Как выбрать велосипед для кросс кантри

Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)

Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе.

Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Хотя, есть и модификации с прямым рулем, но это редкость. Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или композитные материалы. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда – заведомо меньше 10 кг.

На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.

Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность: плохо для города. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.

Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для велокросса (циклокросса) и триатлона.

Что нужно для участия в гонке по пересечённой местности

Сохраняйте этот набор для кросс-кантри гонки:

  • исправный горный велосипед
  • шлем
  • очки
  • обтягивающая велоодежда и удобная обувь
  • минимальный набор инструментов
  • медицинская справка
  • спортивная страховка
  • жидкость в велобутылке
  • деньги для оплаты слота.

Самое замечательное в кросс-кантри то, что это весьма доступная форма катания на горных велосипедах. В отличие от других соревновательных дисциплин, таких как даунхилл, эндуро, байкер-кросс, XC требует гораздо более низкого уровня технических навыков. Но это не значит, что это совсем просто.

Прежде чем отправиться на свою первую гонку, вы должны быть в состоянии уверенно ездить по бездорожью и чувствовать себя комфортно, преодолевая иногда неровную местность и синглтрек (узкие участки трассы). Так что перед любой кросс-кантри гонкой проверьте себя на тренировках по пересечённой местности.

Будем рады, если наш гид позволил вам разобраться в мире кросс-кантри, укрепил желание участвовать в соревнованиях и предупредил о возможных опасностях. Катайтесь, наслаждайтесь и развивайтесь!

Читайте далее: 10 правил езды на велосипеде в холодную погоду

Как выбирать велосипеды для большого веса

Стоит отдать предпочтение горным байкам, поскольку дорожный велосипед для тяжелых людей не подходит.

Широкий выбор горных велосипедов: Интерес к ним объясняется снижением риска повреждения позвоночника. Из-за высокой нагрузки даже небольшое потряхивание на неровной дороге может обернуться протрузией межпозвонковых дисков или грыжей. Эргономичное положение спины во время езды на горном байке снижает вероятность травмы.

Велосипеды с большой грузоподъемностью должны обладать следующими характеристиками:

Дисковые тормоза. Они обладают высокой чувствительностью и могут быстро остановить транспортное средство. Ободные тормоза не справятся с такой задачей. Для безопасного торможения идеальным вариантом будет такая комплектация: передний тормоз v-brake, задний — дисковый.
Алюминиевые рамы. Облегченные модели с карбоновыми рамами не выдержат значительной нагрузки, а стоят намного дороже алюминиевых. Особо прочные варианты для экстремальных видов спорта: модели для трейла, эндуро и фрирайда. Ассортимент экстрим-велосипедов:
Вилка. Амортизация играет важную роль в любом транспорте, но с тяжеловесными ездоками задача сложнее. Двухподвесные агрегаты не подойдут для езды с большой нагрузкой из-за быстрого износа при неправильной эксплуатации

Стоит обратить внимание на воздушно-масляную систему амортизации.
Руль. Рулевое управление играет важную роль

Для крупногабаритных людей взрослый велосипед должен быть оснащен алюминиевым рулем под стандарт 31,8 мм с надежным креплением на 4-х болтах.
Колеса. Больше всего воздействию большой нагрузки подвержены колеса. Ширина покрышек и камер должна быть не менее 2,1 дюйма. Не пренебрегайте регулярными осмотрами байка в веломастерской для своевременного подтягивания спиц и проверки их натяжения с помощью тензометра.

Итак, велосипеды для большого веса должны обладать:

  • прочными колесами;
  • воздушной вилкой;
  • крепкой рамой;
  • хорошей рулевой установкой.

Занятие не для слабых телом и духом: cross country

На вопрос: «Что такое кросс-кантри?» есть один однозначный и не терпящий возражений ответ – это гоночная дисциплина. В основе ее лежит езда по пересеченной местности, не стоит путать кросс-кантри с поездкой за город с товарищами или выезд на байке в ближайший лесок. Нельзя называть любого, севшего на велосипед с двумя подвесами, кантрийщиком: говоря так, можно оскорбить настоящих спортсменов, которые прилагают нечеловеческие усилия для достижения достойных результатов в этой спортивной дисциплине.

Итак, кросс-кантри – это гоночная дисциплина, которая наравне с любым привычным обывателю спортивным занятием требует отменной атлетической формы, длительных и изнурительных тренировок, а также большого умения. Для велосипедиста недостаточно только уметь хорошо ездить, или только обладать высокой скоростью и выносливостью. Задача успешного кросскантрийщика – сочетать все эти качества для достижения максимального результата.

Для того, чтобы успешно проходить дистанции, предназначенные для кросскантрийных соревнований, потребуется не один месяц тренировок. При этом недостаточно иметь сильные ноги: часто самоуверенные спортсмены ошибаются, понадеявшись на свою силовую составляющую и мощь. Техника, смекалка и умение «правильно» проходить трассу значит для кросс-кантри гораздо больше. Поэтому и схема тренировок среднестатистического кросскантрийщика значительно разнится от других дисциплин.

Как выглядит трасса тур де франс — самый крутой маршрут в истории велосипедов

Задача будущего победителя соревнований: научить свои мышцы работать в гармонии с сердцем – то есть тренировки призваны создать баланс работы мышечной и сердечно-сосудистой системы. Отсюда и схема тренировок, которая включает в себя:

  • Аэробные дистанционные нагрузки – это, как ни странно, просто катание на байке по пересеченной местности. Даже неспешное катание позволяет научить организм правильно поглощать кислород, переносить его в мышцы. Задача таких тренировок – не выработка высоких скоростей, а умение ездить долго, не испытывая усталости.
  • Силовые тренировки – это взращивание той мышечной системы и такой силы, которая нужна для силового кручения педалей. Собственно, процесс тренировок в этом и заключается: езда на подъемах сидя и стоя.
  • Скоростные тренировки – именно этот вид тренировок позволяет собрать воедино все результаты и получить на выходе высокую скорость прохождения трасс: для этого должна быть отточена техника кругового педалирования. Оптимальной частотой, которая позволит успешно проходить трассы, является 80-90 оборотов в минуту.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Гоночные дисциплины

Кросс-кантри охватывает самые разнообразные трассы: от грунтовых и гравийных дорог до извилистых одиночных троп в горах и в лесах. Равнина, спуски и подъёмы, грязь, камни и трава — в кросс-кантри можно испытать и навыки, и мощность, и скорость.

Сложность трасс и продолжительность гонки обычно зависят от вида программы кросс-кантрийных соревнований.

Олимпийский кросс-кантри

Самый распространённый тип гонок кросс-кантри в профессиональной среде — это олимпийская дисциплина, также известная как XCO. По сути, это размеченная трасса, по которой вы проходите определённое количество кругов. Протяжённость круга в соревнованиях профессиональных гонщиков составляет от 4 до 10 км, а продолжительность около 90 минут.

В XCO от велосипедиста требуется как техническое мастерство, так и развитая выносливость.

Марафонский кросс-кантри

Название дисциплины говорит само за себя: это самая продолжительная по времени и самая длинная по километражу гонка. Сокращённо марафон называют XCM. Из всех видов кросс-кантри ХСМ, пожалуй, самый спокойный, однако это не означает, что марафоны — это легко.

В отличие от олимпийской дисциплины, в марафоне трасса проложена в один круг от 60 до 120 км. Благодаря тому, что в ХСМ трассы немного проще, чем в других программах кросс-кантри, марафон — самая популярная в любительской среде дисциплина.

Гонка с выбыванием

XCE, элиминатор — всё это названия гонки с выбыванием, проводящейся в несколько раундов. Дистанция трассы элиминатора должна не превышать 1000 м, но вместе с тем включать искусственные и естественные препятствия для создания динамики.

По правилам, одновременно на старт выходят четыре спортсмена. По итогам заезда двое лучших переходят в следующий раунд, а двое других выбывают.

Гонка в гору

XCP или кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого — это гонка со стартом и финишем в двух разных точках. Старт даётся внизу подъёма, а финиш — на вершине горы. На трассе не будет препятствий, как на ХСО, однако неровностей дороги всё-таки стоит ожидать. И всё это вкупе с порой очень крутым уклоном.

Шорт-трек

XCC похож на XCO, но с тем отличием, что такая гонка имеет очень короткие круги (1-2 км) и общую дистанцию не более 15 км. На официальных соревнованиях дисциплина стоит в программе за день до основной гонки ХСО.

Этот формат очень удобен для зрителя, поскольку обычно все события на трассе можно увидеть с одной точки. Для гонщиков же такое скоростное состязание — настоящее испытание физических и технических возможностей. Риск падения здесь выше, чем в обычном ХСО.

Гонка на время

XCT — это единственный формат соревнований в кросс-кантри, где старт гонщиков индивидуальный, обычно с разрывом в 30 секунд. Соответственно, время каждого гонщика измеряется отдельно, и тот, кто проедет трассу быстрее всех, становится победителем.

Гонка на время не проводится сама по себе. Её традиционно включают в один из дней многодневных соревнований. Протяжённость дистанции ХСТ часто не превышает 25 км.

Командная эстафета

XCR — это соревнование, где каждый член команды проходит один круг олимпийской трассы, прежде чем в отведённом месте передать эстафету товарищу по команде. Интересно, что в одной гонке соревнуются представители разных возрастных категорий: юниоры, спортсмены до 23 лет, мужчины и женщины. Из-за этого стратегия порядка старта каждого гонщика играет важную роль.

Суточная гонка

24-часовая гонка — это гонка, в которой участники едут весь день и всю ночь в течение 24 часов подряд. Они могут остановиться в любое время, чтобы поесть, сделать перерыв или сменить снаряжение, но главная цель — проехать как можно больше кругов за эти сутки. Формат сугубо любительский и не входит в программы официальных мероприятий.

Велосипеды для стиля кросс-кантри

Горные велосипеды кросс-кантри впервые появились в горных штатах США. В 50-е годы там было очень популярно экстремальное катание по склонам, которое сегодня известно как даунхилл и дерт.

И вот, одному энтузиасту пришла в голову идея, что было бы неплохо взбираться назад в гору не пешком, а на велосипеде.

После недолгих размышлений и некоторых интересных конструкторских решений на свет появился горный хардтейл. Он больше напоминал шоссейный байк с широкими колесами и горной трансмиссией.

В дальнейшем менялись комплектующие, геометрия, а трансмиссия адаптировалась для езды по кочкам. Сегодня велики для кросс-кантри – это суровые байки, которые сочетают в себе легкость и прочность.

Существуют следующие классификации кантрийных велосипедов:

  • По типу рамы;
  • По материалу рамы;
  • По размеру колес.

По типу рамы кантрийные байки делятся на хардтейлы и двухподвесы. Первые без заднего амортизатора, а последние с ним.

Хардтейлы больше подходят для заездов по трассам с небольшим количеством кочек и технических участков.

Рамы для кантри велосипедов изготавливают в основном из трех сплавов и материалов: сталь, алюминий и карбон. Существуют и другие сплавы, но они менее популярны.

Итак, сталь. Стальные рамы не имеют никаких плюсов за исключением низкой цены. Рамы из стальных сплавов очень тяжелые и зачастую хрупкие, поскольку изготавливаются без использования современных технологий.

Алюминиевый сплав – самый распространенный материал для изготовления велосипедных рам. Это золотая середина между карбоном и сталью. Алюминиевые рамы намного легче стальных и зачастую намного прочнее.

Многие компании работают над разработкой современных сплавов алюминия, которые стали бы еще лучше. Сегодня самый распространенный сплав 6061, который применяется при изготовлении большинства бюджетников и велосипедов средней ценовой категории.

Что касается карбона, то сегодня из него изготавливаются лучшие кросс-кантри велосипеды. Карбоновое волокно, используемое для изготовления рам MTB, не сильно уступает в прочности алюминиевым сплавам.

Правда речь идет только про качественный и дорогой карбон. Низкокачественный материал бывает очень хрупким и рамы, изготовленные из него, могут сломаться даже на небольших неровностях.

Рамы профессиональных карбоновых велосипедов ломаются не чаще алюминиевых.

В мире MTB существует 3 основных стандарта колес: 26; 27,5; 29 дюймов. Первый является самым распространенным и по сей день, не смотря на то, что от этого стандарта последние пару лет многие производители стали отходить в пользу 27,5 дюймов.

Этот тип колес обеспечивает хорошую управляемость и достаточный накат. Хотя многие считают, что переход на этот тип колес больше маркетинговый ход, чем оправданная необходимость.

Велосипеды на колесах размером 29 дюймов называют найнерами. Байки с такими колесами в основном используются на XCM, т.е. кросс-кантри марафонах. Эти колеса обеспечивают отличный накат и лучше сглаживают небольшие неровности.

Обратной же стороной медали является менее хорошая управляемость и маневренность, в сравнении с колесами 27,5 и 26 дюймов.

BMC Fourstroke

Этот карбоновый найнер принадлежит еще одному легендарному человеку в кросс-катри мире, французу по имени Жульен Абсалон. Имеет амортизацию от SR Suntour. Этот бренд в последнее время стал выпускать и активно продвигать компоненты для гоночных велосипедов топового уровня. Как в кросс-кантри, так и в других дисциплинах маунтинбайка. Судя по всему, борьба с дурной славой бренда, делающего в основном поделки для прогулочных великов увенчалась успехом, и теперь мы можем наблюдать их компоненты на велосипедах именитых спортсменов.

Привод Sram Eagle 1х12 и тормоза SRAM Level Ultimate с 160мм. роторами. Абсалон использует набирающий сейчас популярность в кросс-кантри регулируемый подседел KS Lev, который дает возможность получить намного больше контроля на спуске, заплатив за это небольшим увеличением веса. Колеса — карбоновые DUKE Lucky Jack SLS 29

Трассы

Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:

  • лесные дороги и грунтовки с виражами, крутыми спусками и продолжительными подъемами — испытание на стремительные ускорения и резкие торможения;
  • на трассе должны быть участки с холмами и выбоинами, изобилующие грязью, песком, корнями, камнями и бревнами;
  • широкие участки попеременно должны сменяться на узкие;
  • доля асфальтированного шоссе не должна превышать 15% всего маршрута;
  • вне зависимости от погоды проходимость должна быть хорошей, особенно это касается разрушения какого-либо из трудных участков — должна иметься возможность его преодолеть или объехать по параллельным секциям;
  • разметка, зона старта, как и зона финиша должны быть хорошо видны — это же касается направления движения и опасных участков дороги (для последних обязательны указатели и защитные приспособления);
  • для зрителей оборудуются переходы, также на трассе для всех участников гонок должны быть организованы пункты питания и техпомощи, дежурит машина скорой помощи.

На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.

Вид гонок

В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:

  1. Классическая гонка cross country — спортсмены преодолевают от пяти до девяти километров, проходя при этом три-шесть кругов. Время, на которое рассчитано данное соревнование, — не более 2-х часов.
  2. Гонка «шор-трек» (к этому виду относится и гонка на выбывание — элиминатор продолжительностью до 10 минут) — кантрийщики преодолевают короткую дистанцию (от двух до пяти километров), делая от шести до девяти кругов.
  3. Марафон — это большой заезд продолжительностью от шести до двенадцати часов.

При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри — это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.

Кросс кантри — что это такое

Кросс кантри — это не просто езда на пересеченной местности. Если вы катаетесь на велосипеде по лесному массиву — это не означает, что вы занимаетесь олимпийским видом спорта. Что такое кросс-кантри на профессиональном сленге? Так называют экстремальное катание на усложненных состязательных трассах, которые специально оборудуются согласно требованиям МОК.

Условиями успешного участия в соревнованиях являются:

  • выносливость;
  • отличная физическая подготовка;
  • быстрота реакции;
  • устойчивая к стрессам нервная система;
  • наличие велосипеда с особенными характеристиками;
  • отточенные навыки и владение техникой «правильного» прохождения дистанции.

Что выбрать: хардтейл или двухподвес

При выборе следует отталкиваться от того, как именно велосипед будет использоваться:

  • В городе – по ровным асфальтированным дорогам лучше выбрать хардтейл, его масса и объем меньше. Возможности двухподвеса попросту не пригодятся.
  • Для фрирайда – по сложным участкам бездорожья лучше подойдет вариант двухподвеса с тяжелой прочной рамой. Так поездки будут комфортнее и безопаснее.
  • Веломарафон – на длинных дистанциях выбирайте хардтейл. Меньший вес и простота педалирования сэкономят силы на маршруте.
  • Зимой – для снега и грязи подходят хардтейлы с широкими колесами и прочной рамой. Задняя подвеска не понадобится в холод, так как при низких температурах она начнет дубеть и снизит свои амортизационные качества.
  • Детям – двухподвесы выглядят ярче и привлекательнее, скорее всего они больше понравятся деткам. Но если ребенку необходимо тащить по лестнице велосипед домой, то однозначно выбирайте легкий хардтейл.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: