Как настроить задний переключатель скоростей
Все работы по настройке заднего переключателя скоростей удобно проводить, когда заднее колесо велосипеда приподнято вверх. Для этого можно воспользоваться подножкой (если таковая предусмотрена конструктивно), либо установить двухколесное транспортное средство на обычной гладильной доске, либо воспользоваться помощью друга.
Рассматриваемый процесс нужно проводить поэтапно.
Подготовка
Сначала необходимо установить цепь на среднюю звездочку спереди, а на самую маленькую звездочку – сзади. Теперь внимательно осматриваем задний перебрасыватель – его нужно тщательно очистить от грязи, застрявших травинок и палочек. Цепь отмывается и смазывается, кассета не просто очищается от грязи, но и продувается от пыли – даже эти простейшие манипуляции приведут к улучшению работы заднего переключателя скоростей на велосипеде.
Освобождение тросика
Чтобы это осуществить, достаточно до упора вкрутить винты натяжения на заднем перебрасывателе и на руле возле манетки, а затем вытянуть тросик из зажимного винта крепления.
Специалисты не рекомендуют полностью снимать освобожденный тросик велосипеда, но вот осмотреть его на предмет повреждений (в случае их обнаружений, трос придется полностью заменить) и тщательно смазать его, предварительно очистив от грязи, нужно обязательно.
Установка предела хода на самую маленькую звездочку
Для этого нужно присесть сзади велосипеда и проворачивать регулировочный винт с маркировкой «Н», одновременно с этим перебрасыватель устанавливается так, чтобы и ролики, и самая маленькая звездочка в колесе находились на одной линии.
Обратите внимание: в осуществлении этого процесса есть одна хитрость – если велосипед достаточно долго эксплуатируется и перебрасыватель не отличается новизной, то качественно отрегулировать его можно, выставив рамку не по прямой линии, а сместив ее вправо от колеса буквально на 1-2 мм. Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно
Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно.
Регулировка натяжения троса
Такая регулировка выполняется буквально в 2 действия:
- Натягиваем тросик и фиксируем его крепежным болтом. Причем, делать это нужно рукой, плоскогубцы применять в данном случае неуместно.
- Вращаем пустотелый винт с барабанчиком и натягиваем трос таким образом, чтобы при одном щелчке и нажатии манетки перебрасыватель легко и беспрепятственно(без задержек даже на секунду) переходил с одной звездочки на другую и обратно.
Стоит отметить, что процесс регулировки натяжения троса занимает несколько минут – достаточно настроить правильный переход только между двумя соседними звездочками, а все остальное будет работать автоматически.
Обратите внимание: в некоторых моделях велосипедов для тросика в зажиме предусмотрена канавка – проследите при регулировке, чтобы он лег точно в нее, а не был пережат в неправильном положении
Установка предела хода на самую большую звездочку
Делается все строго по инструкции:
- Чтобы ничто не мешало ходу перебрасывателя, ослабляем регулировочный винт с маркировкой «L».
- Медленно проворачиваем педали и одновременно перебрасываем цепь на самую большую звездочку сзади.
- Проворачиваем регулировочный винт с маркировкой «L», тем самым добиваясь выравнивания перебрасывателя в положении, когда его ролики и самая большая звездочка кассеты находятся на одной линии.
Обратите внимание: в данном случае, если перебрасыватель уже сильно изношен, для облегчения процесса установки/регулировки нужно сместить его рамку по направлению к колесу. Во многих случаях именно такого минимального смещения рамки и не хватает для перебрасывания цепи в нужное положение
Регулировка натяжителя цепи
Процесс этот простой и даже неопытный велосипедист, далекий от принципа ремонта своего транспортного средства, справится с ним за несколько минут. Что нужно сделать:
Цепь переводится на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади.
Обращаем внимание на вращение роликов натяжителя – если в момент перебрасывания цепи он задевается за звезду в кассете, то нужно закрутить винт натяжения цепи. Путем этого действия устанавливается зазор между цепляющимися элементами в 5 мм.
Цепь переставляется на самую большую звездочку спереди и самую маленькую сзади, попутно проверяется уровень натяжения цепи в таком положении.
Принцип действия переключателей
С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:
- выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
- в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
- проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
- Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.
Этапы ремонтных работ трансмиссии
При самостоятельном ремонте необходимо проверить:
- Задний и передний переключатель;
- Состояние тросиков, роликов и цепи.
Если причиной плохого переключения скоростей является деформация троса, тогда необходимо его заменить, следуя инструкции:
- Трос можно купить в любом спортивном магазине;
- Нужно открутить болт, который удерживает трос;
- Далее разобрать манетку, и достать трос из манетки и рубашек. Лучше всего заменить рубашки в комплекте вместе с тросом;
- Рубашку требуется очистить от загрязнения и наполнить ее маслом. Нужно налить всего каплю, больше не стоит. Эта процедура необходима для более улучшенного скольжения деталей;
- Исправный трос протягивается через манетку, далее через рубашки;
- Оставшаяся лишняя часть троса обрезается и закрепляется в конце наконечником;
- После установки троса необходимо приступить к регулировке переключателя.
Если визуально заметно, что трос скоро порвется, тогда необходимо его заменить до того, как произойдёт поломка.
Замена и техосмотр цепи
Через время цепь становится неисправной, поэтому следует регулярно проверять ее состояние. Такую поломку невозможно исправить без замены самой цепи, деформированную цепь никак не сделать пригодной для использования. Если ее не заменить вовремя, тогда будет вместе с цепью изнашиваться и кассета. Следовательно, чем чаще проверять износ цепи и своевременно ее заменять, тем дольше прослужит велосипедная кассета.
В ситуации, если цепь не деформирована, тогда необходимо ее достать, почистить, смазать и поставить на место. Лишнее масло можно просто убрать бумажной салфеткой.
Задний переключатель
Для начала нужно проверить велосипедного петуха и его состояние. Если он деформирован и погнут, тогда нужно обратиться в сервисный центр, где его починят и выпрямят. Конечно же, можно попробовать исправить поломку самостоятельно.
Поломанного петуха нужно просто заменить на новый. Купить его можно, так же как и цепь, в любом спортивном магазине. Цена на данный момент составляет примерно от восьмисот рублей и выше. Некоторые производители начали выпускать защиту для петуха, которая закрепляется на раму. Ни в коем случае не надо покупать ее, если нет желания тратить большие деньги на замену велосипедной рамы. Петух стоит недорого и его можно всегда заменить, а вот ремонт рамы может «стать в копеечку».
Замена петуха производится пошагово:
- Цепь устанавливается на самую большую звезду спереди, и сзади на самую маленькую;
- Снимается болт, который фиксирует трос;
- С помощью болта с пометкой «Н» необходимо сделать таким образом, чтобы ролики переключателя были наравне со звездой;
- Трос совсем немного натягивается, и затягивается болт;
- Винт «L» закручивается, пока ролики не встанут напротив самой большой звезды;
- В конце, следует проверить качество переключений.
Когда настроен задний переключатель, можно начинать работать с передним.
Регулировка переднего переключателя
Это самая важная часть настройки, так как если передний переключатель будет неправильно отрегулирован, цепочка может слететь с нужного места или вообще оторваться.
- В первую очередь необходимо переключиться на среднюю звезду с помощью манетки. Это нужно, чтобы цепь не была сильно натянута;
- Цепь устанавливается на первую передачу;
- Раскручивается болт, который удерживает трос;
- Рамка перекидки переносится, чтобы расстояние от переключателя до цепи было одинаковое с обеих сторон;
- Трос легко натягивается и закручивается болтом;
- Далее устанавливается на самую крупную звезду;
- Винт с пометкой «Н» вращается, пока цепь не встанет посередине рамки.
После всех этапов нужно проверить, как быстро и качественно переключаются скорости. Если что-то работает не так, как хотелось бы, тогда нужно работать с манеткой и барашком.
Правильная установка переднего переключателя
Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей
Очень важно сделать это правильно
- перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
- Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
- Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
- Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
- Отрегулировать степень натяжения троса.
- Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.
Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки
Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.
Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.
Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.
Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:
- Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
- Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.
Конструкция и принцип действия задней перекидки
Самые известные производители перекидок – Shimano, SRAM и SunRace. Все они примерно идентичны по конструкции, сложности и уровню технологичности.
Бюджетные и детские велосипеды обычно оснащаются переключателями Shimano Tourney, универсальная модель классом выше – Shimano Altus.
Основные элементы
Можно выделить основные элементы механизма переключателя:
- Крепление. Посредством его перекидку прикручивают к кронштейну.
- Упор для рубашки троса. Нужен для регулировки натяжения (даёт возможность подтягивать или ослаблять трос).
- Направляющая. Это специальная деталь, по жёлобу которой трос доходит до фиксирующего крепежа. Устанавливается не на всех моделях велосипедов.
- Винтовой регулятор. С его помощью натягивается цепь.
- Параллелограмм. Непосредственно переключает скорости, сдвигая ролики вместе с лапкой в нужную сторону.
- Винты L и H. Препятствуют слёту кассеты цепи.
- Лапка (каркас). Предопределяет расположение цепи на скоростном велосипеде.
Ролики
Эти элементы могут быть направляющими или отвечать за натяжение.
Верхний ролик направляет цепь во время переключения скорости, а нижний — натягивает её.
Встроенная пружина не даёт цепи провиснуть, а чёткие зубцы с плоскими вершинами препятствуют её соскакиванию на ходу.
Типы крепления
Задние переключатели передач могут быть по-разному прикреплены к корпусу велосипеда:
- «под крюк» — подразумевает, что перекидка закрепляется с помощью втулки;
- «под болт» — подразумевает, что перекидка закрепляется непосредственно в отверстие на раме или с использованием «петуха» (металлической пластины-переходника). Стоимость замены погнутого или сломанного петуха новой деталью на порядок дешевле ремонта, который может потребоваться после выхода из строя втулки. Поэтому предпочтительнее второй тип крепления: при механических повреждениях петух примет удар на себя, защищая от поломки и ось, и переключатель скоростей.
Подвод тросика
Тросик к задней перекидке может проводиться двумя основными способами: традиционным и прямым.
При традиционном способе тросик подводится в обход подвесного кронштейна велосипеда (дропаута). Прямой способ ведёт трос на переключатель через верх, по самому короткому возможному пути.
Прямой подвод существенно снижает общий вес конструкции и позволяет избежать образованных тросом петель, которые подвергают велосипед риску уцепиться случайно за препятствие, особенно при падении.
Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя
Перед регулировкой и настройкой задней перекидки желательно произвести осмотр вашего переключателя на предмет неисправностей и произвести очистку и смазку некоторых компонентов трансмиссии велосипеда. Бывает, что простой очистки достаточно, чтобы переключатель снова стал работать без сбоев.
Проверить исправность переключателя и других компонентов
Проверяем, не погнут ли петух или рамка переключателя скоростей. Это одна из часто встречающихся неисправностей заднего переключателя, когда при боковом ударе (или других, например, при падении или задевании бордюра и т.д.) происходит деформация рамки перекидки или же петуха. Проверить это достаточно просто. Выставляем спереди самую большую звезду, а сзади – маленькую (например, 3х8 на 24 скоростных байках), становимся сзади велосипеда и смотрим на положение направляющего ролика и ролика натяжителя перекидки. Они должны быть на одной линии и перпендикулярны относительно земли. Исключением являются некоторые модели переключателей скоростей от фирмы Campagnolo, где рамка находится под углом относительно земли. Выровнять рамку в домашних условиях не так-то и просто (обычно это получается не с первого раза, а иногда не получается вовсе), а вот погнутый петух можно привести в норму за несколько минут. Для этого демонтируем переключатель, и при помощи специального инструмента для выравнивания петуха выгибаем его в нужную нам сторону. Нельзя ровнять петух, надавливая на сам переключатель. Этим действием вы можете согнуть рамку перекидки, что приведет к лишним проблемам. Диагностировать неровный петух или рамку переключателя можно во время езды. Например, если на некоторых передних звездах переключение задних происходит без замечаний, а на других передних — наблюдается не четкая работа, то скорее всего проблема в погнутой перекидке. О том, как выровнять петух на велосипеде без применения специальных инструментов мы поговорим в одной из следующих статей.
Отсутствие люфтов параллелограмма. Если у вас достаточно старый переключатель, прошедший огонь и воду, а вдобавок ко всему еще и самый бюджетный начального уровня, например, Shimano Tourney или Altus, то перед настройкой следует проверить отсутствие люфтов там, где их быть не должно. Берем переключатель и проверяем отсутствие поперечных люфтов в подвижных местах параллелограмма. К сожалению, если вы их обнаружили, то устранить вряд ли получится, потребуется купить и установить новый задний переключатель скоростей.
Целостность роликов. Если ваш переключатель с большим пробегом, и вы не ухаживали за своей трансмиссией (не производили вовремя чистку и смазку цепи), то есть вероятность износа направляющего ролика и ролика натяжителя. Чтобы добиться четкого переключения желательно бы ролики заменить. Для этого снимаем цепь (она будет мешать), откручиваем два болта, которые соединяют две половинки рамки, и достаем ролики заднего переключателя
При покупке и установке новых обратите внимание на то, что верхний и нижний ролики отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их при установке.
Проверить цепь на износ. Для этого проверяем, насколько сильно она растянулась (это можно сделать при помощи специального инструмента или линейки)
Цепь подлежит замене в случае, если длина 24-х звеньев превышает 307,5 – 308 мм. Плюс к этому цепь может выработаться по бокам. Это происходит, если вы допускаете сильный перекос цепи при езде.
Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии
- Очистить задний переключатель. Для этого очищаем от грязи пружину параллелограмма и ролики лапки.
- Очистить, смазать и проверить на целостность тросик. Чистка и смазка тросика задней перекидки очень важный этап. Это связано с тем, что чрезмерное их загрязнение или же повреждение (ржавчина или разрыв волокон) очень существенно ухудшает переключение скоростей. Это происходит из-за того, что грязный тросик создает дополнительное трение внутри рубашки, тем самым ухудшает переключение. Выполнив очистку и смазку троса, возможно дальнейшая настройка перекидки вам не понадобится.
- Очистить и смазать цепь велосипеда. Если у вас грязная и не смазанная цепь, добиться четкой работы переключателей скоростей будет сложнее.
- Очистить от грязи кассету задних и передних звезд. Так как мы очистили все узлы трансмиссии велосипеда, то и про системы звезд забывать не стоит. Если мы их не почистим, то грязь со звездочек снова налипнет на цепь и ролики переключателя.
Полезные советы по эксплуатации переключателей скоростей на велосипеде
Конечно, поломок и регулировок можно избежать, если тщательно соблюдать все правила.
А именно:
- как можно чаще мыть велосипед и его детали, и после тщательно его высушивать, так как грязь и коррозия — главные враги металлических изделий
- смазывать все детали машинным маслом или солидолом (импортные средства справляются не очень качественно, а зачастую и вовсе вредят)
- лезть самостоятельно чинить механизмы только в крайних случаях, так как по неопытности можно только усугубить положение, так что лучше попросить о помощи профессионалов или друзей.
В заключении хочется сказать, что любую вещь можно починить самостоятельно, если все делать правильно, соблюдая все перечисленные выше советы. Или вовсе начинать следить за его состоянием от самого момента покупки. И тогда не придется раскошеливаться на новые детали, которые к тому же еще и стоят в 2 раза больше самого велосипеда.
Дубликаты не найдены
эта часть называется суппорт
ничего не настраиваю,реально,через 10-15 км само настраивается.Надо только потерпеть пол часика
Конечно, информация больше для новичков, коим я и являюсь. Но сколько бы видео и текста я не смотрел по этой теме, оставались вопросы — кто-то что-то да и умолчит. А этот комент ответил на мой последний вопрос — как работают «крутилки» для точной регулировки натяжения тросиков и в какую сторону их вертеть, когда не закреплен болтом тросик. Да и остальные моменты подробно описаны и объяснены.
«>
Возможные причины
Существует несколько основных причин, которые ведут за собой плохое переключение передачи велосипеда:
- Рубашка с тросиками – должны быть всегда в хорошем состоянии. Чтобы проверить изношенность тросов, регулируют манетку и просматривают их внутреннее состояние. Дефекты у тросов бывают в виде отдельных раскрученных проволочек, зацепок. Частая причина – их растянутость или изношенность, повреждения защитного колпачка (от распущенности). Может быть перебита и рубашка;
- Износ кассеты или цепи – при неправильной эксплуатации велобайка или сверх отведенного ресурса;
- Отсутствие необходимой смазки – при этом элементы плохо работают, передачи с трудом поддаются переключению;
- Искажение, износ заднего переключателя или петуха у велосипеда – механизм может заклинивать из-за неполадок с кронштейном. Часто это случается после столкновений, падений – петух может погнуться, деформироваться;
- У заднего переключателя образовался люфт – при эксплуатации велосипеда данная проблема периодически возникает. Она дает задержки при переключении передач на велотранспорте;
- Скопившаяся грязь и чрезмерно большое использование смазки, неправильная настройка деталей, также способствуют возникновению неполадок в регулировке скоростями;
- Поломки переключателя и его пружины или сбой его настройки;
- Выход из строя самой манетки – дешевый пластик изнашивается;
Поэтому при возникших проблемах в переключении передач, следует проверить все возможные причины, хотя наиболее частыми бывают загрязнение или отсутствие регулировки. Детали велосипеда изнашиваются только при значительных, длительных нагрузках.
Инструкция по регулировке переключателя скоростей на велосипеде
Обычно переключатели меняют продвинутые велосипедисты, устанавливая на свой велосипед именно то оборудование, которое им хотелось бы, таким образом, подгоняя велосипед под свои задачи. Новичкам обычно не приходиться задумываться о таком приобретении, если только не случилась поломка. Тем не менее будет полезно рассмотреть популярные модели.
Первые модели были изобретены в 50-х годах. В сущности, система передач — это передний блок звёзд. Цепь перекидывается с одних звёзд на другие, увеличивая или уменьшая частоту вращения педалей.
- Быстрое вращение педалей с малой скоростью — пониженная передача. Комбинация больших звёзд спереди и сзади. Она создана для преодоления гор, бездорожья и подобных участков.
- Повышенная для высоких скоростей. Это большая звезда спереди и малая сзади.
Переключение происходит при помощи дерайлера:
- Монетки рулей тянут тросик.
- Рамка смещается и перекидывает цепь на соседнюю звезду.
- Сзади все то же самое. Латка перемещается от натяжения тросика и перекидывает цепь.
Теперь вы знаете как это работает. Существует две основные компании по производству изделий:
На руле передачи измеряются при помощи монеток:
- Переключатель, совмещённый с рукояткой. Для изменения скорости нужно просто крутить барабан до нужной отметки обозначающей передачи. Они просты в использовании, поэтому их часто ставят на детские и женские модели.
- Триггеры. Они управляют изменением положения троса с помощью двух рычагов. Могут быть совмещены с тормозным рычагом, а могут устанавливаться отдельно. Такая комбинация обычно бывает на продвинутых моделях с гидравлической системой торможения.
- Есть комбинированные ручки высокого класса. Такой тормозной рычаг можно смещать влево вправо, изменяя, таким образом, передачу. Аналоги уже давно существуют на шоссейных велосипедах.