Что скрывается за понятием «тротуар»?
Улица состоит не только из проезжей части. Существуют и другие элементы дорожной инфраструктуры. Тротуар, согласно определению ПДД, также является частью улицы. От проезжей части дороги он обособляется бордюром высотой 10-15 см. и газоном. Автомобилям движение по тротуару ПДД запрещают. Этот участок предназначен исключительно для пешеходов.
Относительно вопроса о передвижении автотранспорта, то нормы закона здесь однозначны в обоих случаях. Тротуар или прилегающая территория, являющаяся газоном, не могут использоваться для автомобилей, за редким исключением, специально оговоренным в ПДД. Это касается не только движения, но и парковки. Нарушение этого правила грозит водителю штрафом. Его размер будет определен согласно соответствующей статье КоАП РФ.
Предлагаем ознакомиться: Дмс для сотрудников это
Что же означает «езда по тротуару»? Это непрерывное движение автотранспорта без остановок по участку, предназначенному для безопасного передвижения пешеходов. Если машина остановилась, то это уже другое нарушение — стоянка на тротуаре. Об этом подробнее можно почитать в этой статьей.
За езду по тротуарам не наказывают в отдельных случаях:
- Транспортные средства служб спасения, скорой, полиции и пожарных могут ехать по тротуару для оказания помощи людям, если другого способа подъезда не предусмотрено.
- Транспортные средства торговых компаний могут подъезжать к магазинам через тротуар, если иначе осуществить разгрузку невозможно. При этом водитель должен помнить о безопасности других участников движения и пешеходов, двигаясь медленно и аккуратно.
- Если нужно объехать препятствие. Например, когда на дороге произошло столкновение автомобилей и объехать препятствие нет возможности.
- Если нужно покинуть двор. Здесь ситуация спорная. Если во дворе жилого дома предусмотрена парковка, а покинуть его можно только через тротуар. Хотя инспектор может и наказать за данное правонарушение, оспорить его возможно.
Дорожная реальность показывает, что первая причина «тротуарного лихачества» — это желание объехать затор в загруженные часы. Вторая – поиск парковочного места в жилых и офисных массивах.
Он отделен от основной магистрали бордюрами или зелеными «уголками». Представьте себе маневрирующую машину среди мирно идущих пешеходов и едущих велосипедов. Это просто опасно.
Но иногда бывает так, что разметка, разграничивающая тротуарную часть и проезжую не видна по тем или иным причинам. И водитель просто не может объективно оценить, на какой территории он находится. Особенно такое часто случается в провинциальных городах, в которых качество дорожного покрытия можно только оплакивать.
СПРАВКА Тротуар можно узнать по отдельному бордюру или зеленому насаждению. А пешеходная «тропа» обозначается знаком 4.5, который в силе до близлежащего перекрестка.
ПДД велосипедиста на дороге
Максимальная скорость велосипедиста
В основном выделяют несколько мест, где принято ездить велосипедистам:
- Окрестности города.
- Трасса.
- Пересеченная местность.
Находясь на дорогах города, очень сложно быстро передвигаться, так как вокруг много машин и в последствие всё может обернуться аварией. В таких условиях передвижение на велосипеде должно осуществляться строго возле края дороги.
Скорость зависит от множества факторов, среди них, наличие на дороге потока машин и светофоров. Преимущество такого транспорта в том, что легко можно обходить пробки, но для этого нужно аккуратно лавировать между машинами.
Не загруженные города позволяют ускоряться до 10-17 км/ч. Если в городе установлены специальные дорожки для велосипедистов, то скорость может стабильно находиться в пределах 15-17 км/ч. Главным условием таких дорожек, является отсутствие на них обычных пешеходов.
На загородных трассах средняя скорость также возрастает за счет отсутствия светофоров и пешеходов. Многое зависит от покрытия на дороге и погодных условий. Опытные велосипедисты могут развить скорость до 32 км/ч при наличии хорошего оборудования.
В городских условиях редко удается зайти за отметку 20 км/ч
В первую очередь это важно для обеспечения безопасности
Отметим! Пересеченная местность представляет собой места с разным характером дороги. Это может быть обычная узкая тропа или овражная долина. Поэтому в таких местах средняя скорость колеблется от 5 до 15 км/ч.
Алкогольное опьянение
Для любого транспорта алкоголь — запрещенная тема. Любое управление транспортом подразумевает ответственность перед окружающими и внимательность на дороге.
Именно поэтому пьяного велосипедиста могут остановить на дороге и привлечь к ответственности. Также нельзя давать свой транспорт пьяным знакомым, в таком случае, ответственность понесут сразу двое.
Где можно ехать на велосипеде?
В правилах дорожного движения установлены следующие места для передвижения велосипедистов:
- на дорогах, где установлены специальные знаки;
- на дороге с установленной разметкой для велосипедистов;
- возле правого края проезжей части;
- на обочинах и тротуарах;
- на специально отведенных участках для пешехода.
Выделенные полосы для велосипедистов
Полосы для велосипедистов предназначены для движения в этой зоне исключительно на таком средстве. На такие участки запрещено въезжать автомобилям, а также парковаться.
Полосы обозначают специальной разметкой на дороге. Это позволяет организовать место на дороге для всего транспорта. Для формирования таких полос требуется лишь разметка и минимальное окрашивание дороги.Преимуществом является создание собственного пространства для движения велосипеда.
Сигналы поворота
На каждом велосипеде должны быть специальные световые указатели, которыми подаются знаки в таких ситуациях:
- перед началом езды;
- во время перестроения;
- при желании повернуть или остановиться.
Если на транспорте нет специальных указателей, жесты подаются рукой.Вытянутая, согнутая в локте под прямым углом левая рука обозначает левый поворот/разворот. Такое же правило для правой руки, если поворачивать в соответствующую сторону.
Торможение обозначается прямой поднятой вверх рукой
Важно всегда применять руку соответствующую повороту, так другим водителям легче понять и сориентироваться
Сигнал следует давать до поворота, руку кладут обратно на руль во время поворачивания.
Полезно знать! Для начинающих велосипедистов кажется, что такие приемы весьма сложные и непонятные. На деле всё проще, люди на дороге привыкли к знакам, поэтому такие обозначения облегчают передвижение и понимание между водителями.
Возрастные ограничения
Перемещение на велосипеде в любом возрасте разрешено в таких местах:
- в жилых кварталах;
- по тротуарам;
- на специальных дорожках.
Выезд на дорогу возможен лишь с сопровождением совершеннолетнего. Самостоятельно можно выезжать лишь с 14 лет.
Когда въезд разрешен
Давайте теперь рассмотрим ситуации, когда можно въехать на тротуар на законных основаниях без наложения штрафа:
- Разрешенная стоянка. Если установлен специальный разрешающий знак, то на таком участке тротуара разрешается парковка. Однако это правило распространяется только на легковые машины, а также на мотоциклы, мопеды и велосипеды (при этом тип ТС должен соответствовать разрешающему знаку).
- Движение служебных автомобилей. Если рядом с дорожкой располагается магазин или торговое предприятие, то при отсутствии отдельной парковки транспортным или грузовыми машинам разрешается передвигаться и парковаться на дорожке для пешеходов. При этом парковка должна быть временной, а после разгрузки ТС должно покинуть дорожку.
- Машины специального назначения (полиция, скорая помощь, пожарные машины). Часто машины специального назначения могу въезжать на тротуар. При этом сам въезд не должен создавать существенную угрозу для безопасности движения других транспортных средств.
- Крайняя необходимость. В случае форс-мажорных обстоятельств обыкновенные ТС также могут временно заезжать на тротуар, если на нем нет людей. Например, если по дороге на очень большой скорости движется какое-либо транспортное средство, которое представляет серьезную опасность для других водителей, то можно на короткое время въехать на пустую дорожку, чтобы пропустить шофера-лихача.
Подведем итоги. В соответствии с правилами ПДД все авто должны двигаться по проезжей части и специальным дорожкам, а въезд на тротуар считается административным правонарушением, за которое предусмотрен штраф. Преступлением считается не только въезд, но и парковка.
Правонарушением считаются даже такие ситуации, когда автомобиль прикоснулся бордюру только одним колесом.
Иногда допускается въезд и парковка и это не считается преступлением; основные ситуации — наличие разрешающего знака, въезд служебной машины, въезд машины особого назначения (полиция, скорая помощь, пожарное транспортное средство), а также крайняя необходимость, если на дорожке нет пешеходов (например, если по дороге на большой скорости движется водитель-лихач).
Кому не приходилось наблюдать картину, когда автомобиль вдруг меняет свой курс и выезжает с дороги на тротуар! Увидеть машину на тротуаре в наше время перестало быть редкостью и стало явлением, которое, безусловно, требует отдельного анализа. Хотя бы потому, что многие автомобилисты, как ни странно, очень поверхностно ориентируются в данном вопросе. Далеко не все из них знают, а именно разрешают ли отечественные ПДД такую езду, и если нет – то какие санкции за нарушение этих правил предусмотрены действующим законодательством. Разные аспекты этой актуальной темы и рассматривает настоящий материал, имеющий своей главной задачей информационную помощь широкому кругу водителей.
Наказание за езду по тротуару.
Какие нарушения велосипедистом возможны?
Часто владельцы велосипедов не знают о:
- правилах езды по обочине;
- требовании к абсолютной трезвости велосипедиста;
- запрете отпускать руль во время езды;
- недопустимости перевоза пассажиров, если того не позволяет конструкция (для детей до семи лет оборудуют специальное место);
- правилах перевоза грузов (нельзя перевозить груз, тормозящий управление велосипедом или слишком длинный (на полметра длиннее габаритного размера велосипеда);
- невозможности прицепления к другому транспорту;
- правилах разворота или поворота.
Это полосы 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14. Но только если рядом нет велодорожки или езда по ней невозможна.
Также следует помнить, что запрещающие знаки для обычного транспорта действительны и для тех, кто едет на велосипеде.
Ездить по тротуару можно, в том числе с маленьким ребенком на специальном месте. И то, только подросткам до четырнадцати лет, если нет других специальных дорожек. Но следует помнить о приоритете пешеходов.
Что делать при ДТП с велосипедистом
Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:
- убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
- если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
- на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.
Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.
Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.
Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:
- если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
- если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
- для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
- при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.
Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения. В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров. По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.
В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:
- создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
- проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной возможности предвидеть такой вариант развития событий;
- выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
- проезд через пешеходный переход на велосипеде;
- иные аварийные ситуации.
В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру. Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания. На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.
При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование. Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца. Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.
После составления протокола, сторонам предстоит возместить причиненный по их вине ущерб.
ДТП с велосипедистом при выезде с прилегающей территории
Во-первых, при выезде и въезде на прилегающие территории водитель автомобиля уступает дорогу велосипедистам и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает, независимо от того, двигаются они по тротуару, или проезжей части:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Таким образом, если автомобиль задевает движущегося велосипедиста при въезде или выезде с прилегающей территории, виноват водитель автомобиля. Отметим, что велосипед в полной мере относится к «транспортным средствам», а значит уступать ему дорогу
Что такое тротуар
Следует начать с главного – терминологии. Согласитесь, что разобраться с этим необходимо, коль в реальной жизни речь может зайти о разрешении или, наоборот, запрете передвижения по тротуару с вытекающими из такого запрета последующими наказаниями. Итак, необходимо внимательно вдуматься в суть приведенного в ПДД определения тротуара. Правила утверждают, что тротуаром необходимо считать часть дороги, предназначение которой – дать возможность передвигаться пешеходам. При этом такая часть дороги соседствует с проезжей частью, примыкает к ней, или же от дороги её отделяет газон.
Такой анализ нужен ещё и по той простой причине, что подчеркивает тяжелые последствия, к которым может привести (а сейчас нередко и приводит!) лихаческая езда «на авось» автомобилей городскими тротуарами. Её итогом нередко становятся травмированные, покалеченные взрослые и дети, ведь машина лихача внезапно настигает их на тротуаре, предназначенном именно для движения пешеходов. К сожалению, дело подчас заканчивается и смертельным исходом. Кто из нас не слышал в СМИ жесткие истории о въезде автомобиля в толпу людей на стоянке общественного транспорта, возле входа в маркет и иные оживленные места. Некоторые водители постоянно грешат сознательным выездом на тротуар, не желая тратить время в «пробках», очереди перед светофором и в других подобных ситуациях, совершенно не думая о том, какие последствия это может иметь впоследствии не только для окружающих, но и для него самого.
Требования ПДД к движению велосипедистов
Далее разберемся, чего требуют от велосипедистов Правила Дорожного Движения (пункт 24):
24. Дополнительные требования к движению велосипедистови водителей мопедов(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:по правому краю проезжей части — в следующих случаях:отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;движение велосипедистов осуществляется в колоннах;по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);пересекать дорогу по пешеходным переходам.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Таким образом, в соответствии с п. 24.3 и 24.4 детям до 14 лет вообще закрыт выезд на проезжую часть, они могут двигаться только в пешеходных и велосипедных зонах. Взрослые же велосипедисты могут двигаться в один ряд справа, при это автомобилисты не имеют преимущества в движении, и обязаны обгонять или опережать велосипеды с обеспечением безопасности маневра.
Приведем пункты Правил Дорожного движения, регламентирующих взаимный разъезд велосипедистов и автомобилей.
Где можно ездить на велосипеде?
В нашей статье пойдёт речь о том, как должен двигаться велосипедист по дороге. Мы будем говорить преимущественно о поведении взрослого человека. Помните, что детям, которым не получили свой первый гражданский паспорт, категорически нельзя выезжать на проезжую часть!
Веловодитель, как полноценный участник дорожного движения, несёт ответственность за исправность немеханического транспортного средства (ТС) и за соблюдение ПДД, в том числе за соблюдение дистанции, скоростного режима и места своего нахождения в автопотоке. Но стоит только «слезть с велика», как веловодитель становится пешим гражданином, даже если он ведёт транспорт рядом с собой. В это время, как пешеход, он должен руководствоваться правилами ПДД для пеших граждан.
Исходя из пункта 24 действующих норм ПДД, законными местами для езды велолюбителей могут являться:
- специально предназначенные дорожки (велосипедные или вело-пешеходные) или полоса для вело-перемещения;
- при отсутствии специальных полос правый край проезжей части в попутном направлении, обочина, тротуар и пешеходная дорожка.
Выделенная полоса для велосипедистов
Велодорога — часть дороги автомобильного назначения или самостоятельная линия, созданная для преимущественного передвижения веловодителей. По нормам российского законодательства по территории велодорожек нельзя ездить механическому автотранспорту (кроме мопедов) и гужевым повозкам. В отношении «бесколёсников» и их присутствия на специальной велодорожке существует оговорка: они могут ходить по данной территории или пересекать её только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Окончание участка спец. назначения определяется знаком 4.4.2.:
Велолюбителям в текущем году нужно присматриваться и к другим специальным знакам:
Задаёте вопрос: «По какой дороге должен ехать велосипедист, если есть специальная выделенная полоса?» Однозначно — только по велодорожке.
ПАМЯТКА АВТОВОДИТЕЛЯМ: при манёвре направо или налево на перекрестке с велодорожкой автоводитель пропускает веловодителей, передвигающихся по специальной дорожной полосе. А при непосредственной близости к пересечению с велотрассой вне перекрестка, где выставлен знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой», автоводитель имеет право преимущества.
Стоит учесть: именно в этом месте велолюбители уверены в своём преимуществе. Во избежание ДТП следует быть особенно осторожными, разумно пропустить не знающего нормы ПДД любителя велоезды.
Пешеходные дорожки
Веловодитель имеет право на перемещение по тротуару или пешеходной дорожке только:
- если нет в наличии или нет возможности передвигаться по велосипедной и велопешеходной дорожке, а также специально выделенной полосе для двухколесного немеханического байка;
- если веловодитель сопровождает другого веловодителя (до 14 лет), а также если он перевозит ребёнка (до 7 лет) на специально предназначенном дополнительном сиденье (велоколяске, велоприцепе).
У любителей велоезды возникает обязательство: не подвергать опасности пешеходов и не создавать помех для движения иных граждан. Поэтому при возникновении возможных опасностей и помех он обязан слезть с сиденья и стать пешим.
Автомобильная дорога
«Как должен ехать велосипедист по проезжей части?» Исходя из п. 24.2 и 24. 5 водитель двухколесного немеханического байка может ехать по правому краю проезжей части. Стоить учесть важные условия:
- веловодитель достиг своего 14-летия;
- нет в наличии или нет возможности двигаться по спец. полосе или дорожке;
- велобайки двигаются в один ряд или в два ряда (если ширина «велика» ≤ 0,75 см);
- группа велолюбителей перемещается в виде организованной колонны;
- велоезда допустима исключительно в попутном направлении;
- габариты велобайка и (или) перевозимого груза ≥ 1 м.
Велосипед на автотрассе
Все, кто интересуются вопросом: «Как должен ехать велосипедист по трассе?», должны знать, что езда по автомагистралям на двухколесном транспорте запрещена. Это положение закона указано в пункте 16.1 действующих правил ДД. Велосипедам и другим средствам передвижения, которые по техническим параметрам не могут разгоняться свыше 40 км/час, нельзя находиться на автотрассах.
Также любители велоезды должны понимать, что по обочине вдоль автомагистрали также нельзя осуществлять движение, так как обочина – это естественная часть дорожного полотна, в том числе и автомагистрали (трассы).
Комментарии к пункту 4.2
Следует помнить, что пешая колонна приобретает черты «организованной» только при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами:
днём — с флажками красного цвета; ночью — с фонарями соответствующего цвета. Движущиеся по проезжей части организованные пешие колонны:
создают серьезные помехи для движения транспортных средств; приводят к значительному сужению проезжей части; усложняют маневрирование; резко снижают пропускную способность дороги. В связи с этим ПДД ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:
двигаться следует только по направлению движения транспортных средств. Это условие по своей сути также запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку; колонна по ширине должна быть организована не более, чем по 4 человека в ряд. Как правило, руководитель колонны выстраивает людей исходя из следующих соображений: чем уже дорога и труднее транспортным средствам огибать колонну, тем меньше человек должно стоять в ряду. сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края. Идеальное расположение сопровождающих -10 метров от передней и задней частей колонны. При движении в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом:
свет белого фонаря переднего сопровождающего — вперёд (относительно направления движения) свет красного фонаря заднего сопровождающего — назад. В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Следовательно, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить её надо именно там.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине должен соответствовать порядку сопровождения организованных пеших колонн.
Наказания и штрафы к пункту 4.2
Нарушение пешеходом правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности: – причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет (УК, ст. 268, ч.1); – смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок (УК, ст
268, ч.2); – смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет (УК, ст. 268, ч.3).
Нарушение пешеходом Правил Дорожного Движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 200 рублей (КоАП, ст. 12.29, ч.1).
Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее: – создание помех в движении транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа в размере 300 рублей (КоАП, ст
12.30, ч.1); – причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей (КоАП, ст. 12.30, ч.2)
pdd-check.ru
Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила. В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.
Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.