Как выбрать велосипедное сиденье

Гендерная специфика при выборе велоседла

Мужчины и женщины имеют разные анатомии, что, конечно, необходимо учитывать при выборе седла.

Требования женщин-велосипедисток, у которых более широкие бёдра и совсем другая анатомия таза, очень отличаются от мужчин. На рынке сейчас множество моделей с вырезом, преподносимые как специфически женские, но в действительности это лишь чуть доработанные мужские дизайны. Травмы и воспаления лабиальных тканей являются достаточно распространенной проблемой для женщин в седле. Дизайн седла с вырезом посередине разрешает проблему давления на внутренние половые губы, но переносит его вместо этого на внешние половые губы. При этом могут быть серьёзные воспаления и отёки, что делает эту область более восприимчивой к дальнейшим повреждениям, а попытки принятия необычных положений в седле для облегчения дискомфорта, могут привести к вторичным повреждениям спины или колен.

Болезненные ощущения, конечно, неприятны для мужчин, но их, скорее всего, беспокоит другая проблема — эректильная дисфункция. Сжатие срамного нерва может вызвать ощущение онемения полового члена. Эти ощущения должны немедленно проходить, когда вы меняете посадку, встаёте из седла или заканчиваете езду. Если онемение продолжается, то отнестись к этому стоит со всей серьёзностью, поскольку это может быть симптомом развития эректильной дисфункции. Чрезмерное давление может также повредить уретру и привести к инфекциям в ней. Это характеризуется жжением при мочеиспускании после езды или, в редких случаях, крови в моче. При наличии какого-либо из этих симптомов, немедленно обратитесь к лечащему врачу за медицинскими рекомендациями. Сёдла с вырезом посередине могут помочь облегчить оба эти случая.

Цена городского велосипеда

Сейчас на рынке предоставлен огромнейший ассортимент ситибайков и каждый сможет себе найти любой байк по душе и по карману. Конкретную цену для каждого велосипеда я писать не буду, а лишь опишу средние цены для каждой категории. Итак, купить городской велосипед можно за:

  • 100-250$. Чаще всего это китайские ашаны, которые постоянно ломаются. Так что вас ждет регулярный ремонт и постоянный головняк. Из брендов это: Ardis, Atant и т.п. Также в эту ценовую категорию можно отнести российские велосипеды Stels, но качество у них будет намного лучше Китая.
  • 250-400$. Довольно не плохие малобюджетные ситибайки. Идеально подойдут для непродолжительных поездок (1-2 часа в день) и прослужат довольно долго. За эти деньги лучше всего отдать предпочтение таким брендам как: Comanch, Rock Machine,
  • 400-700$. За эти деньги можно приобрести отличную модель, на которой вы сможете совершать ежедневные длительные прогулки. Такой велосипед вряд ли скоро сломается и не подведет вас в дороге. В этом ценовом диапазоне лидируют бренды: Kellys, Author, KTM, Felt и др. Эта категория, как по мне, для обычных прогулок – максимум, что можно купить обычному пользователю. Хорошее соотношение цены и качества.
  • 700-1500$. Это конечно, еще не самые дорогие байки, но это уже однозначно модели высокобюджетного класса – самые лучшие городские велосипеды, которые требуют минимального технического обслуживания и практически не убиваемые. В данной ценовой категории стоит отдать предпочтение фирмам: Giant, Cube, Specialized, Trek, Orbea, Schwinn и др.

Факторы, влияющие на правильную посадку

Правильная посадка на горном велосипеде (а также на городском, шоссейном или детском), зависит от следующих параметров:

  • Высота сиденья;
  • Положение седла;
  • Расположение руля;

Давайте детально изучим особенности настройки каждого фактора.

Как вычислить правильную высоту сиденья

Существует сразу несколько способов выявить корректную высоту седла, от которой зависит правильное положение на велосипеде для ребенка и взрослого.

«Пяточный метод»

  • Установите педаль плоской и широкой частью параллельно полу, поставьте на нее пятку;
  • Седло поднимите настолько, чтобы нога была полностью прямая;
  • При этом таз расположен ровно, не перевешиваясь в сторону рассматриваемой ноги;

Это самый простой ответ на вопрос «какая правильная посадка ребенка на велосипеде». К сожалению, метод не идеальный, так как не учитывает индивидуальных аспектов организма и физиологических особенностей строения тела. Однако, для большинства начинающих ездоков вполне сносный.

«109%»

  • Встаньте лицом к стене, ноги и позвоночник держите максимально ровно;
  • Зажмите между ног книгу, корешком кверху, при этом книга должна сильно упираться вам в пах (по аналогии с седлом, на которое ездок давит всем своим весом);
  • Коснитесь корешком книги стены и отметьте эту точку;
  • Измерьте расстояние от точки до пола;
  • Это и есть оптимальная высота седла для рассматриваемого человека. Ее отмеряют от нижней точки оси педали до сиденья, и она равна примерно 109% расстояния от паха до пола. Проверьте!

Существует множество техник расчета правильной посадки на шоссейном велосипеде, схем, формул и таблиц. Есть даже специальный прибор – гониометр, измеряющий угол колена в нижней части оборота педали (оптимальный угол 25-35%). Однако, на практике многие тренера сегодня пользуются «книжным» методом вычисления, описанным выше.

«Универсальный»

Это самый простой, «дворовый» способ вычисления правильной высоты седла велосипеда.

  • Сядьте на велик и прислонитесь к стенке или любому столбу;
  • Поставьте пятку на педаль и установите последнюю в самую нижнюю точку хода;
  • Нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
  • Чаще всего такой высоты вполне достаточно для размеренного катания в городе. Если планируете поездку на дальнее расстояние, целесообразнее будет седло слегка опустить.

«Обратится в специализированную студию настройки посадки»

Безусловно, перечисленные методы довольно эффективны, но для более точных и индивидуальных настроек лучше обратиться к профильным специалистам, например в студию настройки посадки . Это позволит избежать ошибок самостоятельной настройки посадки.

Посадка в зависимости от положения седла

Итак, как вычислить правильную высоту сиденья мы знаем, теперь поговорим про его положение.

Чаще всего этот параметр рассматривается индивидуально. Самое главное, еще на стадии покупки, убедитесь в том, что седло подходит вашей, извините, «попе». Существуют и узкие сиденья, и широкие, и жесткие, и мягкие. Ассортимент и разнообразие сегодня порадуют любого покупателя. Прямо в магазине попробуйте посидеть на всех видах седел, так вы выявите наиболее комфортное.

Теперь, собственно, про положение. Изначально сиденье всегда устанавливают строго горизонтально земле. В процессе езды можно подстраивать его, под свои максимально комфортные ощущения.

Имейте ввиду, если вас интересует, как правильно сидеть именно на горном велосипеде (местность с большим числом подъемов), нос сиденья слегка опускают. Если вы чаще катаетесь на территории с большим числом спусков, седло чуть-чуть приподнимают. Для езды в городских условиях, где превалирует ровная поверхность, седло можно ставить горизонтально.

Правильная посадка в зависимости от положения руля

Геометрия руля оказывает большое воздействие на распределение веса при катании. Для правильной посадки на городском велосипеде высота руля играет немалое значение, и устанавливается она, как и в случае с положением седла, индивидуально.

Если поднять руль высоко, вы будете меньше нагружать руки, но при этом потеряете в ловкости при управлении. Такой вариант не подходит для горного велосипеда, зато идеален для езды в городе или на шоссе; Если опустить руль низко, руки устанут сильнее, зато управление будет максимально острым. Этот вариант предпочтителен для горных или трюковых велосипедов

Обратите внимание на правильную посадку рук на руле: локти слегка согнуты (до 140°) и разведены в стороны. Запястья не выкручены, не смотрят ни назад, ни вниз, ни вперед

Регулировка высоты седла

Чтобы отрегулировать высоту седла необходимо ослабить крепление подседельного штыря и выдвинуть его из подседельной трубы или вставить в неё глубже. Чтобы подседельный штырь двигался, возможно седло надо будет покрутить из стороны в сторону. Если штырь двигается туго, то надо его вынуть и почистить, а потом подседельную трубу внутри смазать консистентной смазкой. Прикипание подседельного штыря является распространенной проблемой, чтобы узнать больше прочитайте Прикипание подседельников (на англ. языке).

Как правило на подседельном штыре есть метка — «minimum insertion», которая обозначает, что выше неё поднимать штырь нельзя для безопасности (примерно 5 см от конца). Когда метки нет, или неизвестна длина штыря, то чтобы проверить надо на всю длину выдвинуть подседельный штырь.

Если, чтобы установить седло на необходимую высоту приходится поднять штырь выше отметки, то надо купить более длинный штырь. При покупке, возьмите с собой в магазин старый штырь, чтобы сравнить его диаметр, так как штыри бывают близкого диаметра, который не отличишь на глаз.

Бывает, что подседельный болт проворачивается с трудом — разберите полностью этот узел и все резьбы смажьте консистентной смазкой, затем соберите снова. После этого крепление можно затягивать туже, не повредив резьбу.

Угол установки седла

Угол седла должен быть установлен очень близко к горизонтали. Отдельные мужчины предпочитают переднюю часть седла устанавливать немного выше задней, а женщины, наоборот. Следует избегать больших углов наклона седла. Если седло слишком «задрано» вверх, то скорей всего это увеличит давление седла на мягкие ткани и возникнут различные проблемы.

Когда передняя часть седла сильно наклонена вниз, ездок сползает на узкую часть седла. Женщины, использующие мужские седла, обычно перед седла опускают вниз. Это немного уменьшает дискомфорт от самого седла, но возникают новые проблемы. При наклоне седла вниз происходит сползание ездока вперед, при этом возникает дополнительная нагрузка на руки. Неправильный угол седла создает проблемы с запястьями, шеей и плечами из-за дополнительной нагрузки на руки.

Смещение седла вперед-назад

Очень часто у седел есть регулировка смещения вперед-назад. Эта настройка нужна чтобы точно установить седло по горизонтали относительно каретки для оптимального угла педалирования — когда шатуны находятся в горизонтальном положении, коленная чашечка должна находиться прямо над осью педали. Эту регулировку не следует использовать, чтобы настроить расстояния до руля — тут необходимо подобрать длину выноса или приобрести раму с другим размером горизонтальной трубы.

Как определить высоту установки седла

Высота установки седла должна обеспечить слегка согнутую ногу в колене (примерно 25°) при положении педали в нижней точке и немного наклонённое вниз или горизонтальное положение бедра ноги, когда педаль находится в верхней точке.

Установка седла по горизонтали

Седло по горизонтали необходимо установить так, чтобы при положении шатуна в горизонтальном положении, вертикаль проведенная от маленького выступа на берцовой кости под коленной чашечкой проходила через сустав на большом пальце ноги, а он в свою очередь должен находиться прямо над осью педали. Не надо стремиться точно выдерживать этот размер, допустим разброс на 20-30 мм в обе стороны. У людей с очень длинными ногами коленный сустав может находится намного дальше впереди оси педали.

Шелдон Браун

Еще почитать на эту тему:

Комфортное седло для велосипеда. Каждый велосипедист желает иметь на своем велосипеде комфортное седло. Но, какое оно – комфортное седло для велосипеда…

Выбор седла – кожа или пластик. На начало 70-х годов пришлось нашествие седел из пластика. В нынешние времена только на немногие туристические велосипеды высокого уровня устанавливают кожаные седла. Значит ли это, что седла из кожи устарели? Думаю, что нет. Они не могли устареть…

Хорошее кожаное седло. При изготовлении кожаных седел лучшими из них являются те, которые изготовлены по наиболее походящей для этого процесса технологии, которая по большому счету существенно не изменилась за последние сто лет – это технология формованного натянутого кожаного седла…

Классические кожаные седла Брукс. В самом начале, когда я начал совершать свои туристические поездки на велосипеде, на моем велосипеде стояло самое новое анатомическое гелевое седло, и я его считал верхом совершенства…

Материал

Раньше все седушки изготавливались из натуральной кожи. Ее основное достоинство – материал адаптируется под естественные анатомические формы таза. Но этот факт является и недостатком кожаного седла.

Чтобы сиденье адаптировалось, потребуется некоторое время. После покупки у владельцев может возникать некоторый дискомфорт. Но когда кожа разносится и подстроится под формы таза, вы сможете наслаждаться исключительным удобством.

Пластиковые седла довольно распространены на рынке. Они входят в стоковую комплектацию большинства велосипедов. Причина популярности – низкая цена и простота изготовления. Но по удобству пластиковые модели сильно проигрывают кожаным.

Сбалансированное решение – заменители кожи. Они обеспечивают довольно комфортное размещение и привлекательную стоимость сиденья. Поэтому многие велосипедисты отдают предпочтение им.

Узкое или широкое седло – какое лучше?

Узкие седла разработаны для профессионального использования. Они подойдут для шоссейных велосипедов и позволяют развивать высокую скорость. Но неужели подобные седла удобны в применении?

Велогонщик не сидит во время поездки. Он практически едет стоя, оказывая максимальное давление на педали. Узкая седушка не будет мешать ему во время соревнований и тренировок.

Городские велосипеды и круизеры предполагают сидячую поездку. Поэтому на них устанавливаются широкие седла. Они обеспечивают комфортное размещение и снижают нагрузку на различные группы мышц.

Минус широкого седла – оно замедляет вращение педалей. Поэтому приобретайте его только для прогулочного или городского велосипеда. Для горного, туристического или шоссейного велика лучше подобрать более узкое сиденье.

Нюансы посадки в зависимости от модели байка

Стоит прежде всего разобраться, как правильно сидеть на велосипеде. От этого зависит, насколько быстро человек будет уставать и сможет ли развить желаемую скорость. Придерживаться нужно следующих рекомендаций:

Руки нужно положить на манетки

Крайне важно, чтобы пальцы легко доставали до переключателей скоростей. Угол наклона между туловищем и руками должен составлять около 90 градусов.
Если выбрано правильное положение, никакого дискомфорта в районе таза не наблюдается

Отмечено, что лучше подстраивается под анатомические особенности велосипедиста кожаное седло.
Недопустимо, чтобы локти и колени соприкасались, иначе на теле неизбежно появятся синяки.

Осанка во время передвижения должна быть правильной. Садиться на велосипед и ездить на нем нужно с учетом следующих рекомендаций:

  1. Спина может быть немного изогнутой. Если изгиб будет чрезмерным, мышцы окажутся перенапряжены.
  2. Локти нужно немного сгибать и зафиксировать в таком положении.
  3. Плечи следует незначительно наклонить вперед. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

Рекомендации считаются обобщенными. На обычном, горном, шоссейном велосипеде правильная посадка будет несколько отличаться.

Дорожный

Байк данной разновидности предназначен для спокойной езды по грунту, асфальту и лесным дорожкам. Транспорт не рекомендован для преодоления крутых подъемов, езды по холмам и ямам. Посадка на велосипеде должна выглядеть следующим образом:

  • прямая спина;
  • высоко расположенные руки;
  • изогнутые до 90 градусов ноги.

Горный

Комфортная посадка на горном велосипеде напрямую влияет на безопасность передвижения. Седло в данном случае располагается горизонтально. Если оно будет установлено неверно, обязательно начнут болеть руки и мышцы живота, езда станет некомфортной. Вес человека должен распределяться равномерно на двух колесах, только при таком расположении удастся с легкостью преодолеть всевозможные препятствия. Положение тела при этом напрямую зависит от выполняемых маневров. Например, на спусках спина немного отклоняется назад, а на подъемах — вперед.

Наклонив тело под углом около 45 градусов, намного легче ехать против ветра. При преодолении неровных участков трассы с впадинами, буграми, рекомендуется не сидеть на седле, а немного отделиться от него. Таким образом удастся избежать повреждений байка и получения травм. Плечи при езде нужно отводить немного назад, руки согнуть в локтях. Шею необходимо чуть согнуть, спину выгнуть.

Шоссейный

У шоссейного байка особая конструкция. Руль у него по форме напоминает бараньи рога и размещен достаточно низко. На шоссейном велосипеде правильная посадка выглядит следующим образом: ноги остаются прямыми, а тело немного смещается вперед. В таком положении человек может быстро передвигаться по трассе, не перенапрягая во время езды мышцы. Отмечается увеличенное аэродинамическое сопротивление.

На шоссейном велосипеде настройка посадки осуществляется таким образом, чтобы человек принял следующее положение:

  1. Нога немного сгибается.
  2. Корпус также сгибается, но совсем чуть-чуть. Велосипедист с легкостью смотрит вдаль. Если такого результата достичь не удастся, руль немного приподнимается, а постановочные кольца перемещаются под вынос.
  3. Руки сгибаются.
  4. Когда педали прокручиваются назад, колени не касаются локтей.

Шоссейный велосипед во многом схож с разделочным. Правда, у второго вида есть ряд конструктивных особенностей. На разделочном велосипеде посадка отличается меньшим наклоном, человек располагается к вертикальной оси немного ближе.

Выбираем седло

Если регулировки не помогли, то потребуется купить другое велоседло. Следует отметить, что его покупка – это весьма серьезная проблема для некоторых велосипедистов.

Дело в том, что какого-то универсального седла для любого не существует, поэтому придется примеряться под отдельное.

Но есть ряд моментов, на которые следует обратить внимание перед покупкой. В первую очередь следует обратиться с тем, какое количество Вы будете проводить в седле и с какой интенсивностью кататься или тренироваться

Для небольших и неспешных прогулок лучше всего купить широкое седло. Чаще всего такие и снабжены дополнительными пружинами, которые будут гасить вибрации при езде по неровной поверхности.

Весь вес распределяется между двумя седалищными костями. Если измерить расстояние между ними, то можно будет с легкостью выбрать подходящее по ширине сиденье. В описании к товару эта информация обязательно указывается.

Следующий момент, на который следует обратить внимание – это жесткость. Если не углубляться в анатомию, то можно сказать, что мягкое седло – это не совсем полезно

Дело в том, что вышеупомянутые тазовые кости будут проваливаться в мягкий материал и во время длительной поездки будут затекать.

Особенно это вредно для мужского здоровья. С другой стороны садиться на деревянное седло тоже не совсем удобно. Поэтому лучшим вариантом будет жесткое спортивное седло.

Носик седла, как и сама площадка для седалищных костей, не должна быть короткой. Дело в том, что во время езды придется нередко вставать и вообще немного двигать свою пятую точку. Именно поэтому, у седла должен быть достаточный запас по длине.

Как отрегулировать положение вело-седла

У большинства моделей современных велосипедов имеется возможность отрегулировать седло по трем основным параметрам:

  1. Высоте. Для этого необходимо выдвинуть или, наоборот задвинуть поглубже подседельный штырь из рамной трубы.
  2. Наклону. Отрегулировать позволяет крепежный зажим, соединяющий седло с подседельным штырем.
  3. Направлению вперед-назад. Тут регулировка происходит за счет выбранного движения рамки в зажиме.

Установка седла правильным образом обеспечивает правильное педалирование и равномерное распределение нагрузок в человеческом теле. А вот неправильная установка (чаще всего слишком низкая) ведет к увеличению нагрузки на колени и быстрой утомляемости велосипедиста. Завышенный же передний наклон сидения делает непомерно высокой нагрузку на плечи, руки и спину.

Специалисты считают, что грамотной является горизонтальная установка седла с очень небольшим наклоном назад или вперед — кому из велолюбителей как комфортнее.

Пружины

Пружины будут полезны только для круизеров и городских байков. Они должны иметь оптимальную жесткость. Если пружины будут слишком мягкими, сиденье начнет постоянно раскачиваться во время поездок.

На горных, шоссейных и туристических велосипедах эти элементы не нужны. Велосипедист во время поездки наклоняется к рулю и перемещает на него около 40 процентов веса тела. Пружины же снизят эффективность педалирования, при их наличии невозможно развивать высокую скорость.

Вывод: если руль поставлен высоко, то жесткие пружины будут полезны. Они выступают в качестве амортизаторов и поглощают механические нагрузки. Если руль расположен на уровне седла или ниже него, то от данных элементов лучше отказаться.

Подседельный хомут

рис. 5 Далее нужно отрегулировать положение седла по отношению к положению руля велосипеда. Постепенно перемещая седло к рулю или от него, вы сможете выбрать оптимальный вариант.

Осталось определиться с углом наклона седла. Этот параметр определяется индивидуально, однако оптимальным положением седла является горизонтальное. Низко опущенный носик седла будет способствовать соскальзыванию, а слишком высоко поднятый будет оказывать чрезмерное давление на таз.

Если в процессе установки и регулировки положения седла у вас возникли сложности, рекомендуем ознакомиться с видео-инструкцией:

Оптимальная высота

Она зависит от человека и типа велосипеда. Например, на шоссейных моделях высота руля должна быть чуть ниже уровня сидения. За счет этого снижается сопротивление воздуха, а спортсмен быстрее набирает максимальную скорость и дольше удерживает ее. При этом корпус велосипедиста располагается практически горизонтально.

На горных агрегатах, которые являются наиболее популярным и универсальным видом велосипедов, седло и руль должны располагаться на одинаковом уровне. При этом корпус человека должен быть наклонен на 45-50, а руки слегка согнуты в локтях. Такая позиция является менее травмоопасной и позволяет максимально комфортно преодолевать неровности дорожного полотна.

На городских велосипедах, предназначенных для спокойной прогулочной езды по городским паркам, руль должен быть немного выше уровня седла. Но нельзя допускать чрезмерно высокого расположения, чтобы велосипедист не сидел вертикально. При такой посадке серьезной нагрузке подвергается промежность, а это нередко оборачивается половой дисфункцией или геморроем.

В одной из наших статей мы подробно рассказывали о профилактике геморроя при езде на велосипеде.

Решив, нужно ли отрегулировать руль на велосипеде в вашем случае, можно приступать к работе. Но перед этим стоит определить, какой тип руля установлен на вашем «железном коне».

Регулировка резьбового руля

Он отличается наличием фиксирующей гайки в месте соединения выноса руля с рамой. Также на выносе сверху имеется шестигранный стопорный болт. Для регулировки вам потребуется шестигранный и гаечный ключ.

Верхний болт достаточно просто ослабить – выкручивать его полностью не нужно. Затем необходимо раскрутить резьбовое соединение, представленное гайкой у основания выноса.

После этого руль можно поднимать. Если велосипед уже использовался и не один год, возможно руль прикипел. Поэтому стоит его пошевелить. Старайтесь сильно не дергать вылет, поскольку вы рискуете повредить шланги и провода, идущие от руля. Лучше заранее подвести велосипед к столу или другой возвышенности, чтобы после демонтажа сразу положить руль на нее.

Затем стоит помыть вынос и смазать его противозадирной смазкой. Наносить ее следует на 2 см ниже выноса. Это предотвратит застревание трубы в раме при установке. Выбрав оптимальную для вас высоту, можете устанавливать его в обратном порядке. Сначала затягивайте фиксирующую гайку у основания рамы, а затем стопорный шестигранный болт.

Регулировка безрезьбового руля

Чтобы настроить руль на велосипеде с безрезьбовым типом крепления, необходимо сначала ослабить центральный шестигранный болт. Затем извлечь 2 болта, идущих перпендикулярно раме велосипеда, и располагающихся на руле со стороны велосипедиста. Это позволит вам снять руль с выноса.

Следующим шагом будет определение оптимальной высоты руля и его установка. Зафиксировать руль в нужном положении вам помогут проставочные кольца. Чтобы уменьшить высоту, их необходимо убрать, а чтобы увеличить – добавить. Если у вас нет нужного количества деталей, их всегда можно докупить в магазине. Лишние кольца можно надеть на вынос поверх руля и закрепить центральным болтом.

Надев руль, необходимо зафиксировать центральный болт. Не стоит его затягивать, иначе вы не сможете повернуть рулем. Также остерегайтесь повреждения хрупких деталей.

После этого можно приступать к затягиванию двух шестигранных болтов, фиксирующих руль на выносе. Но перед этим внимательно проверьте, чтобы руль стоял четко перпендикулярно колесу. Затянув болты, прокатитесь на велосипеде. Если вы чувствуете, что руль немного болтается, ослабьте боковые болты и немного подтяните центральный шестигранный болт. После этого зафиксируйте боковые крепления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: