Бюджетные снегоходы: дешевле только на лыжах
Собака с моторчиком
В середине 70-х появилось принципиально новое транспортное средство для покорения снежных просторов, причем разработано оно было ни где ни будь, а в нашей стране! Будучи заядлым рыбаком, русский умелец Анатолий Фомичев, предложил идею мотобуксирощика — гусеничной тележки, тянущей за собой груз по принципу собачьей упряжки. Его разработка была не только конструктивно проще и дешевле привычных снегоходов, но также значительно легче и компактнее. Если для поездки на зимнюю рыбалку на снегоходе обычно требуется прицеп для его перевозки и подходящий тягач-внедорожник, то мотобуксировщик можно увезти в багажнике любой легковушки!
Свой первый мотобуксировщик изобретатель построил из запчастей от снегохода «Буран» и двигателя бензопилы «Дружба» еще в 1975 году и с успехом использовал в личных нуждах. Почти три десятилетия спустя его разработкой заинтересовались российские предприниматели, которые довели оригинальную задумку до конвейера. Сейчас на рынке представлено около десятка мотобуксировщиков различных марок и модификаций. Все эти модели, получившие прозвище «мотособака» конструктивно мало чем отличаются друг от друга, да и стоят примерно одинаково: 50-70 тысяч рублей.
Снегоход да не тот
В процессе эксплуатации «мотособак» выявились и их слабые места. Из-за относительно невысокой массы (порядка 60 кг) тележка мотобуксировщика имеет плохой контакт со снегом, поэтому его требуется нагружать балластом. Найти балласт не трудно – им могут стать рыбацкие снасти, запас топлива и провианта. Однако увеличение массы мотобуксировщиком затрудняет его управление: чтобы совершить даже простейший маневр приходится тратить немало сил, что повышает утомляемость водителя и уменьшает дальность пробега.
Чтобы решить эту проблему смекалистые русские мужики придумали надставку с парой лыж и сиденьем, превращающую мотобуксировщик в некое подобие снегохода. А самарский конструктор Сергей Мясищев пошел дальше, создав на базе шасси «мотособаки» полноценный легкий снегоход, получивший собачье имя – «Хаски». Используя 4-тактный бензиновый мотор мощностью 6,5 л.с., приводящий в движение укороченную гусеницу от снегохода «Буран», «Хаски» способен развивать скорость до 25 км/ч и преодолевать уклоны до 20 градусов.
Благодаря быстроразборной конструкции «Хаски» можно перевозить даже в «Жигулях» и хранить на балконе. При этом стоит такой снегоход немногим дороже мотобуксировщика, а возможностей для использования предлагает гораздо больше. На нем не только на рыбалку можно ездить, но и устраивать развлекательные покатушки. Пожалуй, главный минус «Хаски» — эстетический. Несмотря на то, что выпускают такие мини-снегоходы серийно, выглядят они как самоделка. Однако, простая и надежная конструкция вкупе с невысокой ценой (от 56 000 рублей) перевешивают все минусы.
«Бурлак» с Волги
Сосед , самарская , подошла к делу создания мини-снегохода более основательно. Ее разработка, получившая название «Бурлак», действительно похожа на снегоход, только немного уменьшенный в размере. Создатели «Бурлака» озаботились не только дизайном своего детища, спроектировав для него напоминающие детали конструктора Lego симпатичные пластиковые обтекатели, но и функциональностью.
В отличие от заднемоторного «Хаски», двигатель у «Бурлака» находится спереди – как и у обычного снегохода, что улучшает его развесовку. Конструкция «Бурлака», как и у «Хаски», быстроразборная, но при этом состоит она из меньшего числа узлов, самые тяжелые из которых (6,5-сильный мотор с бензобаком и катки с гусеницей от «Бурана»), весят не более 27 кг. В разобранном виде этот аппарат массой 65 кг без проблем помещается в салоне легкового автомобиля, а в собранном – легко везет по снежной целине двоих пассажиров или пару центнеров груза в прицепных санях.
Стоит такой мини-снегоход, или его аналоги под марками «Емеля» и «Пегас», порядка 70-80 тысяч рублей, что почти вдвое дешевле самого доступного полноразмерного снегохода отечественного производства, не говоря уже об иномарках. Но помимо привлекательной цены и небольших габаритов, у этой разработки есть и другие достоинства: экономичность, легкость обслуживания, а также отсутствие необходимости ее регистрации в «Гостехнадзоре».
Новости СМИ2
1 комментарий
- Вася:
13.01.2020 в 22:00
Вообще то мотособаки пришли из Канады! Но в эпоху скреп и высокой духовности…сойдет!
Ответить
Технические характеристики ТТХ Рыбинка
Полная характеристика технических особенностей снегохода позволит вам сравнить его с другими средствами малой механизации (например, моделями «Динго»), оценить все плюсы и минусы и сделать обдуманный выбор.
- Силовой агрегат: рабочий объем двигателя 211 см3, двухтактный, мощность 7 л.с.;
- Система смазки: раздельная, разбрызгиванием;
- Масло ДВС: 0W40, API-SJ, 4T Snowmobile RM ТУ 0253-011-94265207-14;
- Конструктивная схема: лыжи (2 штуки)+гусеница;
- Максимальная скорость: 45 км/ч;
- Масса: 110 кг;
- Подвеска: независимая (передняя и задняя);
- Топливо: АИ 92, расход 10 км/л.;
- Объем топливного бака: 28 л;
- Тормоз: дисковый с механическим приводом;
- Система охлаждения: воздушный тип;
- Габаритные размеры: длина с лыжами 208,5 см, длина без лыжи 195 см, высота со ветровым стеклом 103 см, ширина с лыжами 91 см (допускается погрешность 3 см);
- Трансмиссия: вариатор, есть реверс;
- Комплектация: подогрев ручек, задний багажник + багажник под сиденьем.
Обзор снегохода «Tiksi 250 Люкс»
Эта модель устранила главные недостатки базовой версии, которые были допущены в угоду доступности цены, сыгравшей решающий фактор в популярности этой марки снегоходного аппарата. Вариант «люкс» на рынке стоил уже немного дороже, но и отличительные особенности делают более привлекательным снегоход «Тикси 250 Люкс». Отзывы владельцев лишний раз это подтверждают.
Улучшенный вариант получил электронный реверс, и задний ход, недоступный в базовой версии, прибавил существенное преимущество. Также были добавлены аккумулятор и стартер, которые превратили запуск двигателя в лёгкое и непринуждённое действие. Ручной запуск также сохранился, повысив надёжность машины. Были внесены изменения и в систему выпуска отработанных газов. Шумность работы заметно снизилась.
Задняя подвеска стала многорычажной и внесла заметные улучшения в комфортность езды. Высота сиденья была занижена на 4 см, в результате чего удалось добиться повышения устойчивости снегоходного аппарата. Рулевое управление, благодаря новому валу и подшипникам, снимающим вибрацию, стало более чувствительным. Рукоятки руля также не остались без внимания — они были оборудованы электрическим обогревом. Внешние очертания модели стали более строги и лаконичны.
Обзор снегохода Tiksy 250
Новый снегоход RM Tiksy 250 кому-то может показаться забавной игрушкой или даже детским аппаратом. Маленький, хиленький, одноместный «снежик» – ну что с такого взять? Гоже ли взрослым дядькам на таком «снегокате с моторчиком» гонять? Очень даже гоже!
Два года назад отдел маркетинга «Русской Механики» (далее «PM») поставил перед своими инженерами четкую задачу: «Сделайте нам легкую, весом не более 170 кг, утилитарную машину, способную доставить одного человека с грузом на любимое место его рыбалки и охоты в радиусе 100 км. Цена снегохода не должна превышать 130 000 рублей».
Конструкторы по техзаданию «не вписались» только по весу – сухая масса Tiksy 250 равна 180 кг. По остальным же техническим параметрам «снежик» в железе точно соответствует своему виртуальному маркетинговому прототипу.
По факту на Tiksy установили половинку двухтактного мотора РМЗ-500 от модели «Тайга». Один цилиндр, воздушное охлаждение, карбюратор Mikuni – с рабочего объема в 249 см3 удалось «снять» 22 «лошадки». Не густо. Ручной стартер, отсутствие аккумулятора, одноступенчатая КП без заднего хода. Даже подогрев ручек руля в штатную комплектацию не входит – страсть какая-то! Зато цена более чем «вкусная» – 124 000 руб. за базовую версию. Как говорится, дешевле только даром. Если честно, то к таким подаркам судьбы я лично отношусь, мягко говоря, с подозрением и всегда пытаюсь разобраться, в чем же здесь подвох. До тест-драйва у меня был только один вопрос: «А эта штука вообще ездит?»
На укатанной прямой снежной трассе новичок держится молодцом и не сильно отстает от своих более мощных собратьев – «Тайги», «Атаки» и «ТайгиПатруль», а по скорости прохождения поворотов даже их опережает. Малый вес, рычажная передняя подвеска и короткая, узкая гусеница (3170 и 380 мм соответственно) наделяют Tiksy определенными спортивными повадками. Высокие руль и сиденье формируют прямую посадку, колени согнуты почти под прямым углом. В сидячем положении управлять снегоходом очень легко, но еще легче он поддается управлению, когда водитель стоит. Особенно это помогает в зоне рыхлого снега.
На первом же «пухляке» мотор Tiksy быстро сдался. Ходом проскочить каверзное место не удалось – тривиально не хватало мощности двигателя. Пробую тронуться в натяг – гусеница беспомощно и вяло буксует. Что ж, соскочил с машины, обтоптал снег, в одиночку переставил корму (пушинка, а не снегоход) и, оставаясь стоять рядом, нажал на курок газа – Tiksy резвой ланью выпрыгнул из снежного плена. Вполне стандартная ситуация. Но в какой-то момент мне надоело заниматься силовыми упражнениями, и я попытался в снежной целине, на манер горного снегохода, завалить Tiksy набок. Поехал чертяга, да еще как. Не быстро, зато весело. Барражируя на одной лыже в рыхлом снегу, маломощный «снежик» почувствовал себя многократно уверенней. Теперь там, где вязла даже «Тайга-Патруль», Tiksy без проблем проскакивал птичкой колибри. Производитель классифицирует Tiksy как легкий утилитарный снегоход, но я бы его назвал спортивным утилитарником. Конечно, я имею в виду любительский спорт.
RM Tiksy 250
• Ради упрощения конструкции и уменьшения веса система смазки мотора – смешанного типа • Грузоподъемность снегохода – 120 кг, вес буксируемого прицепа – 150 кг. По заверению конструкторов в короткое путешествие можно взять и второго пассажира • Уже в этом году на Tiksy появится электронный реверс. Опционально начнут ставить и электростартер с аккумулятором • Топливный бак объемом 28 л обеспечивает Tiksy 250 запас хода без дозаправки на 200 км пробега
ПО СУТИ ДЕЛА
у Tiksy 250 на отечественном рынке нет ни одного прямого конкурента. Это совершенно новый класс легких утилитарных снегоходов. Но Tiksy нельзя назвать полноценной утилитарной машиной — слишком узки и коротки гусеницы. Спортивным аппаратом из-за сверхмаломощного двигателя его тоже не назовешь. Тем не менее, если от Tiksy не требовать невозможного, то со множеством взрослых утилитарных задач он справится не хуже любого тяжелого снегохода уровня Wide Track
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ
Если вес пилота не превышает 85 кг, то Tiksy способен ехать с максимальной скоростью 70–80 км/ч. Когда же за руль сядет тучный мужчина, снегоход вряд ли разгонится выше 50–60 км/ч.
Сколько стоит миниснегоход «Рыбинка»
Цена на мототехнику-трансформер варьируется в зависимости от того, покупаете ли вы новую или б/у модель, в каком городе вы планируете приобрести снегоход, а также предлагают ли продавцы какие-либо акции, устраивают ли распродажи и т.д. Иногда в стоимость также включаются услуги по доставке, но зачастую за это приходится платить отдельно.
Вот средние цены на мотобуксировщик в крупных городах России:
- Москва – от 100 тыс. руб.;
- Санкт-Петербург – от 85 тыс. руб;
- Саратов – 60000-80000 рублей;
- Казань – 60000-85000 рублей.
Разумеется, что стоимость бывшей в употреблении техники из модельного ряда «Рыбинка» будет ниже. Многие магазины предлагают выгодные условия кредитования и рассрочки.
Аналоги снегохода «Рыбинка»
На российском рынке, представлен широкий выбор различных модульных мини-снегоходов, а именно агрегатов марки «Irbis», «Тайга», «Райда», «Venum». Однако, по отзывам реальных владельцев этого типа техники, произведения АО «Русская Механика», опережают всех конкурентов по ряду позиций, как то: надежность, не прихотливость, простота обслуживания, цена.
В заключении можно сказать, что создал отличный мини-снегоход, надежность и простоту обслуживания которого оценили уже тысячи наших соотечественников!
Неприхотливость конструкции, бесперебойная работа двигателя в максимально низких температурах, а так же не высокая цена, являются прекрасным сочетанием, собранным воедино в снегоходе «Рыбинка»!
Самостоятельная сборка
В разобранном состоянии конструкция занимает мало места. Сборка перед эксплуатацией проста и интуитивно понятна. Справится любой, но инструкцию по эксплуатации требуется внимательно прочитать. В ней, кроме инструкции по сборке и технических характеристик имеется советы по проведению технических осмотров и соблюдению техники безопасности.
Последовательность сборки такова:
- извлечь детали из транспортной тары;
- установить кронштейн между лыжей и шкворнем и зафиксировать болтом М8 х85;
- зафиксировать рулевые тяги в шаровых опорах;
- установить гусеничный движитель и траверсу на раму;
- установить щиток и подножки на раму с гусеничным движителем;
- зафиксировать сидение в раме двумя фиксаторами и стопором;
- руль в рулевой колонке зафиксировать стопором;
- залить топливо и масло согласно инструкции;
- отрегулировать натяжение гусеницы;
- проверить действие механизмов.
Модельный ряд
выпустил несколько представителей миниснегоходов – модельный ряд «Рыбинка»: 1, 2, 3 и 4 версии. Аппарат зарекомендовал себя хорошим помощником рыбакам и охотникам.
Рыбинка 1
В 2013 году был произведен первый миниснегоход с четырёхтактным двигателем Subaru EX21 и вариатор CVTech. Аппарат набирал 5-7 л. с. Подвеска была каткового типа с рессорой. Механизм имел некоторые проблемы с включением при пониженных температурах. По этой причине в снегоходе следующего поколения были произведены изменения.
Рыбинка 2
В данной версии Рыбинка 2 стали устанавливать американский мотор «КохлерCH270». Двигатель начал развивать мощность в 7 л. с. Вариатор изменили на коробку передач с центробежным сухим сцеплением производства Китай. Из подвески решили убрать рессору.
Эта экономия привела к значительному снижению стоимости аппарата. После замены вариатора на сцепление, на снегоходе у некоторых владельцев возникали проблемы из-за сцепления, не выдерживающего нагрузок: перестает корректно работать в 1-ю или во 2-ю поездку.
Рыбинка 3 и 4
На выпущенные последние поколения мини-снегохода производитель вернул канадский вариатор. Были добавлены некоторые изменения в конструкцию:
- подножки, улучшившие управляемость снегоходом Рыбинка 2;
- исправлены ошибки в конструкции;
- доработанные части креплений.
В результате «Рыбинка» 4 поколения показала наиболее оптимальное соотношение цены и качества.
Машина представлена в виде малогабаритного «трансформера», который без усилий помещается в багажник легковой машины.
Обзоры пользователей
Отзывы владельцев помогают реально оценить, насколько удачно получилась продукция у производителя. Но при их чтении нужно понимать, что это субъективные мнения потребителей, поэтому об их соответствии необходимо судить, когда один и тот же факт повторяется многократно.
Отзывы оставляются как подробного содержания, так и просто в одну-две строчки, в основном со словами благодарности или хвастовства о покупке. Но интерес представляют те, в которых взвешенно описаны достоинства или недостатки, при этом владелец мотобуксировщика подкрепляет свою точку зрения фактами.
Интересным является и то, что производитель тоже изучает оставленные отзывы на специализированных форумах и на их анализе проводит усовершенствования своего мотосредства. В частности, даже при покупке снегохода «Рыбинка» в комплекте с ним идёт анкета, предназначенная для оценки удобства его использования.