транспортное средство перед вами включило сигнал поворота налево, обгон также запрещен.
  • Также осуществление обгона запрещено, если следующий автомобиль за впереди идущей машиной начал обгон.
  • Обгон запрещен, если при его осуществлении будет создана опасность для движения и помеха обгоняемой машине.
  • Не обгоняйте при приближении к концу подъема, на опасных поворотах и на других участках дороги, где ограничена видимость.

«Паровозик»: можно ли так обгонять?

Под такого рода опережением подразумевается способ, при котором машина обгоняет сразу несколько других транспортных средств. Однако кроме этой трактовки обгона «паровозиком» есть еще одна. Она заключается в том, что происходит обгон машины, которая сама при этом занимается обгоном. Автомобиль продолжает двигаться по встречной полосе не возвращаясь на свою.

Именно такой способ объезда не разрешен. Но данное правило распространяется только на тех, кто является вторым или последующим обгоняющим. Доказать, что водитель не совершал нарушение ПДД можно при наличии видеодоказательств нарушения. Запрет на обгон паровозиком указан в пункте 11.2 правил ДД РФ.

Даже если представитель ГИБДД заметит движение водителя впереди остального транспорта, это не будет означать, что собственник первого транспортного средства заехал на встречную полосу первым. В данном правиле есть еще одна тонкость, которую можно назвать недоработкой. В правилах есть фрагмент, который запрещает обгон уже обгоняющего транспортного средства на любом расстоянии.

Стоит представить ситуацию: степная дорога, большая видимость, но обгонять кого-либо автомобилист не имеет право, так как уже есть другой обгоняющий. Даже если автомобили разделяют 10-15 километров. Обгонять нельзя и при отсутствии движущихся навстречу водителю транспортных средств. Очевидно, что такой пункт добавлялся для запрета совершать обгон паровозиком. Однако в случае со степной трассой о такой ситуации не идет даже речи.

Сотрудник из ГИБДД может легко лишить прав водителя, если увидит обгон при подобной ситуации. Судебный орган во время разбирательства не учтет, что данное правило разрабатывалось для предотвращения обгона «паровозиком».

Таким образом, автомобилист должен учесть, что в нынешнем году производить двойной обгон разрешено. Нельзя совершать опережение «паровозиком», данный запрет продиктован сразу 2 правилами ПДД.

Когда взимается штраф за двойной обгон?

Выясним, когда обгон делать нельзя. Не все водители сознательные, очень часто встречаются лихачи, которые стремятся обогнать стоящее или движущееся транспортное средство, идя на нарушение правил дорожного движения. В этом случае инспектор ГИБДД может остановить лихача, чтобы составить протокол о нарушении административного характера — совершении двойного обгона, что является нарушением правил ПДД, и выписать за подобные действия штраф.

Производить обгон нельзя в следующих случаях:

  1. Впереди движущееся транспортное средство стало подавать знак левого поворота.
  2. Авто, которое ехало сзади, стало обгонять впереди едущее транспортное средство.
  3. Когда маневр уже совершен, водителю нельзя совершать резких маневров на дороге, препятствуя движению легковых и грузовых автомобилей.

Также после совершения маневра водитель должен придерживаться безопасной дистанции, ехать на оптимальной скорости, чтобы не создавать аварийную ситуацию на дороге. Запрещается резко тормозить, что всегда мешает сзади едущей машине обогнать. Водитель транспортного средства, которое обгоняют, не должен превышать скорость или другим способом мешать объезду.

Ниже приведен перечень случаев, когда обгон запрещен вообще:

Совершение этого маневра нельзя выполнять на перекрестках, если машина движется по дороге, которая является перпендикулярной к главной.
На переходах, которые являются пешеходными

И совсем не важно, находятся ли в конкретный момент на переходе пешеходы или нет..
На регулируемых и нерегулируемых перекрестках.
На железнодорожных переездах и на расстоянии 100 м от таких мест. Водитель не имеет права начинать объезд другой машины за 100 м до переезда и на такое же расстояние после него.
На мостах, подходах к ним, эстакадах, тоннелях и т.п.
На поворотах, которые являются потенциально опасными.
На дорогах с плохой видимостью.
На подъемах.
Возле знаков «Запрет обгона».

Подобные запреты призваны не только сделать движение по дороге более безопасным, но и снизить риск лобовых столкновений. При нарушении указанных пунктов водитель за двойной обгон, идущий против правил ПДД, заплатит штраф. Его размер может быть разным, что определяется конкретной ситуацией на дороге.

Во-первых, за попытку совершить объезд по обочине, водителю придется заплатить 1,5 тыс. руб. Во-вторых, за объезд с правой стороны автомобилистам грозят штрафные санкции в размере 5 тыс. руб. В-третьих, применяется наказание в виде лишения водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев.
Если водитель повторно нарушит правила объезда, то права отберут на год. Придется снова расстаться и с деньгами. Размер штрафа составит 5 тыс. руб.

Какие бывают исключения?

Несмотря на то, что двойной обгон и обгон паровозиком во многих случаях запрещены ПДД, из данного правила есть некоторые исключения. Касаются они только того автомобиля, который начал такой манёвр первым. Ему необходимо завершить его во что бы то ни стало. Причём сделать это нужно максимально безопасно. Поэтому автомобилистам, невольно оказавшимся в такой ситуации, следует быть предельно внимательными и осторожными. Для этого нужно правильно оценивать свободный путь встречной полосы, скорость движения, возможность быстро вернуться на свою полосу и технические характеристики своего автомобиля, а также погодные и дорожные особенности.

Стоит ещё раз напомнить, что исключения актуальны только для первого автомобиля. Водители машин, которые начали обгонять после него, подлежат серьёзному наказанию. Кроме того, поступая так, они подвергают опасности не только себя, но и ни в чём не повинных автомобилистов. А тому, кто за рулём первого авто, нередко приходится доказывать гаишникам свою невиновность. К сожалению, зачастую сделать это непросто.

Теперь об обгоне паровозиком

Здесь ситуация несколько иная. И рассматривать нужно отдельно.

Напомним, что здесь речь идет о маневре, при котором ваша и еще минимум 1 машина пошла на обгон другого авто, двигаясь друг за другом. Своего рода колонна.

Плюс существует понятие обгона уже обгоняющего автомобиля. Представьте ситуацию. Впереди на полосе медленная машина. Вы движетесь быстрее. По левому борту передний автомобиль начал обгонять другой транспорт. В этот момент вы также нажали на газ, повернули налево, включив поворотник. И теперь самое главное. Выезжаете еще левее авто, которое пошло на обгон. И в итоге обходите сразу 2 машины, одна из которых также обгоняет другое ТС. Звучит может и несколько запутанно, но все должно быть понятно.

А такой маневр считается запрещенным.

Только есть свои нюансы. Подобное действие в виде паровозика или гуська запрещается лишь той машине, которая создала подобный эффект. То есть существует условно первая машина, которая включила поворотник, и нажала на газ. При выполнении всех выше описанных условий, такие действия нарушением не считаются.

Но если за этой машиной выстроилась очередь, и они также включили поворотники и нажали на газ, то тут уже создается эффект паровозика. Все авто позади вас нарушают правила.

Сложность в том, что доказать свою невиновность, даже если ваше ТС было первым в созданном паровозике, проблематично. Единственным весомым аргументом станет видеозапись с регистратора.

В пункте 11.2 действующих правил прописано, что водителям нельзя совершать обгон, если:

  • впереди находящееся ТС осуществляет обгон, либо объезжает препятствие;
  • машина, находящаяся позади, начала обгонный маневр.

Получается следующее. Инспектор видел, что ваше автотранспортное средство находилось впереди условной колонны (паровозика). В теории вы не виноваты. Но это в теории. На практике инспектор не мог видеть, что вы не выехали на встречку в тот момент, когда иное ТС уже зашло за маневр.

Принимая это во внимание, совсем не исключено, что водителя, действующего вроде как в рамках правил, не оштрафуют, или не попытаются лишить прав

ПДД

В правилах отсутствует запрещение обгонять другие ТС. Поскольку маневр подразумевает выезд на встречную полосу, он относится к опасным и требует от водителя внимания.

Встречная полоса для авто считается зоной опасности, поэтому водитель должен стараться покинуть ее как можно скорее. При этом нельзя превышать скорость.

Основное требование к автовладельцу, совершающему двойной обгон – не создавать аварийную обстановку на дороге. Есть несколько факторов, которые обеспечивают безопасное совершение обгона:

  • свободная встречная полоса
  • у машин, двигающихся впереди, выключен поворотник (левый)
  • никто в этот момент не начал совершать маневр (подразумеваются ТС впереди и сзади)
  • нет знаков, наличие которых равнозначно запрету на обгон.
  • разделительная линия между полосами прерывистая.

В зоне видимости или по знакам нет:

  • железнодорожного переезда
  • тоннеля
  • эстакады
  • крутого поворота (впереди)
  • конца подъема.

Отсутствуют в зоне видимости знаки:

  • 3.20-22 «Обгон запрещен»
  • 1.22 «Пешеходный переход»
  • пересечение с железной дорогой: со шлагбаумом, без шлагбаума (1.1-2), приближение к переезду 1.4.1-6
  • 1.9 «Разводной мост»
  • 1.31 «Тоннель»
  • 5.15.5 «Конец полосы»
  • 1.11.1-2 «Опасный поворот»
  • 1.14 «Крутой подъем», обгонять нельзя в конце подъема, причем подъем не обязательно должен быть крутым.

Обгон пробки через прерывистую

Те, кто попал в пробку, не могут выехать со своей полосы движения, обгоняя впереди идущие машины. С прерывистой разметкой водитель может только повернуть машину и вернуться.

В первую очередь это связано с запретом обгона машин без возможности вернуться на ту же полосу. Существует значительный риск того, что, проехав более сотни автомобилей, водитель не сможет сразу занять свою полосу движения и оказаться на полосе встречного движения, и это гарантированная авария.

Во-вторых, пунктом 11.4, запрещающим обгон автомобиля при плохой видимости на дороге. Видимость может быть ограничена помехами, создаваемыми в направлении транспортного средства, на расстоянии не менее 100 метров от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованных машинах или машинах, ожидающих пробки.

Нарушение правил обгона в этом случае влечет наложение санкции, установленной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Это правило не распространяется только на транспорт спецслужб (скорая помощь, полиция, пожарная часть и т.д.), Если поданы звуковые сигналы и включены мигалки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: