Принцип действия переключателей
С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:
- выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
- в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
- проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
- Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.
Правильная установка переднего переключателя
Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей
Очень важно сделать это правильно
- перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
- Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
- Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
- Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
- Отрегулировать степень натяжения троса.
- Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.
Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки
Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.
Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.
Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.
Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:
- Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
- Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.
Дополнительные рекомендации для велосипедиста
Переднее большое зубчатое колесо предполагает его использование с 4 – 6 ведомыми задними зубчатыми колёсами Переднее среднее зубчатое колесо – со 2 – 6 ведомыми зубчатыми колёсами сзади Маленькое переднее зубчатое колесо хорошо работает с 1 – 5 ведомыми зубчатыми колёсами сзади Переключение скоростей следует производить только при движении В момент переключения скоростей следует снять давление на педали При необходимости преодоления горки, переключение скорости произвести заранее Изменение скоростей рекомендуется по очереди, без перескакивания Большой изгиб цепи приводит к её поломке.
Настройка
Для настройки понадобятся следующие инструменты:
- Набор шестигранников;
- Отвёртка (вид зависит от вида заводских шурупов);
- Обычная монета небольшого размера.
Сам регулировку можно разделить на несколько подпунктов:
- Когда нужно настраивать.
- Пошаговая инструкция настройки.
Когда можно настраивать?
Настраивают переключатель в случае некоторых отклонений от нормальной работы:
- Перебрасывание цепочки идёт тяжело или с задержкой;
- Переключение вовсе отсутствует;
- Механизм переключения повредился или имеет деформации корпуса;
- Пружина в механизме износилась или трос, соединяющий механизм и ручку; контроля за скоростями, растянулся или порвался.
Методика настройки
Процесс настройки можно описать в несколько действий:
Вращаем регулировочный винт L. Необходимо выставить его положение таким образом, чтобы корпус механизма располагал цепочку на минимальной дистанции от её внутренней поверхности
Важно не преувеличить и не довести цепочку до задевания рамки. Таким образом, мы настроили верхнюю границу.
Далее необходимо закрепить трос привода
Для этого нужно натянуть его и зажать крепёжный винт. В случае, когда крепление имеет дополнительную шайбу с углублением, закрепите трос именно в эту канавку.
После проделанной работы переводим цепочку на звезду сзади самого маленького размера и спереди на самую большую. Начинаем регулировку нижней границы переключателя. Для этого с помощью того же L винта регулируем расстояние между уже внешней границей цепи и корпуса механизма. В обоих случая регулировки границ рекомендуется расстояние 1-2 мм.
Важно проверить работу под нагрузкой. Ход цепи должен быть свободным, без задевания за рамку. Перебрасывание цепи должно быть чётким и быстрым. В таком случае настройка можно считать правильной.
Налаживание переднего механизма переключения схоже с настройкой заднего переключателя. Разница в основных регулируемых винтах: вместо H винта работают с L винтом.
Диагностика текущего состояния
Точность переброса цепи зависит не только от выставленных регулировок. Роль также играет положение перекидки относительно звёзд и отклонения геометрии рамки от номинальной формы. Бывает и такое, что трос попросту порвался и переключатель банально не работает. Именно поэтому этап диагностики мы поместили перед описанием полной процедуры регулирования.
Почему не переключаются скорости спереди при переходе с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю
Причина, по которой цепь не перебрасывается на передние большие звезды без дополнительной натяжки, состоит в растянутом тросике. При таком раскладе необходимости в настройке с «нуля» нет. Достаточно покрутить барашек шифтера и все станет на свои места.
К сведению. Дополнительная натяжка – это подтягивание троса в текущем режиме с помощью триггера на манетке. К примеру, вы переключаете цепь с первой звезды на вторую, клацая ручку до цифры «2». Цепок трется о рамку, но не переходит на соседнюю зубчатую шестерню. Тогда вы поднатягиваете тросик, немного утапливая рукоятку в сторону включения третьей передачи, но не включая ее, и цепочка свободно переходит на звезду №2.
Лишний раз убедиться в том, что дело именно в силе натяжения троса, поможет перебор скоростей в обратном порядке. В этом случае переход с 3-ей на 2-ю или со 2-й на 1-ю четок и быстр.
Выкрутите барашек на 1 оборот и пробуйте переключаться на месте, подняв заднее колесо и вращая педали. Если цепь по-прежнему свободно не переходит на большие звезды, то крутите барабан на пол-оборота и пробуйте пользоваться перекидкой на месте вновь. Повторяйте серию «поворот на ½ оборота – проверка» до тех пор, пока переключения в обе стороны не станут точными.
К сведению. Ход барашки ограничен 5-ю – 6-ю оборотами. Если этого запаса недостаточно, то подтяните трос на самом переключателе, открутив болт крепления тросика. Перед зажиманием, закрутите барабан на манетке до упора, а затем отпустите на 1 оборот. Снова повторите процедуру регулировки барашком.
Добившись четкого переброса на месте, проедьтесь, и испытайте работу переднего блока скоростей. Под нагрузкой настройка может показаться не такой идеальной, поэтому придется покрутить барабанчик в ту или иную сторону в пределах ½ оборота и тут же проверить новое положение в процессе езды.
Отчего цепь не перебрасывается на переднюю большую звезду
Если с 1-й звездочки на 2-ю цепка переходит беспрепятственно, а со 2-й на 3-ю не переключается, то дело в неправильном граничном положении передней перекидки. Сбить его можно в процессе ремонта:
Неправильно подобран кареточный картридж: длина вала не соответствует паспортной документации на велосипед.
Неверно выставлен ограничитель перемещения рамки по большой звезде (болт Н).
Почему передний переключатель трется о цепь
Чтобы понять, в чем дело, одного такого симптома недостаточно.
Уточните, на какой именно передаче трет:
- Задевает на средней звезде. Используется перекошенная передача или недотянут/перетянут трос.
- Цепляет только на первой звездочке. Неверно настроено ограничение рамки (болт L), цепь сильно перекошена или перетянут тросик.
- Трется на самой большой звезде. Плохо отрегулирована граница по большим передачам (болт Н), перекошена цепь или недотянут трос.
- К сведению. Цепка может задевать за рамку на любой передаче, если грани рамочной конструкции не параллельны звездам.
Регулировка и настройка переднего переключателя скоростей
Настоятельно рекомендую перед тем как начать настройку/регулировку переднего переключателя настроить задний переключатель, чтобы у вас все корректно работало. Данная инструкция подойдет для настройки всех марок и моделей передних переключателей: Shimano, Sram, Microshift, Campagnolo и других.
Прежде чем начать регулировку переднего переключателя
Перед тем как начать настройку переднего переключателя убедитесь, что у вас выполняются следующие условия:
- Используются звезды под переключение. Данные звезды имеют специальную форму, зацепы и пины, чтобы цепи было проще перескакивать между звездами.
- Рамка переключателя не повреждена. Если рамка будет помята, стерта или люфтить — отрегулировтаь такой переключатель практически не возможно.
- У вас велосипед не из продуктового магазина (Ашан, Лента, велосипед на литых дисках и тд.). Велосипеды низкой ценовой категории обычно имеют самы дешевые передние переключатели, которые сделаны из тонкой стали. Эта сталь гнется и не дает нормально переключать скорости.
1. Начинаем с откручивания (ослабления) болта, который держит трос переднего переключателя.
2. Далее рекомендую проверить положения рамки переключателя относительно системы звёзд.
Если ваш переключатель крепиться болтами к раме, а не хомутом как в моем случае, то выставлять высоту и угол переключателя не нужно, так как там уже все выставлено с завода.
А. Проверить угол поворота. Рамка переключателя должна быть параллельна звёздам системы.
Б. Проверить высоту. Рамка переднего переключателя должна располагаться чуть выше на 1-3 мм. чем самая большая звезда системы. Для регулировки сдвиньте рамку рукой, чтобы она оказалась над 3-й звездой и настройте высоту.
Чаще всего на новых передних переключателях shimano установлена наклейка, на которой показано какая должна быть высота переключателя.
3. Теперь начнём работать с тросиком и манеткой на руле.
А. Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в манетку и на пол оборота выверните.
Б. Натяните трос рукой или воспользуйтесь пассатижами и затяните его фиксирующим болтом, о котором я писал в пункте 1
Обратите внимание, что на прижимающих трос шайбах есть специальные канавки. Необходимо закрепить трос именно в них
4. Начинаем выставлять крайние положения рамки переключателя болтами «H» и «L».
«High» — устанавливает крайнее положение на самой большой звезде системы.
«Low» — регулирует крайнее положение переключателя на самой малой звезде.
Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «L»
Чтобы настроить крайне положение болта «L» необходимо переключиться на самую большую звезду на заднем переключателе (соответствует первой скорости на манетке). Далее начинаем крутить болт «L» пока между цепью (которая находится на самой малой звезде системы) и рамкой переключателя не останется зазор около 1 мм (чем меньше тем лучше главное, чтобы цепь не терлась об рамку переключателя).
Выставляем центральное положение рамки переднего переключателя
Необходимо перебросить цепь на центральные звезды кассеты с помощью заднего переключателя. Переключаем с первой на вторую скорость (цепь изначально должна находиться на 1-й звезде), если не переключается, то необходимо натянуть тросик регулятором натяжения (Смотри пункт 3.А), который находится на манетке. Крутим до тех пор пока цепь не будет четко и быстро переходить на среднюю звезду.
Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «H»
При настройке крайнего положения «H» нам нужно переключиться на самую маленькую звезду на кассете, что соответствует самому большому числу на правой манетке от 6 до 11 в зависимости от того сколько у вас там скоростей. Цепь закидываем на третью звезду (самую большую звезду на системе) и крутим винт «H». Настраиваем рамку так, чтобы цепь не слетала на шатун с педалью зазора в 1 мм будет вполне достаточно.
5. Проверяем чёткость переключения передач.
Попробуйте по переключать скорости и посмотреть переходит ли цепь на все звезды.
Чаше всего цепь не переходит со второй звезды на первую и цепляет рамку переключателя. Это решается путём откручивания болта «L» (чтобы рамка переключателя сместилась в сторону рамы) на один два витка и все должно заработать идеально.
Передний переключатель скоростей на велосипеде
Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель
Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета)
Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей
Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.
Правильная регулировка в зависимости от типа
Настройка необходима в тех случаях, когда переключение скоростей на велосипеде начинает вызывать проблемы. Как правило, подобные действия проводятся в таких случаях:
- приобретен байк, который некачественно отрегулировали в спортивном отделе;
- нарушение правил транспортировки велосипеда;
- пробег транспорта достаточно большой.
В работе понадобятся следующие инструменты:
Настройка переднего переключателя скоростей существенно отличается от регулировки заднего.
Задний
Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда осуществляется по следующей схеме:
- Механизм настраивается на самую меньшую из звезд.
- Трос послабляется. С этой целью винт зажима откручивается.
- Цепь расположенного спереди переключателя устанавливается на среднюю звезду.
- Проверяется функциональность цепи. Чтобы выполнить данную задачу, просто прокручиваются педали. Если цепь падает, нужно отрегулировать винт ограничителя высоких передач. Вследствие таких действий самая маленькая из звезд спереди и задний переключатель становятся на одну сторону.
- Трос сильно натягивается, а болт, фиксирующий затяжку, зажимается.
- Производится проверка переключателя. Каждая скорость, от меньшей до самой большой, прощелкивается. Если на каком-либо участке происходит сбой, натяжка троса вновь регулируется.
Настройка заднего переключателя скоростей должна производиться максимально осторожно. Все действия с тросом выполняются плавно
Нужно набраться терпения и избегать резких движений.
Передний
Регулировка переднего переключателя скоростей выполняется следующим образом:
- Установить переключатель таким образом, чтобы сзади была наибольшая звезда, а спереди — самая маленькая.
- Открутить трос.
- Винтом, ограничивающим нижние передачи, отрегулировать положение рамки. Она должна быть расположена максимум на 3 мм дальше от цепи.
- Немного натянуть трос.
- Переключить скорость на среднюю из звезд.
- Проверить, задевает цепь внешнюю раму или нет. Если механизм после выполнения всех действий функционирует неправильно, затянуть трос еще сильнее.
- Установить передний переключатель на самую меньшую из звезд.
В конце важно проверить, легко ли производится переключение скоростей. Если механизм не срабатывает, нужно произвести регулировку винта, ограничивающего высокие передачи
Как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде.
Для начала необходимо закрепить велосипед так, чтобы заднее колесо было над полом или землей. С этой задачей легко справляются специальные стойки, но можно обойтись и подручными материалами, например, веревка. Если вы катаетесь в лесу либо в парке, начало веревки привяжите за седло либо раму, опрокиньте через ветку, выставьте на необходимую высоту и зафиксируйте. Будет немного неудобно, так как отсутствует некая неустойчивость, но настройка заднего переключателя велосипеда пройдет успешно.
Основу системы заднего переключателя составляют: болты Н (Hight) и L (Low), а также гайка натяжения троса. Больше ничего там нет и с этой задачей, справится даже начинающий.
Настройка заднего переключателя:
- опрокидываем цепь на самую маленькую заднюю звездочку и большую переднюю. Количество секций у скоростных кассет может быть разной, примерно, от 6 до 10;
- оцениваем расположение роликов заднего переключателя. Правильной считается регулировка заднего переключателя, если маленькая звезда кассеты образовала одну линию с
- роликами переключателя;
- вышесказанное может быть использовано как для простой регулировки, так и точной настройки. Если вы устанавливаете новый переключатель, тогда необходимо выставить его на
- одной линии с маленькой скоростной звездочкой и натянув трос не сильно, закрутите его болтом, отвечающий за его крепление. Простая регулировка заднего переключателя
- скоростей велосипеда задействует лишь гайку натяжения троса;
- постепенно переключаем передачи, пока цепь не окажется на самой большой звезде;
- смотрим, есть ли прямая линия между роликами переключателя и большой звездой;
- исключить падение велосипедной цепи на спицы колеса возможно с помощью регулировки блокировки заднего хода;
- проделываем все тоже, что с простой настройкой и вкручиваем болты Н и L, пока не образуется именно та вертикальная линия;
- чтобы удостоверится в регулировке, нужно запрокинуть цепь на переднюю среднюю звездочку и постепенно осуществлять действия задним переключателем начиная с малой звезды
- на верхнюю и обратно. В таком положении должно произойти равномерное перескакивание велосипедной цепи по всему диапазону.
Формируем навык: как правильно переключать скорости на примере велосипеда Стелс с 21 передачей
Грамотно переключится – это выбрать подходящий темп езды, при котором велосипедист будет расходовать минимальное количество сил
Насколько это действительно важно, понятно из следующих тезисов:
- Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
- Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
- Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.
Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:
- 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
- Манетки, расположенные на руле.
- Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
- 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.
Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:
- Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
- Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.
На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):
- Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
- Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
- Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
- Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).
На штифтерных переключателях механизм выбора передачи подобный. Путем вращения трос либо ослабевает, либо натягивается, тягая за собой рамки.
Практика
Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:
- Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
- Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
- Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.