Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Разболтовка

Часто при выборе дисков автолюбители сталкиваются с таким параметром, как разболтовка, значение которой приходится высчитывать самостоятельно. Количество крепёжных болтов считается легко без дополнительных инструментов, а вот с расчётом диаметра крепёжной окружности могут возникнуть проблемы.

Данный параметр обозначается аббревиатурой PCD. Существует несколько способов определения данного параметра, но мы остановимся на самой простой методике.

Как узнать разболтовку колёсного диска линейкой

Для вычисления параметра подсчитываем А из формулы. Берём штангенциркуль или обычную линейку, снимаем крепёжные болты и измеряем расстояние между двумя соседними отверстиями по стенке. Измеряем диаметр крепёжного болта, прибавляем результат к измеренному ранее расстоянию, в итоге получаем параметр А.

Удобнее всего для замера расстояния использовать штангенциркуль, однако вполне подойдёт и школьная линейка

Рассчитываем параметр В по указанной на картинке формуле. Выбор формулы напрямую зависит от того, сколько крепёжных отверстий в вашем колёсном диске.

Важно, чтобы параметр разболтовки колёсного диска до миллиметра сходился с параметрами штатного диска. Пренебрегать данным показателем не стоит, так как именно от него зависит, насколько точно колесо будет установлено на оси

Визуально заметить какие-либо отклонения довольно проблематично,  но при езде на неправильно подобранном диске вы столкнётесь с «биением». Это не только небезопасно для всех участников дорожного процесса, но и может привести к преждевременному износу подвески и рулевого колеса.

Рассмотрим конкретный пример

Маркировка такого диска будет выглядеть следующим образом: 7,5х18 5х114,3 ЕТ 45 DIA 67,1. Расшифровка:

7,5х18 – диск шириной 7,5 дюйма и диаметром 18 дюймов. Иногда вместо указанной выше формулировки можно встретить: 7,5Jx18H2. Значение записи остается прежним.

5х114,3 – колесо имеет 5 крепежных отверстий, которые расположены на окружности диаметром 114,3 мм.

ЕТ 45 – «вылет» диска составляет 45 мм (расстояние от привалочной плоскости к центру покрышки). В этом случаи мы имеем положительный «вынос». Первая плоскость выступает наружу. «Вылет» считается нулевым, когда две плоскости расположены на одной оси. Если место прилегания диска находится на расстоянии с внутренней стороны от предполагаемого центра шины, «вынос» считается отрицательным и записывается с дефисом между символами (ЕТ-45).

DIA 67,1 – диаметр посадочного места на ступице 67, 1 мм.

Как видим, разболтовка колесных дисков – это всего лишь комбинация символов, которая легко поддается расшифровке.

Где посмотреть параметры диска

Автолюбитель со стажем легко решит задачу по определению радиуса диска и количества отверстий для крепежа. За остальной информацией приходится обращаться к надежным источникам, либо рассчитывать значения самостоятельно. Производители литых и кованных дисков отформовывают на внутренней части все основные данные.

Владельцу автомобиля, который с салона выехал на красивом «литье» с полноразмерной запаской в багажнике, получить нужные значения для подбора новых дисков не составит труда. Если в багажнике докатка, придется снимать одно из колес автомобиля. Производство штампованных железок предполагает маркировку лишь внутреннего заводского кода. Помочь считать всю нужную вам информацию может дилер, продавший вам автомобиль (нужно лишь сделать запрос).

Есть риск оказаться в неприятной ситуации. Узнать о том, что ваш автомобиль за годы выпуска комплектовался дисками с различной разболтовкой, можно лишь после покупки новых колес. Такие случаи вполне возможны, если модель получает глубокий рестайлинг. Вдвойне стоит быть внимательным покупателям б/у автомобилей не первой свежести. Зачастую детали дорестайлинговых и обновленных моделей взаимозаменяемые (еще до вашего владения автомобиль могли собрать «из того, что было»).

Не пожалейте немного усилий, которые могут в будущем сэкономить вам уйму времени и нервов.

Таблицы с разболтовкой

Просчет разболтовки редко используется, ведь существуют таблицы совместимости. Водителю нужно найти таблицу конкретной модели и посмотреть параметры для нее. В них внесены все популярные автомобили, используемые в России.

Разболтовка Автомобили
4*98 ВАЗ; Fiat Panda, Lineo, Qubo; Ford Ka; Lancia Delta; Peugeot Bipper.
4*100 BMW Z1; Chery; Chevrolet Aveo; Daewoo Lanos; Dacia Logan; Fiat Punto; Hyundai Accent, Getz, Solaris; Honda Accord; ВАЗ Ларгус.
4*108 Audi 80; Citroen Berlingo; Ford Fiesta, Mondeo; Mazda 2.
5*100 Audi A1 (2,3), TT; Chrysler Neon, Sebring, PT Cruiser; Honda Civic; Nissan Sunny, Sunfire; Seat; Skoda Fabia; Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback; Toyota Avensis и Camry; Volkswagen Golf, Bora, Beetle, Polo; ГАЗ Siber.
5*108 Aston Martin Vanquish; Citroen C5, C6; Ford Focus, C-Max; Renault Clio, Kangoo; Land Rover.
5*112 Audi A3, A5, A6, RS4, RS5; Bentley; BMW; Mercedes-Benz; Ssang Yong Actyon, Chairman; Volkswagen Jetta, Transporter.

В этой таблице собраны далеко не все разболтовки, ведь машин гораздо больше. Под конкретный автомобиль нужно искать разболтовку самостоятельно, это поможет точно подобрать колеса.

Разболтовка диска крайне важна, ведь при неверном ее подборе подвеска будет работать не так, как нужно и автомобиль может попасть в ДТП. Для точного выбора ориентируются на несколько показателей, среди которых диаметр ступицы, количество отверстий, размер окружности. Также существуют разболтовочные таблицы, именно они позволят быстро выбрать комплект колес, совместимый с авто.

Разболтовка колесных дисков: маркировка, определение диаметра, подгонка

Стремясь выделиться оригинальным внешним видом машины, многие автолюбители приобретают самые разнообразные комплектующие, в том числе колесные диски. Однако желание следовать модным веяниям нередко ведет к трагическим последствиям.

Перед покупкой ходовых частей нужно изучить основные характеристики, по которым следует выбирать элементы ходовой части, важными из которых является разболтовка колесных дисков. От нее зависит безопасность всех участников движения, а также затраты, связанные с заменой изношенных комплектующих.

Маркировка

Грамотный выбор дисков зависит от правильного понимания стандартного обозначения. Это относится ко всем видам дисков, вне зависимости от способа изготовления и материала.

Правильная центровка диска по оси – гарантия длительной эксплуатации автомобиля. Под определением разболтовки колесных дисков понимается крепеж колеса к ступице посредством шпилек (или болтов). В сокращенном варианте его принято обозначать PCD. Полное название: «Pitch Circle Diameter».

С этим параметром непосредственно связана характеристика выноса (или вылета), для которой служит сочетание букв ET.

Далее об этих характеристиках более подробно.

Разболтовка колесных дисков в примерах

В последовательности комбинаций букв и цифр, обозначенных на маркировке, в первую очередь, следует выделить аббревиатуру PCD. Справа от неё (через двоеточие), пишется дробь, где указаны численные параметры разболтовки дисков.

Первая цифра дроби дает информацию о количестве монтажных отверстий. Вторая связана с местом их расположения на плоскости диска. Единица измерения параметра – миллиметры.

В примере — PCD: 5/112 — обозначено, что 5 крепежных отверстий расположены по диаметру окружности, равной 112 мм.

Вылет колеса

Вторым немаловажным параметром является показатель выноса колёсного диска. Он обозначает место крепления диска по горизонтальной оси, то есть расстояние, на которое колесо приближено к ступице.

В зависимости от страны – производителя, его обозначают сочетанием букв: OFFSET (Англия), ET (Германия), DEPORT (Франция). Аббревиатура OFFSET встречается наиболее часто. Помимо английских промышленников, ею маркируют диски и иные изготовители.

После букв указывают численное значение, которое может быть положительным или отрицательным. Пример: ET 30 (без знака «+»). Это обозначает, центр диска сдвинут по отношению к плоскости, которой он прижимается к ступице на 30 мм.

Возможен такой пример обозначения: ET-30. В данном случае дефис, стоящий слева от цифр свидетельствует о том, что некоторая часть диска выступает наружу. Согласно международным стандартам, размер проставляется в миллиметрах.

Выбор колесного диска без учета параметра вылета ведет к невозможности его установки по месту. Например, из-за того, что этому будет мешать подвеска.

При покупке конструкции, имеющей отрицательную величину выноса, когда машина выполняет поворот, имеется возможность касания колесной арки. Это ведет к дополнительной нагрузке на узлы ходовой части и рулевого управления. В лучшем случае подобная ситуация способствует быстрому их износу (или поломке). В худшем варианте – есть вероятность самопроизвольного откручивания колес.

Как самостоятельно измерить разболтовку диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко. Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.

Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность. Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Что это такое

Каждый автолюбитель стремится усовершенствовать свой автомобиль при помощи тюнинга, замены оригинальных деталей и частей на более привлекательные или современные. Это же касается и колесных дисков, от внешнего вида и способа изготовления которых зависит экстерьер транспортного средства. Авто с колесами большого размера смотрится гораздо привлекательнее аналогичного с оригинальными.

Обозначение разболтовки на маркировке

Сделать автомобиль привлекательнее — это правильное желание, однако главное, чтобы это не влияло на снижение эффективности работы средства передвижения. Необходимо подбирать такие детали и компоненты, которые бы соответствовали рекомендуемым техническим характеристикам и уровню безопасности. Можно говорить о привлекательности выбранных дисков только после того, как будет твердая уверенность в их соответствии всем необходимым техническим характеристикам.

Важно!

Часто предлагаемые на рынке реплики копируют внешний вид оригинальных изделий и популярных моделей, при этом не соответствуя по качеству исполнения и технологичности.

В производстве шин и колес есть определенные стандарты качества, которые помогают определить уровень технологичности их изготовления. Реплики не соответствуют ни одному из этих стандартов.

Разболтовка колес обозначается как PCD. Если объяснить предельно доступно, то это количество болтов и диаметр, на котором проделаны отверстия, предназначеные для них. Часто многие автолюбители не вникают в эти данные, поэтому испытывают трудности при выборе и покупке новых изделий при износе старых или смене сезона. Если во время подбора руководствоваться этими данными, то проблем с установкой приобретений не будет.

Самое сложное в данном случае то, что на глаз можно определить только количество болтов для крепления.

А вот диаметр, на котором они расположены, замерить намного сложнее. Неправильно подобранный и установленный на машину обод является большой угрозой безопасности водителя и пассажиров. В лучшем случае это скажется негативно на уровне износа деталей и узлов ходовой части, а в худшем — может привести к аварии.

Вам это будет интересно Характеристика дисков на марку автомобиля Nissan Qashqai

Какая разболтовка у обода и как она выглядит визуально

Правила определения разболтовки

Что же касается расстояния, то здесь уже нужно быть крайне внимательным, если вы хотите определить его «на глаз». Сложнее всего при определении разболтовки колесных дисков дело обстоит с нахождением диаметра, на котором расположены болты. Сегодня на просторах интернета имеется масса способов того, как определяется разболтовка колесных дисков. Таблицы совместимости содержат полезные данные только по популярным маркам и моделям автомобилей. Однако как быть тем, чье авто там не найти? Чтобы определить совместимость дисков с колесами, для них придуман простой способ.

Таблица совместимости колесных дисков автомобиля марки «Лексус»

Посмотрев на рисунок, для начала нужно понять, как узнать величину А. Для этого следуйте следующему алгоритму:

  • возьмите штангенциркуль, измерьте с его помощью величину между соседними крепежными отверстиями;
  • добавьте к этому числу размер диаметра отверстия для крепежа;
  • вы получите число, являющееся расстоянием между центрами одного и другого крепежного отверстия. Его нужно будет умножить на 1,155, как показано в формуле на рисунке.

Аналогичные действия нужно будет проделать, если на вашем колесном диске 4 или 5 отверстий. Каждый раз полученное значение А нужно будет умножать на коэффициент, чтобы получить В — искомый Pitch Circle Diameter.

Разболтовка дисков на КИА Рио

Как определяют размеры разболтовки колесных дисков

Маркировка каждого колесного диска устанавливается в соответствии с международными стандартами. На маркировке никак не учитываются ни изготовитель изделия, ни размеры изделия, ни способ его изготовления.

Разберем конкретный пример. Для ED/Exiv предназначены колесные диски со следующими параметрами:

  • ширина от 6,0J до 7,5J;
  • вылет от ET35 до ET45;
  • радиус R14.

Типоразмер будет выглядеть так:

6,5Jx15 ET45 PCD5х100 DIA54, где

  • 6,5 (B) — ширина диска в дюймах (меньше ширины покрышки на 25-30%);
  • 15 (D) — монтажный диаметр в дюймах
  • 45 (ЕТ) — вылет в миллиметрах

Вылетом называют расстояние между плоскостью крепления колесного диска и осевой вертикальной плоскостью. Когда плоскость крепления находится ближе к наружной поверхности колеса относительно осевой вертикальной плоскости, вылет считают положительным (ЕТ>0). Если плоскость крепления смещена вовнутрь относительно оси, вылет считают отрицательным (ЕТ<0). Наконец, при нулевом вылете (ЕТ=0) обе плоскости совпадают.

5×100 (PCD) — характеристика посадочных отверстий: первое число — количество крепежных отверстий, второе число — диаметр окружности, проходящей через центры отверстий в миллиметрах

В данном примере количество отверстий равно 5, а диаметр, проходящий через их центры, равен 100 мм.

54 (DIA) — диаметр центрального отверстия под крепление на ступице в миллиметрах

Ширина колесного диска зависит от ширины профиля шины в соотношении Б = В х (0,7…0,75), где Б — ширина обода, В — ширина покрышки. Допустимо отклонение от этой формулы при выборе колесного диска для определенной шины. Ширина обода может быть меньше рассчитанного значения максимум на 0,5 дюйма, и больше этого значения максимум на 1 дюйм. Посадочный диаметр должен соответствовать монтажному диаметру покрышки, а параметры разболтовки PCD — стандартным значениям для данного автомобиля. В противном случае точно отцентровать и зафиксировать колесо на ступице не получится.

Рекомендуем

«Сколько можно ездить на шинах, и что влияет на их износ» Подробнее

Диаметр центрального отверстия (DIA) должен выбираться в соответствии с диаметром выступа на ступице. Параметр DIA может быть больше. В таком случае, чтобы точно отцентровать деталь на ступице, потребуется дополнительное проставочное кольцо, которое подбирается уже в полном соответствии с размерами ступицы.

Таблица совместимости

Вычисления по приведенным ранее схемам используются автолюбителями и специалистами крайне редко, так как разработаны специальные таблицы совместимости, позволяющие определить необходимые параметры.

Наиболее популярные разболтовки имеют следующие марки автомобилей:

Параметры разболтовки

Рисунок

Марки автомашин

4×98

Alfa Romeo 33, 155, 164,  FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada

4×100

Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno,  Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440

4×108

Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850

4×114,3

Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40

5×100

Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle

5×108

Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780

5×112

Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4

5×114,3

Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4

5×120

Range Rover, Rolls Royce

5×139,7

Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ

Что значит параметр PCD на колёсных дисках

Практически каждый автолюбитель, столкнувшийся с необходимостью приобретения новых колёсных дисков, сталкивается с одним и тем же вопросом: PCD на дисках – что это. Чтобы дать наиболее полный ответ, необходимо полностью расшифровать надпись на оборотной стороне колеса, характеризующую его размерность на конкретном примере. Если взять параметры среднестатистического колеса 6,0J х 16 ЕТ42 5х108 d66,1, где каждый из символов обозначает следующие показатели:


Магазин-склад колёсных дисков

  • 6 – это характеристика ширины обода изделия в самой широкой его части, выражается в дюймах. Данный размер для легковых автомобилей располагается в диапазоне от 4,0 до 12,0 дюймов с шагом в 0,5 дюйма.
  • J – форма канта борта для надёжной фиксации покрышки, которые также обозначаются как JJ, К, JK, B, P или D.
  • 16 – величина радиальности, то есть диаметра обода колеса, выражается в дюймах. Многие автолюбители неверно называют этот параметр радиусом, однако это неверно. Диаметр колесного диска в классических вариантах бывает от 12 до 24 дюймов.
  • ЕТ42 – это показатель вылета диска в миллиметрах, расстояние в проекции от точки крепления колеса к ступице до внутренней привалочной плоскости колеса, который колеблется в пределах от -25 до +50 мм, то есть он может быть отрицательным, и изделие будет выступать за поперечные габариты авто.
  • 5х108 – это показатель разболтовки, то есть величина, обозначающая количество шпилек, на которые диск крепится к элементам подвески (4, 5 или 6 для легковых авто). Вторая цифра – 108 – длина каждого крепежа в миллиметрах, встречающаяся в диапазоне от 90 мм до 150 мм, в зависимости от массы авто и его класса.
  • В конце маркировки изделия следует ответ на вопрос, что такое PCD в параметрах дисков и как можно определить эту характеристику. Последний показатель – d66,1 – это как раз величина PCD, или Pitch Circle Diameter, что в переводе означает диаметр той окружности, вдоль которой на равном расстоянии друг от друга располагаются отверстия для шпилек. Чем больше этот параметр, тем больший изгибающий момент может воспринимать колесо. Соответственно, PCD, называемая также сверловкой, колеблется от 50 мм до 150 мм в зависимости от размера колёсной базы и массы автомобиля.

Вам это будет интересно Стальные колесные диски МАК

Размерность колёсных дисков Важно!

Если любой из показателей (ширина, радиальность или вылет) для каждого авто могут меняться в незначительных пределах, то величина PCD должна оставаться постоянной, так как конструкция ступицы неизменна, и на практике почти все автомобильные концерны давно установили стандарт, в соответствии с тем или иным классом авто. Так, на компактных автомобилях с объёмом двигателя до 1,6 литра сверловка не превышает 70 мм, а разболтовка редко выходит за пределы 4х100, для кроссоверов этот показатель может достигать 100 мм и 5х120 соответственно, а что касается больших внедорожников, то он резко возрастает до 140-150 мм, а разболтовка – до 6х150.

Что такое разболтовка колёсных дисков

Любой автовладелец стремится улучшить свое транспортное средство, меняя его оригинальные части на новые, более эффективные, совершенствуя вид автомобиля путем тюнинга. Изменениям подвергаются и колесные диски, ведь их внешний вид и способ производства напрямую влияют на общий облик автомобиля.

Колеса увеличенных размеров смотрятся эффектнее, нежели оригинальные

Улучшить экстерьер автомобиля — вполне естественное желание каждого владельца, но в этом случае важно, чтобы тюнинг негативно не отразился на эффективности работы автомобиля. Для этого следует подбирать запчасти, соответствующие требованиям безопасности и техническим характеристикам конкретного транспортного средства

И о привлекательном внешнем виде нужно говорить только после того, как будут обеспечены данные требования после монтажа.

Если необходимое количество болтов можно определить на глаз, то диаметр отверстий выяснить таким образом намного сложнее. В этом и заключается главная трудность разболтовки.

Мнение автолюбителей про разболтовку колесных дисков

«Машина сразу стала собраннее и жестче»

Пользователь поставил на свою машину колеса 6,5х15 ET38 с шинами 195х65. Автомобиль сразу стал выше, однако при езде по неровностям передние колеса начали цеплять подкрылки в местах соединения крыла с бампером. Автор решил установить новые стойки с проставками и посмотреть на поведение машины, проехав груженым 200 км.

Новые стойки от Ардео вместо старых изношенных сделали автомобиль более собранным и жестким. Рулить машиной стало легче, и крупные ухабы проходятся более аккуратно. Хотя мелкие неровности все-таки начали более отчетливо ощущаться.

«Не пытайтесь натянуть не родные колесные диски!»

Относительно разболтовки пользователь категоричен и не советует ставить, например, колеса 98×4 на автомобиль под 100×4. Результат в любом случае будет плачевным — болты нормально не затянутся, колеса начнут бить. В качестве отрицательного примера приводятся владельцы иномарок с параметрами 100×4, пытающиеся менять штатные колеса на отечественные с разболтовкой 98×4. Если неизвестна сверловка автомобиля, автор рекомендует ее узнать у продавца авто.

«Лучше не рисковать и приобрести колесные диски с правильной сверловкой!»

«Колесные диски с правильной сверловкой — слишком ответственный узел, риск здесь обязан быть минимальным!» — так считает пользователь.

Убеждение в том, что колеса можно точно отцентровать по шпилькам, ошибочно. Приведем другую цитату автора: «Диск точится в центрах, впрочем, как и ступица. Даже в жигулях с живыми стоковыми железными дисками колесо очень четко встает по центральному отверстию и фаске на полуоси или ступице

На досуге подумайте, почему рекомендуется гайки/болты на колесе в диагональном порядке затягивать.»

Также не стоит недооценивать важность пластиковых переходных колец между колесом и ступицей. Использование этих элементов может продлить жизнь подшипников и покрышек. «Так ли ценны диски, которые хочется поставить?»

«Так ли ценны диски, которые хочется поставить?»

В Москве и в Санкт-Петербурге распространена такая услуга: колесные диски пересверливают на специальном координатном станке. Автор узнал, что московская стоимость этой процедуры составляет 500 рублей за одно отверстие. Просверлить могут буквально все. Однако цена эта актуальна лишь для малолитражных легковых авто. Тяжелые транспортные средства весом с автобус потребуют совершенно других, не оправданных затрат. Ведь на любой ямке диск может лопнуть, и последствия будут катастрофическими.

Учитывая дороговизну такой услуги, стоит ли этого желаемый колесный диск? Автолюбители ставят различные проставки со смещенными отверстиями. В результате проставки ломаются, выводя из строя подшипники. Что касается отзывов, среди них много положительных лишь до использования данных деталей. Отзывы на изделия после их эксплуатации автором обнаружены не были.

Можно, конечно, поменять и ступицу, и тормозной диск. Но не проще ли подобрать подходящее по разболтовке колесо? Не легче ли продать не подошедшие колесные диски, перестав их мучить? Подобными риторическими вопросами задается пользователь.

«Безопасность важнее всего!»

На колесах с несоответствующей разболтовкой можно неспешно добраться до места, где будет возможность поставить правильные колесные диски. Ездить на «неправильных» колесах тоже никто не запрещает. Равно как не запрещена игра в русскую рулетку. Такую аналогию приводит автор.

Особенности маркировки

Для замены стандартных дисков в авто на новые необходимо учитывать ряд нюансов для правильного выбора. При покупке всегда смотрите на маркировку детали.

В — ширина диска; D — диаметр диска; ET — вылет диска; С — диаметр привалочной плоскости; DIA — диаметр центрального отверстия; PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий

На диск может быть нанесена следующая информация: 8.5Jx18 H2 5×120 ET20 d74.1. Рассмотрим подробнее, что могут обозначать указанные числа:

  • 8.5 – ширина колёсного диска, которая определяется в дюймах. В основном данный параметр обозначается буквой W;
  • 18 – диаметр колёсного диска, обозначается буквой D и измеряется в дюймах;
  • 5х120 – информация о количестве посадочных болтов и о диаметре отверстий, в которые они посажены. В основном диаметр измеряется в миллиметрах. В нашем случае в диске используется пять посадочных болтов, диаметр каждого болта – 120 мм;
  • ET20 – параметр вылета диска. Вылет диска – расстояние между плоскостью, которая прижимает колёсный диск к ступице, и осью симметричности диска. Данный параметр измеряется строго в миллиметрах, в нашем случае вылет диска составляет 20 миллиметров;
  • d74.1 – обозначение диаметра центрального отверстия, измеряется в миллиметрах. Бывают случаи, когда производители дисков из лёгких сплавов увеличивают данный параметр. Для того, чтобы произвести центровку диска, необходимо использовать специальные диски. Они обеспечивают надёжную фиксацию диска, за счёт чего отсутствует вибрация при движении транспортного средства.

В указанной маркировке есть и ряд дополнительных параметров, однако они в основном интересны только профессионалам и для рядового автомобилиста никакой смысловой нагрузки не несут. Речь идёт о:

  • J – информация о виде конструкции закраин у обода колёсного диска. Также может быть обозначен буквами JJ, K, JK, B, P и D, в зависимости от особенностей параметра;
  • H2 – информация о конструкции кольцевых выступов на ободе. Данный параметр также может обозначаться аббревиатурой H, H2, FH, FH2, CH, EH2, EH2+.

Остановимся подробнее на указанных параметрах. Единственное, что не требует расшифровки – это ширина и диаметр диска, данные параметры понятны и начинающим автомобилистам.

Диаметр окружности, на котором располагаются крепёжные болты, обозначается аббревиатурой PCD. В случае необходимости данный параметр можно рассчитать самостоятельно, даже не снимая колеса с автомобиля. Для измерения понадобится обычная линейка – с помощью неё проводится измерение расстояния между центрами двух ближайших крепёжных болтов.

Определённое расстояние пригодится для расчёта PCD. Для проведения расчёта параметра выбирайте одну из предложенных формул в зависимости от количества крепежей:

  • 3 отверстия: PCD=X*1.154;
  • 4 отверстия: PCD=X*1.414;
  • 5 отверстий: PCD=X*1.701;
  • 6 отверстий: PCD=X*2;
  • 10 отверстий: PCD=X*3.326.

Автомобилисты, в основном начинающие, совершают ошибку, игнорируя важность высокой точности параметра PCD. Диаметр отверстия для крепёжного болта часто имеет допуск

Это часто становится причиной того, что диск всего на пару миллиметров не соответствует штатным параметрам.

Невооруженным взглядом расхождение незаметно, но допускать его строго запрещено. Разница в расстоянии приведёт к тому, что лишь одна из всех крепёжных гаек на диске будет затянута полностью и правильно, а гайки в других отверстиях окажутся перекошенными. Исход у такого крепления один – колесо неплотно ляжет на ступицу, в итоге во время движения авто будет слышен стук, а гайки со временем начнут раскручиваться.

Более подробно о разболтовке

Размеров PCD не так уж и много: с десяток популярных, на европейских и азиатских машинах, и ещё несколько более редких, которые встречаются в основном на американских автомобилях.

Между некоторыми из них совсем небольшая разница: 98 и 100, или 112 и 114,3. Визуально она практически незаметна, и, увидев понравившуюся модель дисков, автовладельцы иногда думают, что один вариант можно заменить другим.

Это ошибочное мнение, и такое решение повлечёт за собой плохое прилегание диска к ступице или его перекос. Проблемы не заставят себя ждать.

Рассмотрим, какие варианты размещения крепёжных отверстий встречаются на тех или иных автомобилях:

Таблица

Далеко не всегда желание владельца машины поставить диски с неродными параметрами продиктовано желанием сэкономить. Да и какая тут экономия, когда приходится расширять центральное отверстие, менять расположение крепежа или даже точить ступицу.

Гораздо чаще на это людей толкает желание заполучить эксклюзивную модель, которой ни у кого нет, ведь для мужчины колёса – все равно, что для женщины ювелирные украшения.

Такая доработка, конечно, возможна – главное, чтобы выполняли её с филигранной точностью и на хорошем оборудовании. В условиях стандартного гаража такое вряд ли возможно, и закончиться всё может разрушением ступицы и подвески, произошедшим в результате биения колёс.

Ну а в первую очередь неравномерно и быстро будет изнашиваться шина, поэтому расходы, связанные с подобными изменениями, никак нельзя назвать целесообразными. Купить диски с разрешёнными производителем машины параметрами, гораздо выгоднее.

Самостоятельные замеры

Многих интересует, как можно узнать самому разболтовку колёсных дисков. Это не настолько сложно, как некоторым может показаться. Но нельзя процедуру назвать и чрезвычайно лёгкой. Определённые знания и навыки обращения с инструментами вам обязательно пригодятся

Важной составляющей измерений является проверка расстояния, которое отделяет одно окошко от другого. Чтобы это сделать, можно воспользоваться обычной линейкой, либо же более сложным в обращении штангенциркулем. Второй инструмент позволяет получить точные размеры, в то время как линейка предусматривает незначительную погрешность

Сами замеры выполняются двумя способами. Это делается между:

Второй инструмент позволяет получить точные размеры, в то время как линейка предусматривает незначительную погрешность. Сами замеры выполняются двумя способами. Это делается между:

  • соседними отверстиями;
  • наиболее удалёнными друг от друга отверстиями.

Соседние окошки

Этот показатель определяют с учётом того, какие размеры имеет окружность, где располагается центр прорези под крепёжные колёсные болты. Чтобы получить результаты замеров диаметра, можно воспользоваться простой линейкой, либо же взять на вооружение специальные таблицы совместимости. Вам следует с помощью инструмента замерить расстояние, которое разделяет два соседствующих между собой болта. Далее полученный результат умножают на коэффициент. Последний напрямую зависит от того, сколько отверстий имеется под крепление колеса. Если отверстий три, то коэффициент составит 1,155. Если машина предусматривает использование 4 отверстий, тогда применяют в формуле расчёта коэффициент 1,414. Предположим, что после измерения расстояния между соседними отверстиями вы получили значение 63,5, а на машине используется 5 болтов крепления. Тогда вы умножаете 63,5 на коэффициент 1,701. В итоге выходит 108. Здесь не так сложно разобраться в том, как проверить разболтовку, если иметь таблицы коэффициентов перед глазами, а также уметь управляться с обычной линейкой или штангенциркулем.

Дальние окна

По дальним отверстиям также можно самостоятельно определить разболтовку колёсного диска. Следует разобраться, как её рассчитать, и что для определения понадобится автовладельцу. Самым простым считается измерение дисков, которые предусматривают использование чётного количества крепёжных отверстий, то есть 4, 6 или 8 для легковых авто. Измеряемое расстояние, которое проверяется между противоположно расположенными окошками, является значением PCD. Если у диска применяется 5 болтов для крепления, следует выполнить замеры между 2 окошками, которые не соседствуют друг с другом. Полученное значение умножается на коэффициент 1,051, что и позволяет добиться окончательного результата.

Ступичное окно и его диаметр

Значения центральных ступичных окон автомобилей указываются в специальных таблицах и в полной формуле для определения разболтовки. Если же у вас перед глазами отсутствуют таблицы и информацию получить не удаётся, всегда есть возможность выполнить замеры своими руками. Тут есть свои рекомендации относительно того, как измерить разболтовку колёсных дисков

Это важный размер колеса при определении полной разболтовки, потому ему стоит уделить внимание. Замеры делаются обычной линейкой или штангенциркулем. Хотя в определённых ситуациях подручные инструменты не помогут, поскольку на некоторых автомобилях центральное отверстие характеризуется неправильной формой

Хотя в определённых ситуациях подручные инструменты не помогут, поскольку на некоторых автомобилях центральное отверстие характеризуется неправильной формой.

Чтобы не допускать ошибок, лучше сразу воспользуйтесь сводными таблицами. Это позволит вам максимально точно разобраться в разболтовке и купить подходящие диски на свой автомобиль. Не последнюю роль в определении разболтовки играет вылет дисков. Вылетом называют отношение вертикальных осей симметрии дисков относительно мест соприкосновения со ступицей. Вылет бывает нулевым, отрицательным и положительным. В теории устанавливать диски с неправильным подбором по этой характеристике можно. То есть комплект может встать на свои места. При этом вы нарушите правильную работу подвески машины, из-за чего транспортное средство станет потенциально очень опасным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: