Торса
Выпускается данный продукт ООО «Орника». Производитель заявляет, что тосол А-40 Торса может использоваться в двигателях отечественных и импортных легковых, а также грузовых авто. Жидкость являет собой смесь из этиленгликоля с пакетом присадок, что защищают СОД от коррозии, замораживания, вспенивания и закипания. Продукт совместим с резиновыми патрубками и другими деталями уплотнения. Не содержит нитрит-нитратных добавок.
В ходе тестов температура кристаллизации составила -40 градусов. А доля перегоняемой жидкости при +148 составила 48 процентов. Закипает тосол при +105 градусах. Специалисты говорят, что продукт данной марки полностью соответствует заданному техническому регламенту. Однако отзывы говорят, что от применения такой ОЖ в СОД импортных двигателей все равно стоит воздержаться.
Характеристики Тосола А-40 — АвтоЖидкость
К числу популярных охлаждающих двигатель жидкостей, относится Тосол А40. Он рекомендуется для использования в зимний период для районов с умеренным климатом (для более северных регионов приемлемее марка Тосола А-40М). Рассмотрим его рабочие параметры.
Характеристики
Как и другие охлаждающие жидкости схожего состава (например, тосол А-65), А-40 включает в себя, кроме этиленгликоля, различные добавки:
- Противопенные.
- Ингибирующие коррозионные процессы.
- Цветовые (чаще используется синий краситель, но в продаже можно встретить и Тосол А-40 красного цвета).
В советские времена, когда продукт впервые был синтезирован, регистрацией названия никто не занимался, поэтому в современных профильных торговых точках можно встретить достаточное количество схожих марок, выпускаемых разными производителями.
Физические характеристики тосола, которые в полной степени соответствуют техническим требованиям ГОСТ 28084-89 и ТУ 2422-022- 51140047-00, таковы:
- Температура начала кристаллизации, ºС, не менее: -40.
- Термическая стабильность, ºС, не менее: +120.
- Плотность, кг/м3 –1100.
- Показатель рН – 8,5….9,5.
- Теплоёмкость при 0ºС, кДж/кг·К – 3,19.
Большинство описанных показателей определяются концентрацией этиленгликоля в составе Тосола А-40, его вязкостью и интегральной температурой охлаждающей жидкости, которая устанавливается в процессе работы двигателя.
В частности, динамическая вязкость продукта колеблется в пределах от 9 сСт при 0ºС, до 100 сСт при -40ºС. По приведённому температурному диапазону можно практически устанавливать качество приобретённого тосола.
Как проверить качество Тосола А-40?
Владельцам автомобилей тест пригодности охлаждающей жидкости проще всего выполнять по следующим пунктам:
- Измерением плотности: чем она больше отличается от нормативного значения, тем хуже. Сниженная плотность говорит о том, что в продукте присутствует чрезмерно разбавленный водой этиленгликоль.
- Определением фактической щёлочности рН раствора: при её пониженных значениях противокоррозионные свойства состава существенно ухудшаются. Особенно это плохо для деталей двигателя, которые изготовлены из алюминия.
- По однородности и интенсивности цвета: если он – светло-голубоватый, или, наоборот, чересчур тёмный, то состав, скорее всего, изготовлен давно, и ряд своих полезных качеств потерял.
- Проверкой на кристаллизуемость при пониженных температурах. Если Тосол А-40 при замерзании в отсутствии воздуха не изменил свой объём, значит перед вами – продукт хорошего качества;
- Испытанием термостабильности, для чего некоторое количество охлаждающей жидкости доводят до кипения, после этого в течение нескольких минут оставляют кипеть на малом огне. При этом не должен ощущаться резкий запах аммиака, а жидкость в колбе остаётся прозрачной, не выделяя на дне осадок.
Рекомендуем: Масло в антифризе – неприятные последствия для двигателя
Всё из приведённых выше тестов можно произвести без приобретения специальных приборов.
Стоимость
Поэтому цена может оказаться несколько ниже средней (но не намного!).
Случайные, неспециализированные могут производить обычный фальсификат – разведённый водой этиленгликоль (а то и более дешёвый но очень токсичный метиленгликоль), куда добавляют некоторое количество пищевых синих красителей. Цена такого псевдотосола будет значительно ниже.
В зависимости от вида тары, фирм-производителей и регионов продаж, цена Тосола А-40 варьируется в следующих пределах:
- Для ёмкостей 5 л – 360…370 руб.
- Для ёмкостей 10 л – 700…750 руб.
- Для ёмкостей 20 л – 1400…1500 руб.
При фасовке в стальных бочках 220 л цены на продукт стартуют от 15000 руб.
Что делать, если нужно заменить тосол антифризом
Очень большое количество автолюбителей спрашивают: можно ли заменить тосол антифризом? Можно, но прежде необходимо провести следующие действия:
Выяснить, из какого металла изготовлен ваш двигатель. Так как в том случае, когда ваш мотор изготовлен из алюминия, то лучше всего заливать в него тосол, а если из меди или латуни – тогда антифриз.
Перед заменой охлаждающей жидкости одной на другую обязательно следует тщательно промыть систему. Для удобства, чтобы старая жидкость полностью удалилась из системы охлаждения, автомобиль нужно поставить на наклонную поверхность. Затем заливается дистиллированная вода и включается двигатель на некоторое время, пока жидкость не протечет через всю систему. Процедура повторяется несколько раз.
Устанавливаем авто так, чтобы передняя часть была поднята вверх, затем следует залить охладитель и не закрывая крышки радиатора, запускается мотор. Прогнав лишний воздух, доливаем охладительную жидкость до нужного объема.
И в конце можно подвести итог: тосол все-таки это тот же антифриз только его нельзя использовать в автомобилях иностранного производства, так как их внутренние части двигателя не выдержат агрессивного влияния и быстро придут в негодность.
В иномарках лучше использовать охлаждающие жидкости, которые были залиты при производстве автомобиля еще на заводе и обязательно изучить характеристики антифриза и совместимость с авто.
Тосол по своему химическому составу больше всего подходит для автомобилей советского производства, таких как «Жигули», «Москвич» или «Волга». В двигатели этих автомобилей без страха можно его использовать, но, ни в коем случае не пользоваться современными охладителями.
Если вы будете придерживаться выше перечисленных правил, то можете быть полностью уверенными, что ваш автомобиль не подведет и не выйдет из строя в самый неподходящий момент.
Описание
Что такое тосол? Это отечественная версия антифриза. Данная жидкость разрабатывалась специально под автомобили ВАЗ. Первый тосол появился в далеком 71-м году и стал серийно использоваться на «Копейке», а впоследствии и на всех остальных «Жигулях». Также эта жидкость применялась и на советских грузовиках КамАЗ и МАЗ. Основное преимущество ее перед обычной водой (которая повсеместно использовалась ранее) заключалось в широком температурном диапазоне. Эта жидкость кипела при температуре в 105 и выше градусов, при этом не замерзала при -40. Данные характеристики были достаточными для того, чтобы использовать тосол без слива круглый год. А ведь ранее владельцам приходилось ежедневно сливать воду на ночь, дабы она не разорвала собой патрубки и радиатор зимой.
На данный момент существуют разные производители тосола А-40. Выпускается данная жидкость в разных тарах. Это могут быть бочки емкостью от 50 до 217 литров, а также пластиковые канистры на 20, 10 и 5 литров. Выпускаются продукты и в небольших баклажках объемом в один или два литра. Что касается цвета, тосол ГОСТовский А-40 окрашен только в синий цвет. Если говорить об импортных антифризах, их красят в разные оттенки.
Когда следует заменять ОЖ на новую?
Владелец авто знает, обычно, когда именно нужно менять или доливать охлаждающее вещество, об этом говорит датчик температуры на панели или показательная метка на расширительном бачке. Главной функцией любого антифриза – есть охлаждать всю систему двигателя внешнего сгорания. Если вы хотите залить антифриз, но перед этим его разбавить, то нужно обратить на плотность, которая указана на этикетке, и на состав.
Если в составе уже есть вода, то ОЖ не стоит разбавлять, ведь она потеряет все охлаждающие свойства. В уже существующий объем обязательно заливайте антифриз той же марки и того же цвета, чтобы потом легко можно было следить за его уровнем.
Цифры и факты
Показатели, определяющие концентрацию охлаждающей жидкости, не превышают 1,075 г/см3, хотя по данным ГОСТа они удерживаются в пределах 1,065-1,085 г/см3. Эта информация относится практически ко всем антифризам. При такой плотности тосола температура замерзания составляет не больше -40 градусов
Определение показателей кристаллизации вещества зависит от многих факторов. Одним из них есть плотность, которую измеряют с помощью ареометра
Но некоторые приборы ошибочно изготовлены со шкалой кристаллизации тосола, поэтому важно покупать правильные средства измерения для оптимального изучения системы охлаждения двигателя
← Предыдущий материал
Следующий материал →
Тосол
Тосол появился в Советском Союзе вместе с ВАЗом. Для нового а/м (с новыми материалами в системе охлаждения) потребовался антифриз с лучшими (чем выпускались антифризы на тот момент), свойствами. Такой антифриз был создан в Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии сотрудниками отдела «ТОС» («ТОС» – сокращенно – технология органического синтеза), откуда и произошло название «Т_О_С_ол».
Более полная история приведена ниже. В СССР ТОСОЛ стал что-то вроде торговой марки или коммерческого названия. Хотя правильнее было бы сказать, что это был некий стандарт антифриза, поскольку это была ОЖ с заданными составом и свойством, но выпускаемая разными предприятиями.
- АНТИФРИЗ – импортная ОЖ, как правило высокого качества (хотя, думаю, в нашей стране на прилавках может быть что угодно), чаще концентрированная (но может быть и готовой к употреблению)
- ТОСОЛ – отечественная ОЖ самого разного качества (от высококачественной ОЖ до подкрашенной воды), как правило готовой к употреблению (т.е. не требующей разбавления)
АНТИФРИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ – теперь уже устаревшее (но еще живущее) обывательское понятие ОЖ, выпускавшийся для грузовых а/м (хотя сегодня в грузовики льют все ту же жидкость с самым разным составом, продающуюся под единым нарицательным названием «ТОСОЛ»).
В большинстве случаев основой для ОЖ является этиленгликоль (если не ошибаюсь, МОНОэтиленгликоля, с Ткип=197 гр.С, т.к. есть и ДИэтиленгликоль, с Ткип=245 гр.С, тоже использующийся (или использовавшийся) для антифризов). Существуют (или существовали) антифризы на других основах – глицерине, пропиленгликоле, моноэтиленгликоле и др.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и головкой блока цилиндров (ГБЦ). Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.
Дальнейший рост температуры приведет к:
- появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
- перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;
ухудшению работы маслосъемных колпачков и попаданию масла цилиндры, что приведет к еще большему снижению мощности и увеличению расхода топлива;
резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.
Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем выше обороты двигателя, тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.
В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).
Маркировка ТОСОЛа
В советское время выпускалось несколько марок ТОСОЛа. Каждая из них имела свою маркировку
Концентрат ТОСОЛа (К) – жидкость голубого цвета для разведения водой и получения готового к применению продукта. Концентрация этиленгликоля в концентрате составляла около 96 %.
ТОСОЛ А40 («А» – автомобильный) стал первым советским антифризом (голубого цвета), который обеспечивал круглогодичную эксплуатацию автомобилей. Температура его замерзания составляет -40 °С.
ТОСОЛ АМ40 («АМ» – автомобильный модернизированный) имеет температуру замерзания -40 °С, но его состав был несколько модернизирован и уровень рабочих свойств был выше, чем у ТОСОЛа А40. Так, срок службы антифриза марки АМ40 был не 2, а 3 года. Жидкость также имела голубой цвет.
ТОСОЛ А65 красного цвета предназначался для автомобильной техники, работающей в условиях Крайнего Севера. Температура замерзания ТОСОЛа этой марки составляла -65 °С, а срок службы – 2 года.
ТОСОЛ АМ65 – улучшенная версия жидкости марки А65 с температурой замерзания -65 °С и сроком службы 3 года.
Антифризы ТОСОЛ А65 и ТОСОЛ АМ65, а также концентрат в свободную продажу практически не поступали.
Сейчас выпускается множество жидкостей, в названии которых присутствует слово «ТОСОЛ». ТОСОЛ -40, ТОСОЛ BS, ТОСОЛ А40М, ТОСОЛ GOSTIN и т.д. Насколько они соответствуют по свойствам оригинальным жидкостям – неизвестно.
Как определить, что залито?
Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф. Да и нужно быть осторожным при «дегустации» — химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.
Кипение двигателя — результат эксплуатации некачественного расходного материала
Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?
- На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
- По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет — то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
- Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
- Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр — специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.
Проверка плотности охладительной жидкости при помощи специального прибора ареометра
Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.
- Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
- Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
- Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
- Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.
Антифриз закипел и вспенился в расширительном бачке
Более точно определить, что именно залито в системе, никак не получится. Стопроцентный правильный ответ может дать только заключение экспертов в лаборатории. Если вы недавно приобрели авто и не знаете, какая ОЖ в нем залита, то мы посоветуем вам сразу же заменить ее на ту, которую рекомендует производитель машины. Лучше один раз немного потратиться на замену хладагента, чем потом отдавать немалые деньги за ремонт всей системы.
Что будет, если смешивать ТОСОЛ с водой?
Вопрос о том, можно ли смешивать тосол и антифриз с водой волнует уже не одно поколение автолюбителей.
Ответ на этот вопрос очевиден, так как в составе любого антифриза, готового к применению, уже имеется около 60 процентов воды.
Однако при смешивании следует все же следовать некоторым правилам.
Самое главное условие – при смешивании использовать только дистиллированную воду, в которой содержится минимальное количество примесей.
Если для смешивания используется концентрат ТОСОЛа, то нужно помнить, что количество добавляемой воды очень сильно влияет на температуру замерзания и точку кипения получившегося антифриза.
Как можно увидеть из приведенного графика, минимальную температуру замерзания будет иметь жидкость, содержащая около 67 процентов этиленгликоля и около 33 — воды. А снижение концентрации этиленгликоля всего на 10 % приводит к повышению температуры замерзания почти на 20 градусов.
Поэтому, если вам надо долить жидкость в систему или предстоит полная замена ТОСОЛа, антифриз можно смело смешивать с водой. Если реальная концентрация этиленгликоля отличается от рекомендуемой, то обязательно учитывайте, насколько изменились рабочие свойства полученного ТОСОЛа.
Ни в коем случае не покупайте этот тосол
Тосол А-40 Goctin «ГОСТовский» покупал первый и теперь уже однозначно последний раз для замены охлаждающей жидкости в «классических» «Жигулях». Причем покупал его в солидном магазине автозапчастей, входящем в систему магазинов «LADA Dеталь». Спрашивал у продавца тосол «Дзержинский А-40М», но в наличии в магазине был только такой.
Замена охлаждающей жидкости была произведена по всем правилам с промежуточной промывкой системы охлаждения дистиллированной водой, после слива которой система охлаждения двигателя была заправлена купленным тосолом.
Неприятности с тосолом А-40 Goctin «ГОСТовский» начались у меня уже через 20 километров после начала движения по трассе. Стрелка датчика температуры приблизилась к красной зоне и замерла на расстоянии 1 – 1,5 мм от нее. Обычно при движении на этом участке трассы температура двигателя всегда была ниже. Остановился для того, чтобы проверить, что происходит под капотом. К моему удивлению, тосоп буквально бурлил в радиаторе, из которого пузырьки газа через шланг выходили в расширительный бачок. Образовавшийся в радиаторе газ выходил через отверстия в пробке расширительного бачка и через сапун крышки радиатора. Причем через сапун крышки радиатора газ выходил с каплями охлаждающей жидкости, цвет которой поменялся с синего на оранжевый. Купленный мною тосол начал кипеть при температуре менее 100 градусов Цельсия, хотя в соответствии с требованиями ГОСТа температура кипения тосола А-40 должна быть не менее 105 градусов Цельсия. У этого же тосола на поверку она оказалась ниже температуры кипения чистой воды.
Даже на канистре из под этого тосола остались отложения оранжевого оттенка. Похоже, что он начал разлагаться уже в ней.
Канистра из под «ГОСТовского» тосола
Ни в коем случае не покупайте тосол А-40 Goctin «ГОСТовский». ГОСТу он однозначно не соответствует!
Как определить качественный тосол
Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями
Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости
Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.
Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр. При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.
Тосол А40М Пять звёзд
Технические характеристики тосола А40М «Пять звёзд»
Наименование показателей |
Нормы по ТУ 6-57-95-96 с изм. 1-4 |
Результаты проведённых испытаний |
1. Внешний вид |
Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей |
Соответствует нормам технических условий |
2. Плотность при температуре 20°С в пределах |
1,078-1,085 г/см³ |
1,078 |
3. Температура начала кристаллизации не более |
Минус 40 °С |
Минус 40 |
4. Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) не ниже |
108 °С |
112,4 °С |
5. Массовая доля воды не более |
не нормируется |
не нормируется |
6. Щёлочность не менее |
10 см³ |
19,5 см³ |
7. Вспениваемость:
|
|
|
8. Показатель активности водородных ионов при температуре 20°С в пределах |
7,5-8,5 рН |
7,8 рН |
9. Коррозионное воздействие на металлы не более:
|
|
Соответствие тосола нормам технических условий — гарантируется |
10. Набухание резин при температуре 100°С в течение 72 часов. Изменение объёма, , не более:
|
|
Соответствие нормам технических условий — гарантируется |
11. Стойкость в жесткой воде |
не нормируется |
не нормируется |
Тосол Э40 «Пять звёзд»
Тосол Э40 на сегодняшний день на нашем предприятии фасуется в следующие виды тары:
Бочки стальные вместимостью 216 дм 3 фасуются по желанию заказчика до
- Тосол Э40 до 225 килограмм в бочку
- По желанию заказчика Тосол Э40 могут фасоваться как в новые стальные бочки, так и в бочки б/у очищенные паром
Бочки пластиковые вместимостью от 218 до 227 дм 3 фасуются по желанию заказчика до
- Тосол Э40 до 225 килограмм в бочку
- По желанию заказчика Тосол Э40 может фасоваться как в новые пластиковые бочки, так и в очищенные паром бочки б/у
Пластиковые кубовые ёмкости вместимостью 1000 дм 3 заливаются по желанию заказчика до
- Тосол Э40 до 1070 килограмм в ёмкость
- По желанию оптовика Тосол Э40 может фасоваться как в новые кубовые ёмкости, так и в очищенные паром ёмкости б/у
Купить оптом наливной тосол и антифриз можно в
- Автоцистернах вместимостью до 33 тонны продукта
- Железнодорожные цистерны вместимостью до 65 тонн продукта
- Железнодорожными вагонами вместимостью до 60 тонн продукта
- Железнодорожными контейнерами:
- 3-x тонный контейнер до 2,7 тн. фасованной продукции или 12 бочек
- 5-ти тонный контейнер до 4,5 тн. фасованной продукции или 18 бочек
- 24-х тонный контейнер до 21 тн. фасованной продукции или 78 бочек
Технические характеристики тосола Э40
Наименование показателей |
Нормы по ТУ 6-57-95-96 с изм. 1-4 |
Результаты проведённых испытаний |
1. Внешний вид |
Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей |
Соответствует нормам технических условий |
2. Плотность при температуре 20°С в пределах |
1,070-1,085 г/см³ |
1,074 |
3. Температура начала кристаллизации не более |
Минус 40 °С |
Минус 40 |
4. Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) не ниже |
108 °С |
110,3 °С |
5. Щёлочность не менее |
10 см³ |
18,7 см³ |
6. Вспениваемость:
|
|
|
7. Показатель активности водородных ионов при температуре 20°С в пределах |
7,5-11,0 рН |
7,6 рН |
8. Коррозионное воздействие на металлы не более:
|
|
Соответствие тосола нормам технических условий — гарантируется |
9. Набухание резин при температуре 100°С в течение 72 часов. Изменение объёма, , не более:
|
|
Соответствие нормам технических условий — гарантируется |
10. Фракционные данные:
|
|
|
Что лучше тосол или антифриз
Даже зная основные свойства охлаждающих жидкостей, не всегда просто понять, что лучше заливать: тосол или антифриз?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, эксперты советуют ознакомиться с требованиями к расходным материалам, которые предъявляет производитель конкретного автомобиля.
Нередко компания, выпустившая транспортное средство, самостоятельно указывает марки ОЖ, которые можно использовать для замены антифриза.
Однако чаще в инструкции по эксплуатации авто содержится только описание свойств, которыми должна обладать подходящая охлаждающая жидкость. Выбор разновидности расходного материала в данной ситуации ложится на плечи владельца авто.
Зарубежный антифриз и отечественный тосол изготавливаются по одной и той же технологии. Однако эксперты утверждают, что первая охлаждающая жидкость превосходит по качеству вторую.
При этом необходимо учитывать, что в учет принимались только качественные хладагенты. Если охлаждающая жидкость не соответствует нормам, она может нанести вред автомобилю, вне зависимости от того, тосол это или антифриз. Преимущества качественного антифриза перед тосолом представлены в таблице ниже.
Преимущество |
Пояснение |
Антифриз лучше охлаждает двигатель авто, чем тосол |
В состав любого тосола входят вещества, которые способствуют защите деталей от коррозии и преждевременного разрушения. Попадая в систему охлаждения автомобиля, ОЖ данного типа создает на металлических элементах слой, толщина которого может доходить до 0,5 мм. Защищая компоненты системы от коррозии, тосол существенно снижает коэффициент теплоотдачи. Это приводит к тому, что двигатель автомобиля вынужден функционировать в условиях повышенной температуры. Мотор начинает быстрее изнашиваться. Кроме того, происходит снижение мощности двигателя, а расход топлива повышается. Антифриз функционирует по другим принципам. Он создает защитный слой только в том месте, где наблюдается воздействие коррозии. Эта особенность позволяет сохранить теплоотдачу на положенном уровне. |
Антифриз можно менять значительно реже, чем тосол |
В отличие от тосола, антифриз обладает повышенной стабильностью. Расход присадок, входящих в состав ОЖ, осуществляется значительно медленнее. Антифриз может сохранять свои свойства до 100 000-250 000 км пробега. Если автовладелец использует расходный материал для обеспечения функционирования системы охлаждения легкового автомобиля, он может не менять ОЖ до 5 лет, а если хозяином грузового – то до 7 лет. Самый мощный тосол приходит в негодность уже после 40 000 км пробега. Менять охлаждающую жидкость данного типа необходимо не реже, чем 1 раз в 2 года. |
Антифриз позволяет обеспечить лучший уровень защиты алюминия |
Подобный факт особенно важен для владельца автомобиля, в котором установлен радиатор из алюминия. В традиционных отечественных тосолах отсутствуют присадки, защищающие разновидность металла и предотвращающие его разрушение. Применение ОЖ данного типа приведет к преждевременному выходу системы охлаждения из строя. В отличие от тосолов, карбоксилатный антифриз отлично защищает алюминиевые детали от разрушения. |
Антифриз способствует увеличению периода функционирования водяного насоса |
Водяные насосы быстро ломаются. Под действием протекающих физических процессов, в них начинают образовываться полости, которые приводят к быстрому разрушению детали. Использование антифриза может повысить период работы водяного фильтра на 40-50%. Классические тосолы подобным свойством не обладают. |
Антифризу присуща стабильность свойств |
Если автомобилист использует стандартный тосол, в системе охлаждения автомобиля могут образоваться гели. Они оказывают негативное влияние на охлаждение двигателя. Так, гели могут засорить радиатор и даже блокировать работу термостата. Воздействие гелей приводит к тому, что система охлаждения начинает работать хуже. Карбоксилатный антифриз стабильнее тосола. Он не превращается в гель в процессе использования и не приводит к возникновению негативных последствий, к которым могут привести изменение свойств веществ. |
Карбоксилаты обладают хорошей совместимостью |
Карбоксилаты отлично совмещаются с пластмассовыми и резиновыми элементами, которые входят в состав системы охлаждения автомобиля. |
Антифризы обладают стабильностью при высоких температурах |
Охлаждающие жидкости данного типа не меняют свойств и позволяют обеспечить нормальное функционирование двигателя. |