Гидравлические или механические тормоза выбрать для велосипеда?

Виды тормозных колодок


Стандартные безасбестовые тормозные колодки Тормозные колодки, в зависимости от материала фрикционных накладок, подразделяются на следующие виды:

  • асбестовые;
  • безасбестовые;
  • органические.

Первые очень вредны для организма, поэтому чтобы поменять такие колодки, нужно соблюдать все меры безопасности.

В безасбестовых колодках роль армирующего компонента могут выполнять стальная вата, медная стружка и другие элементы. Стоимость и качество колодок будут зависеть от их составляющих элементов.

Наилучшими тормозными свойствами обладают колодки, сделанные на основе органических волокон, но и стоимость их будет высока.

Особенности конструкции

Ротор дисковых тормозов может быть размером: 140, 160, 180, 185, 200, 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем эффективнее работает тормоз. Но не каждый велосипед нужно ставить диск самого большого диаметра.

На горный велосипед, предназначенный для поездок по лесу, спусков с холмов (трейл) достаточно поставить роторы 160, 180 мм. На маунтинбайк, который будет использоваться для съездов с заросших склонов (фрирайд), нужно ставить диски 180, 185 мм. А для спусков с гор (даунхилл), нужно оборудовать велосипед дисками 200, 220 мм. Если есть желание поставить ротор наибольшего размера, то перед этим нужно поменять старое колесо, на другое с максимально крепкими спицами.

На механические дисковые тормоза можно поставить ручку от других типов тормозов: вибрейков, кантилеверных, клещевых.

В велосипедных суппортах применяются два типа, по виду абразивного материала, тормозных колодок.

  1. Металлизированные;
  2. Органические.

Металлизированные колодки имеют контактную поверхность, состоящую из сплава углерода и металлических опилок. Теплопроводный материал этих пластинок отводит тепло от места контакта, нагревая калипер, что особенно вредит работе гидравлических тормозных систем. Абразивный материал у металлизированных колодок твердый и, как следствие, очень долго стирается, он хорошо притирается даже к мокрым роторам.

У органических пластинок абразивная поверхность состоит из смеси резины и органических материалов на основе целлюлозы. Контактный материал у органических колодок не проводит тепло, поэтому у дисковых тормозов для велосипеда с такими колодками нагревается только ротор. Мягкий материал у органических колодок, особенно при перегреве, быстро стирается. Но зато мягкий абразивный материал не скрипит при трении об ротор и очень быстро прирабатывается.

Гидравлический калипер велосипедов представляет собой поршневой механизм, и имеет такую же конструкцию как у автомобильных или мотоциклетных суппортов, только меньшего размера, ведь он рассчитан на меньшие тормозные усилия. Конструктивно он состоит из литого корпуса, на одной основании которого закреплена неподвижная тормозная колодка, а с другой стороны вставлен подвижный поршень, или несколько поршней, с подвижной колодкой. Захват ротора происходит при перемещении колодки движимой поршнем, или поршнями, под давлением тормозной жидкости.

Механические дисковые тормоза собираются с калиперами, которые имеют иную конструкцию, чем гидравлические суппорта. По сути, механический калипер является кулачковым механизмом. Снаружи он имеет рычаг, в отличие от гидравлического суппорта, к этому рычажку фиксируется трос. В этом механизме движение от рычага на поршень передается через многозаходный винт, клин или кулачек. Очевидно, что движение рычага и колодок при этом происходит во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Что лучше механика или гидравлика?

Устройство гидравлической и механической систем по многим моментам похоже. Однако, сравнить по отдельным пунктам не помешает. Вот список основных характеристик:

  • Цена. Гидравлика дороже механической системы. В особенности, это касается топовых моделей велосипедов;
  • Масса, размеры. Механика более громоздкая, тяжеловесная и массивная;
  • Модуляция, мощность. Гидравлика в этом отношении на порядок лучше механики. Механические тормоза также функционируют неплохо, но они по своим характеристикам не слишком превосходят качественные ви-брейки. Гидравлика не требует никаких усилий при производстве торможения, не в пример механике;
  • Настройка. Конечно, гидравлическая система для велика сложнее, зато не требует постоянной подстройки. Это лучше и удобнее. Механику надо периодически подстраивать, поскольку тормозные колодки изнашиваются;
  • Ремонтопригодность велосипеда. В этом отношении, как говорится, все сложно. Чтобы отремонтировать механическую систему, нужны оригинальные комплектующие. Восстановление гидравлики велобайка требует определенных знаний. Кроме того, механика надежнее.

Как видите, гидравлическая система велосипеда по многим характеристикам превосходит «механику», но она более сложная и дорогостоящая. Что же касается механики, то она более простая, надежная, но по эксплуатационным свойствам ненамного лучше привычных ободных тормозов.

Возможные неполадки дисковых тормозных систем

Поломка дисковой тормозной системы происходит в случае выхода из строя отдельных ее элементов. Неисправными могут оказаться части суппорта, колодки, направляющие и прочие детали.

Основной проблемой суппортов всех типов является износ поршневых уплотнителей (манжеты) вследствие воздействия влаги и грязи, что приводит к выходу из строя самого поршня. Манжета может набухнуть либо растрескаться.

Испорченный уплотнитель приводит к неисправности в работе поршня (не возвращается на место при растормаживании), утечке тормозной жидкости, разгерметизации и завоздушиванию системы.

Признаки неисправных суппортов:

  • авто уводит в сторону в момент торможения;
  • для остановки требуется больше усилий;
  • педаль пульсирует или проваливается;
  • задние тормоза блокируются при резкой остановке;
  • тормоза клинит.

Колодки имеют свойство изнашиваться по объективным причинам, но иногда процесс происходит неравномерно. Такое возможно при закисании нижней направляющей. Колодка стирается только в верхней части. Также колодки может заклинить. Происходит это часто из-за коррозии. При этом показано удаление ржавчины, зачистка детали и добавление специальной смазки.

Закисание — характерная для плавающих суппортов неисправность, обусловленная тем, что направляющие теряют подвижность из-за прихода в негодность пыльников. Через отверстие на деталь попадает вода, грязь, что приводит к окислению. Подвижность ее нарушается либо прекращается, что провоцирует перекос и заклинивание устройства.

Закиснуть может и поршень тормозного цилиндра. Свидетельствовать о неисправности подобного рода может увеличившийся тормозной путь.

Неисправности, причиной которых стали испорченные уплотнители и пыльники, решаются разбором проблемной части, тщательной очисткой, смазкой и заменой испорченного комплектующего.

Завоздушивание. Признаком того, что в гидросистему попал воздух, служит вялое торможение. В таком случае следует провести диагностику, заменить испорченные детали, долить либо заменить тормозную жидкость, удалить воздух, прокачав тормоза.

Почему именно дисковые?

Ободные тормоза, или V-брэйки, годятся разве что для ситибайков (городских), которые попросту не предназначены для высоких скоростей и мгновенной отдачи. Они и не должны быстро тормозить. Их, как правило, ставят на все магазинные велосипеды, так как они дешевые и легкие в обращении.

Дисковые тормоза отличаются высокой эффективностью, хорошей отдачей и сложной конструкцией. Они, конечно, стоят дороже ободных. Устанавливать их или нет, нужно решать, исходя из стиля езды. Если добираться велосипедом на работу, в магазин, гонять по паркам, то сгодятся и обычные. А если стиль катания экстремальный: пересеченная местность, горы или лес, то здесь уже нужны дисковые тормоза на велосипед. Их тяжелее содержать и нужно отрегулировать перед первой поездкой.

Гидравлический тормоз на велосипед — устройство

Цель любого тормозного механизма одна – приостановить транспортное средство.

Основные составляющие:

  • гидролиния;
  • тормозной ротор;
  • калипер;
  • тормозной рычаг.

Принцип работы

Гонщик, надавливая на рукоять тормоза, нагнетает в гидролинии давление, которое вытесняет тормозную жидкость из ведущего цилиндра. Затем она попадает в рабочий цилиндр.

Под воздействием напора, поршни сводят тормозные колодки вместе, а их трение о вращающийся вал приводит к моментальному блокированию колес.

Достоинства и недостатки

Основные преимущества:

  • надежность системы при правильной настройке;
  • точность торможения;
  • высокая скорость реагирования механизма при нажатии ручки тормоза;
  • минимальный риск разрыва тросиков;
  • выносливость при перемещении;
  • возможность манипулировать тормозами с высокой точностью.

Недостатки:

  • высокая стоимость гидросистемы;
  • тонкости обслуживания;
  • вес;
  • уязвимость деталей;
  • возможность протечки;
  • невозможность установки стандартного багажника;
  • неудобства при снятии и одевании колес.

Возможные проблемы с дисковыми тормозами

https://youtube.com/watch?v=XQUFpEUvlPU%3F

Наиболее распространенной проблемой, которая может возникнуть в процессе эксплуатации велосипеда с дисковыми тормозами – это скрип, возникающий при торможении. Для диагностики, выявления причины и ее устранения необходимо выполнить следующие действия:

  • Наиболее вероятной причиной неприятного скрипа при торможении обычно является низкокачественный материал, из которого изготовлены колодки. Помимо скрипа, такие колодки могут стать причиной повреждения поверхности ротора. Поэтому, в большинстве случаев, наилучшим решением будет – замена колодок.
  • Посторонние звуки могут также возникать и в случае, если колодки новые. В этом случае, вероятнее всего проблема самоустранится в течение нескольких дней, поскольку источником скрипа тут будет поверхностный слой колодок, который содержит примесь. Если скрип не проходит, вероятно, колодки придется заменить.
  • В случае полного износа колодок торможение тоже будет осуществляться со скрипом. Соприкасаться с ротором в этом случае будет металлическая пластина, оставшаяся после износа колодок. В этом случае колодки также потребуется замена колодок.

Помните, что хорошее состояние тормозов на вашем велосипеде — залог безопасной езды. При первых же признаках неисправности устраняйте их по факту возникновения.

https://youtube.com/watch?v=08tCZd0O6UE%3F

https://youtube.com/watch?v=hbXwwSsv0w0%3F

Устройство дисковых тормозов

Дисковые тормоза – устройства, работающие за счет силы трения (фрикционное действие). В современных авто применяются наряду с барабанными.

Механизм состоит из следующих элементов:

  1. Суппорт. Деталь изогнутой формы, изготовленная из чугуна либо алюминия. Крепится к поворотному кулаку и выполняет несколько функций: удерживает тормозные колодки, является местом размещения тормозного цилиндра.
  2. Цилиндр. Подвижная часть этой детали – поршень, необходим для механического воздействия на тормозные колодки.
  3. Колодки. 2 колодки размещаются с внешней и внутренней стороны дисков и представляют собой пластины со специальной прослойкой из материала с большим коэффициентом трения (фрикционный материал). Сдвигаемый поршнем элемент ложится на поверхность тормозного диска, замедляя его движение.
  4. Скоба. Удерживает колодки в таком положении, чтобы обе прилегали к диску равномерно.
  5. Диск тормоза (ротор). Крепится к ступице, образуя жесткое соединение, так что диск вращается вместе с колесом. От материала, из которого изготовлен диск, и его конструкции в большей мере зависит эффективность работы всей системы.
  6. Защита (кожух). Препятствует загрязнению элементов.

Материалы тормозных дисков

При производстве роторов используются различные материалы, характеристики которых влияют на качество, долговечность и работоспособность изделий.

Чугун – наиболее распространенный и доступный материал. Его свойства обеспечивают высокую износостойкость расходников. Но перепады температур и влага могут привести к его порче, а при продолжительном простое деталь быстро ржавеет

Важно отметить и большой вес тормозного элемента, но в любом случае основная масса реализуемых комплектующих чугунная

Детали, сделанные из нержавейки, не подвержены коррозии, выносят резкие изменения температуры, но фрикционные качества несколько снижены.

Карбон легче чугуна, имеет хороший коэффициент трения, увеличенную рабочую площадь, но требует дополнительного ухода (прогрева перед началом работы) и при этом достаточно дорогой.

Керамическими дисками оснащают спорткары, что оправдано, ведь такие расходники долговечны, легки, прочны, устойчивы к износу, не ржавеют и выдерживают высокие температуры. Но слишком дороги для тюнинга обычных автолюбителей.

Что собой представляют дисковые тормоза?

Составляющим элементом современной тормозной системы автомобиля являются дисковые тормоза. Их задача состоит в плавном или резком замедлении транспортного средства в зависимости от текущей дорожной ситуации. Принцип действия механизма прост но тем не менее, достаточно эффективен. Тормозные колодки с обеих сторон сжимают диск, жёстко зафиксированный на колесе. Возникающее трение уменьшает частоту вращения колеса, и автомобиль начинает терять скорость.

Дисковые тормоза всё активнее вытесняют менее эффективные барабанные механизмы. Последние стали менее востребованными в силу низкой эффективности и надёжности. Если ранее на старых моделях автомобилей дисковые тормоза устанавливались сугубо на передних колёсах, то в настоящее время ситуация кардинальным образом изменилась. Теперь практически невозможно найти новый автомобиль с барабанными тормозами.

Ещё одним преимуществом тормозов этого типа является их прекрасная совместимость с системами ABS и TCS. Это козырь в их борьбе с барабанными механизмами, который оказался решающим и определил выбор в их пользу. Отдельные виды дисковых тормозов для снижения отрицательного эффекта высокой температуры имеют специальные отверстия в диске. Они предназначены для отведения тепла, образующегося при трении диска и колодок. Подобный тип тормозов получил название вентилируемые дисковые механизмы.

При изготовлении дисковых тормозов используются только качественные материалы, обеспечивающие устойчивую работу механизма. Зачастую безопасность водителя и пассажиров автомобиля зависит от эффективности работы тормозной системы. Даже при самых неблагоприятных условиях эксплуатации дисковые тормоза зарекомендовали себя как надёжный и долговечный механизм.

Как осуществляется ремонт суппорта дискового тормоза

Порядок действий при ремонте суппорта дискового тормоза следующий:

Из поршня извлекается промежуточная пластина.
Оставшаяся в суппорте тормозная жидкость сливается.
Оценивается состояние направляющих пальцев и защитных чехлов. Элементы должны быть без повреждений (трещин, разрывов, неровной поверхности пальцев). Поврежденные детали подлежат замене.
Поршень извлекается из суппорта путем выталкивания отверткой или сжатым воздухом

Выполнять операцию следует с осторожностью, так как поршень может вылететь с большой скоростью. Во избежание травмирования и повреждения поршня между его корпусом и скобой лучше подложить отрезок ветоши или деревянный брусок.
При использовании сжатого воздуха он подается малым давлением в отверстие для поступления тормозной жидкости.
Поршень полностью извлекается из цилиндра.
Затем удаляется пыльник.
Из проточки цилиндра плоской отверткой аккуратно, не повреждая зеркало цилиндра, вынимается уплотнительная манжета.
Поршень и поверхности цилиндра очищаются от загрязнений и остатков жидкости.
Поршень и цилиндр в процессе ремонта проверяются на отсутствие царапин, признаков износа и коррозии

В случае обнаружения таковых производится замена деталей.
Уплотнительная манжета и поршень перед обратной сборкой смазываются чистой тормозной жидкостью.
Затем новая манжета устанавливается в проточку цилиндра, а новый пыльник — на поршень.
Поршень аккуратно вставляется обратно в цилиндр суппорта. Буртик пыльника при этом должен расположиться в соответствующей проточке цилиндра.
Далее поршень утапливается в цилиндр суппорта до упора.
Затем выполняется сборка суппорта в обратном порядке.

Ободные тормоза

Самая доминирующая тормозная система на велосипеда. Как следует из их названия, останавливают движение, сжимая две тормозные колодки на ободе велосипедного колеса. Тормозные механизмы установлены на раме где-то около верхней части колес.

Разновидности ободных тормозов

Механические ободные тормоза

Разновидности механических ободных тормозов представляют собой клещевую, кантилеверную и v-brake системы.

Клещевые устанавливаются на дугообразной системе с двух сторон обода. Движение дуг регулируется тормозным рычагом, а соединяет их специальный тросик. Как только велосипедист сдавливает рычаг на руле, конструкция приходит в движение, колодки зажимают обод колеса, тем самым замедляя его движение. Плюсом клещевых тормозов является их примитивность и общедоступность. Однако, иногда их перекашивает, за счет чего происходит неравномерное зажатие обода, что затрудняет процесс остановки.

Кантелеверные обычно встречаются на горных велосипедах. Работа такой системы так же весьма проста: рычаги с колодками устанавливаются на вилку велосипеда, над передним колесом. Работа рычагов регулируется тросом, который ведет к ручке на руле. При торможении тросик натягивает рычаги с колодками по направлению друг к другу так, чтобы они прикасались к ободу и замедляли скорость движения колеса.

Такая конструкция весьма популярна у любителей экстремальной езды, так как она практически не забивается грязью, что существенно продлевает срок эксплуатации тормозных колодок.

V-brake можно считать наиболее оптимальным вариантом среди ободных тормозных систем. Это конструкция пользуется особой популярностью среди велосипедистов. По своему внешнему виду она отдаленно напоминает кантелеверные, но существенно различается по рабочим моментам.

Дело в том, что трос имеет особое крепление к рычагам, за счет чего увеличивается сила сжатия, и, соответственно, сила торможения транспортного средства. Среди положительных качеств можно выделить высокую надежность и простоту использования. Кроме того, они имеют небольшой вес, изнашиваются равномерно и являются гарантом качественного торможения. При первом использовании велика необходимо проверить настройку тормозов, а после периодически проверять их исправность.

Гидравлические ободные тормоза

Они существенно отличаются от своих механических собратьев, однако так же просты в использовании. Главное отличие состоит в отсутствии рычагов, на которые монтируются колодки, и троса для приведения рычагов в рабочее состояние.

Работа гидравлики заключается в движении давления из основного тормозного цилиндра, установленного на тормозной ручке, в цилиндры, монтированные на вилке транспорта. Переданное давление приводит в движение колодки, зажимающие обод. Такая система отличается особой эффективностью, но имеет один существенный нюанс – вес. Велосипедисты, которые пытаются по максимуму облегчить своего железного коня, не любят устанавливать гидравлику. Кроме того, она сложна в обслуживании и принесет трудности в ремонте, особенно в условиях похода.

Преимущества ободных тормозов

  • низкая стоимость;
  • совместимость запчастей;
  • небольшой вес всей конструкции;
  • простота в обслуживании;
  • общедоступность.

Недостатки ободных тормозов

Вне зависимости от производителя, эта разновидность имеет некоторые негативные особенности.

  • Порча колеса

Они могут испортить обод колеса, особенно, в процессе внезапной остановки.

Снижение эффективности при деформации колеса

Если же колесо было сильно повреждено, и по своей форме стало напоминать «яйцо» или «восьмерку», останавливать транспорт таким способом будет невозможно. Из-за этого необходимо постоянно контролировать форму колес и степень их повреждения, удерживаться от прыжков с высоких бордюров и внимательно следить за ямами на дорогах. Если же повреждение колеса не удалось избежать, необходимо либо отдавать его в ремонт, либо покупать новое, так как торможение полностью потеряет свою эффективность.

Метеозависимость

Кроме того, плохая погода так же может стать препятствием к остановке транспорта. Намокание обода и колодок колеса приводит к неуверенному торможению и плохой сцепке данных элементов. Так же следует постоянно следить за процессом стирания колодок, чтобы настраивать их по мере необходимости.

Однако, несмотря на массу неприятных нюансов, ободные все-таки пользуются особым успехом среди велосипедистов.

Какие тормоза лучше дисковые или ободные

Тормоза – неотъемлемая часть велосипеда. На сегодняшний день моделей тормозных систем представлено множество. Но чем же руководствоваться при их выборе?

Перед приобретением определенного типа тормозов нужно учитывать такие факторы, как характер езды, погодные условия, а также особенности маршрутов. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся избыточно сложными в обслуживании. Кроме того, необходимо следить за техническим состоянием механизма.

В данной статье мы попытаемся дать ответ на вопрос: какие тормозные системы лучше дисковые или ободные? Ведь именно данные виды являются самыми распространенными и встречаются практически на всех современных байках.

Особенности механических дисковых тормозов

Механика – это удобное и надежное решение, в особенности для недорогих велобайков. Все преимущества механической системы оценят любители путешествовать на велосипеде не просто по неровным дорогам, но и по незаселенной местности. Если сравнивать с гидравликой, ремонтопригодность дисковых тормозов с механикой значительно выше. Установка, в сравнении с гидравлической системой, достаточно простая, а затрат значительно меньше. Поставить «диски» бывает целесообразно, если обода велосбайка искривлены. В этой ситуации ви-брейки начинают тормозить значительно хуже. Безусловно, ничего хорошего в искривленных ободах велика нет, даже если до «восьмерки» дело не дошло. Однако, если втулка дает возможность закрепить диск, а само колесо велосипеда в сносном состоянии, то почему – нет?

Лучших дисковые тормоза

Из большого количества тормозных систем более всего велосипедисты пользуются тормозными дисками. Их популярность быстро растет, даже на байках среднего уровня мы чаще всего видим именно эту систему. Приведем обзор самых популярных моделей на сегодня.

Shimano Deore

  • Это — мощная, эргономичная тормозная гидравлическая система для крутых байков.
  • Мощность и плавность торможения уникальная.
  • В комплект входят 2 вида колодок.
  • Даже при неблагоприятных погодных условиях вы получите настоящее удовольствие от послушности системы в целом.

SRAM Guide R

  • Это четырех поршневой гидравлический тормоз, серебряный призер по-нашему рейтингу.
  • Эта модель выпущена для сложной рельефной местности.
  • У него низкий вес, большая мощность, и плавный ход.
  • Его ход регулируется без использования инструментов.
  • Работает в любых самых аномальных погодных условиях.

Brake Force One

  • Немецкая фирма выпустила на рынок самые легкие тормоза.
  • Ручки сделаны из углеволокна, регулировка расположена на борту.
  • Система здесь закрытая и воздух в нее не поступает совсем.
  • Поэтому это сведет к минимуму необходимость прокачки тормозов.
  • Отличная мощность и соотношение качества и цены соответствуют действительности.
  • Особенно эта модель полюбилась марафонцам и кросс-кантри.

Основное назначение системы

Вспомогательная тормозная система

Постепенно разгоняясь при движении на спусках, автомобиль может набрать достаточно высокую скорость, что может быть небезопасно для дальнейшего движения. Водитель вынужден постоянно контролировать скорость за счет использования . Такие циклы многократного притормаживания приводят к быстрому износу тормозных накладок и шин, а также увеличению температурного режима работы тормозного механизма.

В результате коэффициент трения накладок о тормозной барабан или диск снижается, что приводит к снижению эффективности всего тормозного механизма. А следовательно увеличивается тормозной путь автомобиля.

Для обеспечения длительного движения на спуске с небольшой фиксированной скоростью и без перегрева тормозных механизмов используется вспомогательная тормозная система. Она не может снизить скорость машины до нулевого значения. Это делает рабочая тормозная система, которая в «холодном» состоянии готова с наибольшей эффективностью выполнить свою задачу в нужный момент.

Особенности конструкции

Ротор дисковых тормозов может быть размером: 140, 160, 180, 185, 200, 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем эффективнее работает тормоз. Но не каждый велосипед нужно ставить диск самого большого диаметра.

На горный велосипед, предназначенный для поездок по лесу, спусков с холмов (трейл) достаточно поставить роторы 160, 180 мм. На маунтинбайк, который будет использоваться для съездов с заросших склонов (фрирайд), нужно ставить диски 180, 185 мм. А для спусков с гор (даунхилл), нужно оборудовать велосипед дисками 200, 220 мм. Если есть желание поставить ротор наибольшего размера, то перед этим нужно поменять старое колесо, на другое с максимально крепкими спицами.

На механические дисковые тормоза можно поставить ручку от других типов тормозов: вибрейков, кантилеверных, клещевых.

В велосипедных суппортах применяются два типа, по виду абразивного материала, тормозных колодок.

  1. Металлизированные;
  2. Органические.

Металлизированные колодки имеют контактную поверхность, состоящую из сплава углерода и металлических опилок. Теплопроводный материал этих пластинок отводит тепло от места контакта, нагревая калипер, что особенно вредит работе гидравлических тормозных систем. Абразивный материал у металлизированных колодок твердый и, как следствие, очень долго стирается, он хорошо притирается даже к мокрым роторам.

У органических пластинок абразивная поверхность состоит из смеси резины и органических материалов на основе целлюлозы. Контактный материал у органических колодок не проводит тепло, поэтому у дисковых тормозов для велосипеда с такими колодками нагревается только ротор. Мягкий материал у органических колодок, особенно при перегреве, быстро стирается. Но зато мягкий абразивный материал не скрипит при трении об ротор и очень быстро прирабатывается.

Гидравлический калипер велосипедов представляет собой поршневой механизм, и имеет такую же конструкцию как у автомобильных или мотоциклетных суппортов, только меньшего размера, ведь он рассчитан на меньшие тормозные усилия. Конструктивно он состоит из литого корпуса, на одной основании которого закреплена неподвижная тормозная колодка, а с другой стороны вставлен подвижный поршень, или несколько поршней, с подвижной колодкой. Захват ротора происходит при перемещении колодки движимой поршнем, или поршнями, под давлением тормозной жидкости.

Механические дисковые тормоза собираются с калиперами, которые имеют иную конструкцию, чем гидравлические суппорта. По сути, механический калипер является кулачковым механизмом. Снаружи он имеет рычаг, в отличие от гидравлического суппорта, к этому рычажку фиксируется трос. В этом механизме движение от рычага на поршень передается через многозаходный винт, клин или кулачек. Очевидно, что движение рычага и колодок при этом происходит во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Как работают тормоза велосипеда

Любая конструкция тормозного механизма подразумевает, что к
крутящейся части (например ротеру или ободу) прислоняется неподвижная часть,
жестко зафиксированная на раме велосипеда или вилке. Примерно также работает и
втулочный тормоз, только механизм спрятан внутри корпуса втулки.

Подвижная часть, например роутер, выполнена из материала, обладающего специальными свойствами. Он сохраняет свою форму и параметры после перепадов температуры и обладает хорошими фрикционными показателями.

Неподвижная часть обычно представлена тормозными колодками. Они изготовлены из специального фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Колодки и роутер образуют пару трения.

Колодки обычно подводятся к ротеру (в случае использования дисковых тормозов) с помощью специального суппорта или тормозной машинки. Суппорт жестко закреплен на раме и позволяет передвигать колодки в торцевом направлении.

Для того, чтобы колодки перемещались внутри суппорта,
механизм их подачи и сближения нужно соединить с тормозной ручкой на руле. Именно здесь и проявляется конструктивное различие
между механическим тормозом и гидравлическим тормозом.

Регулировка ободных и дисковых колодок

В работе тормозной системы велосипеда значительную роль играет правильное положение прижимных элементов относительно поверхности воздействия – обода или диска. Настройка колодок для ободных и дисковых тормозов выглядит не совсем одинаково, поэтому подробно рассмотрим оба случая.

Как отрегулировать положение колодок относительно обода:

  • Ослабить гайки крепления к корпусу. Делать это надо не сильно, чтобы колодки не болтались.
  • Выставить требуемое положение.
  • Настроить расстояния до обода с обеих сторон. Для правой и левой накладки оно должно быть одинаковым.
  • Зафиксировать креплениями и проверить. Лучше всего испытать тормоза на практике, сидя на велосипеде. При срабатывании тормоза на половине хода клешни результат можно считать успешным.

Иногда может возникнуть проблема заедания тормоза из-за слишком малого расстояния до поверхности. В этом случае необходимо разжать колодки вручную, отцентровать заново и проверить натяжение троса.

Оптимальное положение относительно ободьев

Колодки на велосипеде с дисковым тормозом настраиваются проще, чем v-brake, правда, необходимо четко следить за величиной зазора. Как правило, с дисками это расстояние не больше 0,5 мм. При этом колодки не должны задевать диск при движении, иначе скорый износ и того и другого обеспечен.

С помощью регулировочных болтов установить положение и угол. Сильно ослаблять крепления, как и в предыдущем случае, не стоит, иначе придется монтировать деталь заново.

https://youtube.com/watch?v=IWzfKHxs8-g

Если колодки сильно стерты с одной стороны и почти не тронуты с другой, то это следствие их изначальной неправильной регулировки. В отдельных случаях можно попробовать поставить их другой стороной: неплохой вариант для дополнительных клещевых тормозов, которые используются в качестве вспомогательных замедлителей или фиксаторов положения велосипеда. На спортивных или шоссейных байках такого лучше не делать, а просто поменять обе колодки.

Рейтинг лучших дисковых гидравлических тормозов

Рейтинговый список тормозных систем 2019 сформирован на основании реальных испытаний каждой из приведенных моделей. Список лучших моделей выглядит следующим образом:

  1. Formula T1;
  2. HAYES DOMINION A4;
  3. FSA Afterburner;
  4. SRAM Guide R.
  5. Shimano XTR

Formula T1

Конструкция системы T1 от Formula гарантирует лучшую эффективность при небольшой массе. Точка контакта определяется четко, но не очень податливая, палец устает. Но, если привыкнуть к этой системе, она станет отличной и надежной помощницей на разного качества дорогах. Есть недостаток: на длинном спуске тормоза издают негромкий визжащий звук. Если такое повизгивание велосипеда вас не раздражает, считайте, что минусов у данного представителя класса нет.

HAYES DOMINION A4

После нескольких лет молчания Хейс вернулся с созданием своего нового дискового тормоза Dominion A4. Hayes имеет долгую историю в мире горных велосипедов и отвечает за создание дисковых тормозов много лет. В 2019 году они вводят полностью новый дизайн тормоза 4 поршневой.  Благодаря использованию различных систем сбора данных они определили, что снижение конечной мощности тормоза поможет увеличить диапазон полезной мощности для гонщиков.

FSA Afterburner

Эта модель тормоза удобна, эргономична, а также неприхотлива и надежна, подобно японскому самураю. Однако, при циклической нагрузке (нагревании) система уменьшает результативность торможения и не любит сырости. Мощность и плавность торможения велобайка – выше всех похвал, лучшая в своей ценовой нише.

SRAM GUIDE R

Модель на 4 поршня с удобным рычагом. Ход его можно отрегулировать даже без использования инструментов. Мощность тормоза отличная, в условиях сырости система работает даже лучше. В целом, покупатели велосипедов оценивают модель на «отлично». Это серебряный призер по рейтингу.

SHIMANO XTR

Пафосная дорогостоящая модель с отличными характеристиками – лучшая в нашем рейтинге. Регулируемая ширина хвата ручки, удобная точка контакта, высокая мощность, плавность торможения – все это преимущества данной системы. Есть и минус: быстрый износ тормозных колодок на продолжительных спусках. Особенно эта модель пришлась по душе поклонникам эндуро и даунхилл дисциплин.

Монтирование тормозов

Корпус тормозной ручки зажимается на руле с помощью хомутового захвата.

Ротор закрепляется на основе колеса, и вращается вместе с колесом. У велосипеда основой колеса является втулка. Для закрепления ротора нужна велосипедная втулка с резьбовыми креплениями для него, на одном из фланцев. К тому же нужно ставить втулки с фланцами увеличенного диаметра, для уменьшения длины спиц, чтобы повысить их прочность.

Тормозные линии не должны торчать по сторонам от рамы велосипеда, иначе их можно зацепить веткой, забором или собственной ногой, и если не порвать, то серьезно повредить внешнюю оболочку – рубашку троса. Лучше зажать все тросы в оболочке на раме и вилке велосипеда с помощью электромонтажных стяжек.

Калипер передних тормозов устанавливается на вилку, которая имеет внизу штанов (перьев) крепления в виде двух стоек с внутренней резьбой.

Задний калипер монтируется снизу на перьях заднего треугольника. Для закрепления заднего суппорта потребуется использовать адаптер.

Окончательно закреплять велосипедные суппорта нужно только после того как они будут отцентрированы относительно ротора. Поэтому подтягивать винты крепления калипера нужно в несколько подходов, и при нажатой тормозной ручке, проворачивая колесо на полный оборот.

Гидравлический тормоз на велосипед — устройство

Цель любого тормозного механизма одна – приостановить транспортное средство.

Основные составляющие:

  • гидролиния;
  • тормозной ротор;
  • калипер;
  • тормозной рычаг.

Принцип работы

Гонщик, надавливая на рукоять тормоза, нагнетает в гидролинии давление, которое вытесняет тормозную жидкость из ведущего цилиндра. Затем она попадает в рабочий цилиндр.

Под воздействием напора, поршни сводят тормозные колодки вместе, а их трение о вращающийся вал приводит к моментальному блокированию колес.

Достоинства и недостатки

Основные преимущества:

  • надежность системы при правильной настройке;
  • точность торможения;
  • высокая скорость реагирования механизма при нажатии ручки тормоза;
  • минимальный риск разрыва тросиков;
  • выносливость при перемещении;
  • возможность манипулировать тормозами с высокой точностью.

Недостатки:

  • высокая стоимость гидросистемы;
  • тонкости обслуживания;
  • вес;
  • уязвимость деталей;
  • возможность протечки;
  • невозможность установки стандартного багажника;
  • неудобства при снятии и одевании колес.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: