Зил-45065

Многообразие модельного ряда

За годы выпуска ЗИЛ-164 было создано множество модификаций этого грузовика. Большинство из них использовалось на стройках и в сельском хозяйстве. Вот основные модели этого популярного в 1960-х годах автомобиля:

  • Базовые модели ЗИЛ-164 представляют собой бортовой грузовик. Имеют деревянный кузов с тремя откидными бортами;
  • ЗИЛ-164Р– это усовершенствованная модель, которая имеет более мощный двигатель, развивающий до 109 л.с. Кроме двигателей, они отличались карбюраторами модели МКЗ-К-84. Эти модификации специально предназначались для работы в качестве тягачей, которые могли буксировать прицепы массой до 4,5 тонн. Если грузовик базовой модификации не рекомендовалось постоянно эксплуатировать с прицепом, то эта модель предназначалась именно для этого;
  • ЗИЛ-164Д – специальные модификации бортовых автомобилей, оснащённые экранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-164Г – шасси, на которое устанавливалось специальное оборудование и грузовые платформы различного типа, предназначенные для специфических нужд;
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н представляет собой настоящий седельный тягач. Тоже оснащён новым карбюратором и форсированным мотором;
  • ЗИЛ-ММЗ-585И – строительный самосвал;
  • ЗИЛ-ММЗ-5875К – сельскохозяйственный самосвал.

Кроме того, завод имени Лихачёва пошёл на интересный эксперимент и начал выпускать грузовики, предназначенные для эксплуатации на сжиженном газе. Это были модификации ЗИЛ-156А, ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А. Технические характеристики данного автомобиля позволяли эксплуатировать его не только на газу, но и на бензине. Так как производство бензина в 60-х годах было избыточным, а сам он стоил копейки, то газовые модификации встречались крайне редко.

Расход топлива

Расход топлива у данного грузовика в среднем составляет от 25 до 35 литров топлива на 100 километров пробега. На раме установлен топливный бак вместимостью в 170 литров.

Самосвальный грузовик ЗИЛ-45065 обладает пятиступенчатой механической коробкой передач, оснащенной синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. В используемой КПП отсутствует повышающая передача, а прямой является пятая. С двигателем коробка передач функционирует посредством сухого однодискового сцепления, имеющего пневмогидравлический усилитель.

Крутящий момент с коробки передач на ведущие колеса передается двумя карданными валами, имеющими шарниры с игольчатыми подшипниками.

Устройство ЗИЛ-45065

Двигатель на бензине у авто — широко известный ЗИЛ-508.10, успешно применявшийся в нескольких серийных моделях, имевших высокую востребованность в народном хозяйстве. Его рабочий объем — около 6 л, мощность — 150 л. с. У авто удачно сконструированная система жидкостного охлаждения дополненная высокой надежностью, длительной эксплуатацией и отличной пригодностью к ремонту, благодаря простому устройству.

Приятной особенностью в технических характеристиках самосвала ЗИЛ-45065 является его тормозная система — двухконтурная, с пневмоприводами:

  • на всех колесах есть механизмы барабанного типа;
  • рабочие завязаны на основном контуре;
  • если есть неисправность, срабатывает дополнительная линия, тормозящая задние колеса энергоаккумуляторами на механике;
  • она же отвечает за стояночный тормоз.

Интересно! Технические характеристики и обзор ЗИЛ-4331

Отдельного внимания заслуживает добавление в тормозную систему спиртового предохранителя. Это позволяет не замерзать конденсату, сохранять работоспособность тормозной системы в суровых условиях умеренного климата. Спереди и сзади установлены зависимые подвески с дополнительными механизмами и продольно расположенными полуэллиптическими рессорами.

Рулевое и тормозное управление. Колёса

Рулевой механизм самосвала ЗИЛ 4520 оснащён гидравлическим усилителем. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках. Передаточное число – 20. Все тормозные механизмы самосвала – барабанного типа, с 2-мя внутренними колодками и разжимным кулаком, установленные на всех колёсах автомобиля. Стояночная тормозная система – с пружинными энергоаккумуляторами.

Тормозной привод – пневматический, раздельный на тормозные механизмы переднего моста и на мосты тележки с автоматическим регулятором тормозных сил на мостах тележки. Колёса используются дисковые, 7,0 – 20. Шины – радиальные, камерные, типоразмер 260R508, модель И-281.

Технические характеристики

ЗИЛ-164 имеет колесную формулу четыре на два. Снаряженная масса автомобиля равняется 4100 кг, полная – 8250 кг.

Двигатель

ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.

Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.

Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.

Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:

  • рабочий объем – 5,56 л;
  • номинальная мощность – 100 л.с.;
  • частота вращения – 2800 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.

КПП

Первые произведённые партии оснащались двухдисковым сцеплением, но потом на заводе от такого типа отказались и заменили на однодисковое. Пружины располагались периферийно, выключение осуществлялось механическим приводом.

Коробка передач имеет 5 передач. Четыре работают в обычном режиме, а вот пятая считается ускоряющей. После её активации вторичный вал КПП работает быстрее, чем коленчатый вал.

Рама, подвеска и ходовая часть

Рама для грузовика собиралась из двух лонжеронов, которые штамповались из стали. Они соединялись между собой мощными поперечными балками с помощью заклёпок. Передний бампер автомобиля закреплялся прямо на раме автомобиля. Там же закреплялись и буксирные круги. В задней части рамы имелось специальное буксирное устройство, предназначенное для буксировки прицепов и других автомобилей. Рама ЗИЛ-164А получила специальные кронштейны на раме, предназначенные для амортизаторов телескопического типа.

Охлаждение и смазка

Для предотвращения перегрева мотора используется закрытая система охлаждения, сделанная по принудительному типу. Радиатор получил трубчато-пластинчатую конструкцию и крепится к раме. Термостат оснащён одним клапаном. К радиатору для дополнительного охлаждения крепится вентилятор. Радиатор и водяной насос приводятся в действие с помощью одинарного ремня.

Смазка двигателя осуществляется по комбинированному типу. К некоторым трущимся деталям смазка подаётся под давлением, к некоторым путём разбрызгивания и самотёком. Масло проходит двухуровневую фильтрацию.

При скорости 40 км/час на 100 км пути автомобиль расходует 27 л горючего. Топливный бак модели вмещает до 150 л. Запас хода составляет 550 км.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 5500 мм;
  • ширина – 2400 мм;
  • высота – 2500 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • передняя колея – 1800 мм;
  • задняя колея – 1790 мм.

ЗИЛ 4502 оснащался прямобортным металлическим кузовом с открывающим задним бортом. Автомобиль имел козырек, защищающий кабину и запоры, регулируемые в ручном и автоматическом режимах.

Характеристики кузова:

  • длина – 2600 мм;
  • ширина – 2300 мм;
  • высота – 635 мм;
  • объем кузова без надставных бортов (с надставными бортами) – 3,8 (5,1) куб.м;
  • угол подъема кузова – 5,1 куб.м;
  • время подъема загруженного кузова – 15 сек;
  • время опускания пустого кузова – 20 сек;
  • вместимость – 16 чел.

В зависимости от модификации грузоподъемность ЗИЛ 4502 составляет от 5000 до 6000 кг. В снаряженном состоянии машина весит 4750-4825 кг. Полная масса ЗИЛ 45021/ЗИЛ 45022 – 9975/10300 кг. При максимальный загрузке автомобиль может разгоняться до 90 км/час.

Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502: технические характеристики

Длина автомобиля составляет 5490 миллиметров. При поднятом кузове – увеличивается до 6265 миллиметров. Длина колесной базы составляет 3300 миллиметров. Ширина автомобиля – 2500 миллиметров. Высота – 2540 миллиметров. При поднятом кузове по самой высокой точке это значение равняется 4100 миллиметров. Основные размеры можно посмотреть на фотографии ниже. Это даст возможность лучше понять их.

Грузоподъемность автомобиля составляет от 5000 до 5250 килограмм, в зависимости от модификации. Вес самосвала в снаряженном состоянии – от 4750 до 4825 килограмм. Полная масса самосвала в версии ЗИЛ-ММЗ-45021 составляет 9975 килограмм, для версии ЗИЛ-ММЗ-45022 – 10300 килограмм.

Автомобиль способен на ровной дороге развивать скорость девяносто километров в час при полностью загруженном кузове.

На данный автомобиль устанавливается двигатель ЗИЛ-508.10, изготовленный из чугуна. Его расположение переднее продольное. Он характеризуется V-образным расположением цилиндров. А их всего восемь. Двигатель бензиновый объемом шесть тысяч сантиметров кубических. Его мощность составляет 150 лошадиных сил при оборотах 3,2 тысячи. Топливо подается по средствам карбюратора. Охлаждение жидкостное.

Колесная формула самосвала 4х2. Задний привод. Коробка передач механическая.

Тормозная система барабанного типа и на передних, и на задних колесах. Подвеска зависимая. Спереди установлена балка, сзади – рессоры.

Для облегчения управления установлен гидроусилитель руля.

Колесные диски изготовлены из стали.

Конструкция кабины рамная. Она имеет две двери. Руль расположен с левой стороны.

Сферы использования и особенности конструкции самосвалов «МАЗ-5516»

Итак, на первом месте по популярности применения самосвалов данной марки стоит строительная сфера. На возведении зданий, дорог, мостов и прочих объектов самосвалы «МАЗ-5516» осуществляют перевозку разнообразных нерудных сыпучих строительных материалов: щебня и гравия, песка и камня, горячего асфальта и асфальтовой крошки, гравийно-песчаной смеси и т.п., по дорогам как общего, так и не общего пользования.

В сельском хозяйстве самосвал подходит для транспортировки урожая, грунта, компоста, разнообразных удобрений. Выпускалась даже специальная модификация, предназначенная для перевозки зерна – «МАЗ-551608-236». Отличие этого зерновоза от базовой модели – грузовая платформа увеличенного объёма, с двусторонней боковой разгрузкой.

В сфере лесного хозяйства предусмотрена комплектация автомобиля для перевозки лесоматериалов в сортиментах длиной от двух до шести метров, укладываемых на специальной площадке, установленной на шасси автомобиля. А «МАЗ-5516» с грузовой платформой увеличенного объёма хорошо подходит для перевозки щепы и т.п. легковесных объёмных грузов и материалов.

В конструкции самосвала использована рессорно-балансирная подвеска и усиленная двойная рама (лонжерон в лонжероне). Металлический кузов самосвала «МАЗ-5516» опрокидывается при помощи гидравлического механизма. При этом кузов выпускается как снабжённый задним открывающимся бортом, так и без него, – ковшового типа.

Особенности

ЗИЛ-45065 пользуется большой популярностью в сельских хозяйствах, где зачастую выполняет транспортировку зерновых грузов. Это обусловлено тем, что стандартная грузовая платформа изначально имеет полезный объем в 6 кубометров, однако если установить надставные борта, то он возрастает до 12.5 кубометров. В строительстве этот показатель мало что значит, так как все упирается в первую очередь в грузоподъемность самого грузовика, которая составляет 5300 килограмм. Кроме этого автомобиль может разгружаться в трех направлениях, что присутствует во всех зерновозах.

Казалось бы, сейчас полно современных иностранных аналогов, которые в значительной степени превосходят отечественный грузовик по многим параметрам. Однако повышенный спрос на данную модель объясняется также и такими качествами, как дешевизна, надежность, выносливость, ну и доступность запасных частей. Кроме этого благодаря простой конструкции водитель может самостоятельно произвести какие-либо ремонтные работы, причем даже довольно серьезные. Все это и становится ключевыми факторами при выборе техники для сельскохозяйственных и нужд.

Но одним сельским хозяйством применение данной модели все же не ограничивается. Технику нередко можно встретить при работе в различных сферах, включая строительство каких-либо объектов и вывоз различных материалов.

В качестве силового агрегата для ЗИЛ-45065 был выбран бензиновый восьмицилиндровый двигатель марки ЗИЛ-508.10 с V-образной компоновкой цилиндров. Этот мотор отлично зарекомендовал себя и на многих других грузовиках. Он обладает высокой надежностью, ремонтопригодностью, а также неприхотлив к качеству заливаемого топлива и условиям эксплуатации. Однако с целью повышения экономичности многие владельцы зачастую устанавливают газобаллонное оборудование. Кроме этого можно нередко встретить грузовик с дизельным двигателем марки Д-245. Такой вариант при наличии четырех цилиндров и турбокомпрессора способен развить максимальную мощность на выходе в 100 лошадиных сил. Устанавливают его самостоятельно.

Трансмиссия «МАЗ-5516»

Тип трансмиссии, устанавливаемый на «МАЗ-5516», зависит от двигателя. С 330-сильными моторами ЯМЗ работает коробка переключения передач «ЯМЗ-2381» С 400-сильными дизелями в связке функционирует коробка «ЯМЗ-2391». Это 5-ступенчатые коробки передач, имеющие двойную главную передачу с планетарными редукторами (передаточное число – 7,24). Подобная схема фактически даёт 10 передач.

В версиях с импортными силовыми агрегатами использованы 9-ступенчатые механические коробки переключения передач «ZF 9S-109» и «JS-135/TА», отличающиеся большей эффективностью, но и гораздо более высокой стоимостью.

«МАЗ-5516» зерновоз с прицепом.

На самосвалах «МАЗ-5516» установлено сцепление ярославского производства, марки «ЯМЗ-184-15». Это сцепление сухого фрикционного типа, однодисковое, с диафрагменной вытяжной пружиной, фрикционными накладками на безасбестовой основе. Установка сцепления производится по стандартам ISO (SAE-1). Ведомый диск сцепления – с демпфером пружинно-фрикционного типа, с упругим креплением одной из фрикционных накладок.

Трансмиссия ЗИЛ 4520

В связке с двигателем работает 9-ти ступенчатая коробкой передач. Механическая, трёхходовая, с планетарным редуктором-демультипликатором. Синхронизаторы – на всех передачах, кроме первой. Передаточные числа коробки передач: 1й – 11,4; 2й – 8,26; 3й – 6,10; 4й – 4,52; 5й – 3,33; 6й – 2,48; 7й – 1,83; 8й – 1,355; 9й – 1,00; заднего хода – 8,00.

Сцепление – фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийным расположением нажимных пружин. Привод механизма выключения сцепления – гидравлический, с пневмогидравлическим усилителем.

Ведущие мосты ЗИЛ 4520 – одноступенчатые, гипоидные, с проходным промежуточным мостом и межосевым дифференциалом. Передаточное число составляет 5,29 (возможно также 6,33). Межколёсные и межосевой дифференциалы – шестерёнчатые, конические, с четырьмя сателлитами. Блокировка межосевого дифференциала – с пневматическим приводом. Карданная передача – 2 карданных привода среднего и 1 заднего мостов. Шлицевые соединения в приводах среднего и заднего мостов. Промежуточная опора в приводе среднего моста. 5 шарниров на игольчатых подшипниках.

Устройство автосамосвалов

Автомобиль-самосвал состоит из шасси грузового автомобиля с кабиной и самосвальной установки.

Самосвальная установка включает (рис. 7 и рис. 8): грузовой кузов, надрамник и гидравлический подъемный механизм (гидравлическое опрокидывающее устройство).

Кузов предназначен для размещения груза, а форма и размеры кузова соответствуют специфике груза. При конструировании кузова  учитывается фактор максимальной универсальности для перевозки различных грузов. Кузова могут оснащаться съемными уплотнителями бортов для исключения потерь груза при его перевозке, тентом для укрытия грузов от выдувания, съемными надставными бортами для лучшего использования грузоподъемности шасси.

Рисунок 7 – Грузовой кузов (а) и надрамник (б) самосвалов КамАЗ: 1 – боковина; 2 – козырек; 3, 6 – борта; 4, 7, 14, 15 – усилители; 5 – стойка; 8 – основание; 9, 11 – опоры; 10, 13, 16, 19 – поперечины; 12 – лонжерон; 17 – кронштейн; 18 – рама

Рисунок 8 – Кузов самосвала: 1 – продольная балка; 2 – упорная штанга; 3 – ось опрокидывания; 4 – цапфа; 5 – запорный крюк; 6 – ось подвески заднего борта; 7 – тяга

Кузов является наиболее трудоемкой, металлоемкой и быстро изнашиваемой частью самосвальной установки. Он может быть без открывающихся бортов и с открывающимися (откидывающимися) бортами.

Кузова с открывающимися бортами имеют ручные или дистанционно управляемые запоры. Для механической фиксации кузова в поднятом положении он может оснащаться упором.

Надрамник представляет собой сварную конструкцию и предназначен для установки на шасси автомобиля кузова и других узлов самосвальной установки (гидроцилиндра, оси опрокидывания и др.). Он состоит из двух продольных лонжеронов швеллерного сечения, закрепляемых на раме автомобиля, и поперечных балок.

На различных автомобилях-самосвалах надрамники аналогичны и отличаются лишь по типу профилей лонжеронов и поперечных балок, их размером и расположению отдельных элементов.

Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании.

На автомобилях-самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля через коробку передач. Эти механизмы компактны, надежны, безопасны в работе, обладают плавностью и быстротой действия, имеют большой срок службы.

Устройство грузовика

Под обозначением 4502 производились заднеприводные автомобили с колёсной формулой 4х2. Они оснащались металлическими кабиной на рамной конструкции и кузовом с гидравлическим опрокидывающим устройством.

Под капот устанавливали карбюраторный двигатель ЗИЛ-508.10. Тормозная система представлена тормозами барабанного типа на всех колёсах. Руль оснащён гидроусилителем. Подвеска зависимая, спереди — балка, сзади – рессорная.

Технические характеристики ЗИЛ ММЗ 4502 сделали его универсальным автомобилем для транспортировки разнообразных грузов в городской и загородной среде. Сегодня его до сих пор можно встретить на загородных стройках, в аграрных хозяйствах, у частных предпринимателей. Модель давно устарела, но низкая цена по-прежнему привлекает покупателей, особенно тех, кто интересуется советским автопромом и готов мириться с частым ремонтом и низким уровнем комфорта.

Кабина самосвала «МАЗ-5516»

Во внешнем облике кабины явно просматривается типичный МАЗовский стиль: она прямоугольная, со слегка сглаженными углами. Массивный бампер спереди выполняет функцию пассивной защиты. С самого начала и до сих пор, самосвалы «МАЗ-5516» выпускаются с двумя вариантами кабин – обычной и удлинённой (с возможностью обустройства спального места). Уровень комфорта в кабине даже «МАЗ-5516» 2000-х годов выпуска можно назвать минимальным.

Хотя, с другой стороны, кресло водителя здесь – подрессоренное, с возможностью регулировки (также, как и рулевая колонка); отопитель – замечательный, и шумовиброизоляция достойная. Для снижения вибронагруженности рабочего места и улучшения плавности хода кабина в четырёх точках подрессорена пружинами с амортизаторами. А сама эта машина, как известно, – это тяжёлый самосвал, предназначенный для тяжёлой каждодневной работы на стройках, а не для праздного катания.

Пневматические амортизаторы под сиденьем водителя помогают чувствовать себя комфортно и уверенно за рулём даже при движении по сложному рельефу местности. Кресло имеет механизмы вертикального и горизонтального регулирования, механизм регулировки угла наклона спинки сиденья. Установка подголовника и подлокотников тоже возможна, осуществляется по допзаказу покупателя.

Полки в удлинённой кабине расположены за спинками кресел; они легко отделяются от рабочей зоны занавесями или самостоятельно установленными перегородками. На тоннеле кабины установлен вещевой ящик с крышкой, служащий одновременно столиком.

Высокая посадка обеспечивает водителю отличный обзор, который дополняют разноуровневые боковые зеркала заднего вида. Ремни безопасности имеют три точки фиксации, обеспечивая плотное и надежное удержание водителя и пассажиров при возникновении аварийных ситуаций.

Но всё это, в основном, – о кабинах современных «МАЗ-5516». В середине 90-х здесь ещё господствовал советский прагматизм, практичность и небрежное отношение к обеспечению комфорта водителя на его рабочем месте, и данный средств облегчения условий труда не было предусмотрено.

А вот кондиционеры в кабины самосвалов «МАЗ-5516» на заводе до сих пор не устанавливают. Данная опция только в магистральных тягачах предусмотрена. Хотя, учитывая специфику работы «МАЗ-5516»: по пыльным стройкам и карьерам, в летнюю жару, с закрытыми стёклами, кондиционер вовсе бы не был лишним в оснащении кабины.

Двери кабины – двухпанельные, штампованные из листовой стали, сваренные и завальцованные по периметру. В средней части внутренней панели двери имеются люки для монтажа и демонтажа стекол, стеклоподъёмника, замка двери и привода замка. Двери снабжены замками роторного типа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: