Боли при неправильной настройке велосипеда
Любые боли могут быть спровоцированы как неправильной настройкой велосипеда, так и другими причинами, поэтому не воспринимайте написанное догму. Если после внесения корректировок, описанных здесь, боли продолжаются, то обратитесь к врачу. Имейте ввиду, что большинство описанных здесь болезненных ощущений могут быть вызваны слабыми мышцами и связками, поэтому, возможно, просто потребуется больше практики и укрепление организма.
Колени
Боли в коленях могут возникать тогда, когда седло сильно опущено или, наоборот, слишком поднято. Также возникают проблемы с коленями, если плохо отрегулировано крепление контактных педалей. Некоторые гонщики считают, что более свободное пристегивание избавляет от этой проблемы.
Спина
Боль в спине после езды часто связана со слабой развитостью мышц, поэтому проблема пройдет сама собой после регулярных тренировок. Но боли в спине также могут возникать из-за большого расстояния между рулем и седлом. Поэтому попробуйте поэкспериментировать с выносом руля, седлом. Многим велосипедистам помогали даже незначительные изменения.
Плечи, руки и шея
Мы объединили эти три участка, так как они часто страдают вместе из-за излишнего напряжения. Боли в этих зонах могут быть вызваны слишком большим или слишком маленьким расстоянием до руля, из-за чего Вы не можете держать комфортное расслабленное положение. Экспериментируйте с изменением высоты седла. Многие гонщики отмечают, что помогла регулировка наклона руля и изменение выноса. Эргономичные ручки также способны избавить от болей в руках и плечах.
Бедра
Очень большое количество проблем в тазобедренных суставах возникает из-за низкого или слишком высокого седла, сильного смещения вперед или отсутствия специальных шорт.
Параметры регулирования
Седло — это не только посадочное место для велосипедиста. Его положение способно задавать посадку, отвечать за удобство управления транспортом, определять эффективность работы с педалями и передвижения.
Регулировка седла велосипеда осуществляется в соответствии с тремя параметрами, каждый из которых заслуживает особого внимания и детального рассмотрения.
Высота относительно уровня педалей
Этот параметр отвечает за расположение ног во время движения и задаёт эффективность педалирования. Если седло будет установлено слишком низко, то ноги придётся сильно сгибать, отчего они будут быстро уставать, а движение не будет достаточно эффективным. Седло, которое будет установлено слишком высоко, будет снижать качество сцепления подошвы с педалями и ухудшит управляемость.
Правильная высота седла велосипеда, которая будет настроена в соответствии с параметрами пользователя, исключит негативные моменты, велосипедист сможет долго и быстро крутить педали, а во время остановки нога будет свободно доставать до земли. А если ещё и руль будет иметь правильное расположение, то посадка велосипедиста будет правильной и удобной.
Правильная высота седла велосипеда позволит велосипедисту долго и быстро крутить педали, а во время остановки свободно доставать до земли
Угол наклона в горизонтальной плоскости
От этого параметра зависит распределение нагрузки на отдельные части тела. При переднем положении седла корпус велосипедиста будет наклонён вперёд, а нагрузка по большей части будет приходиться на руки. Если сидение будет отклонено назад, то верхняя часть тела будет приподнята, а давление направится на поясницу и брюшную полость.
Регулирование седла в горизонтальном направлении относительно центральной части штыря, расположенного под седлом, также имеет большое значение. Здесь настраивать сидушку необходимо с учётом длины рук велосипедиста. Доставать руль должно быть удобно, в противном случае седло нужно отодвигать вперёд. Если в руках чувствуется усталость, то сидение необходимо отодвинуть назад. Владельцам горных байков при длительных заездах приходится менять расположение седла несколько раз.
Для выполнения такой настройки необходимо следовать следующим пунктам:
- Винт крепления подседельного штыря ослабеваем.
- Выставляем правильное расположение сидушки.
- Фиксируем крепление и проверяем его надёжность.
- Садимся на велосипед для выполнения проверки удобства нового положения сидушки.
Такую настройку можно выполнять только после выставления высоты сидения.
Седло должно располагаться параллельно дороге — это стандартное положение, которое признаётся во всём мире. И даже производители склоняются к такому положению седла, рекомендуя его своим пользователям. Наклоны могут быть уместны только в особых случаях.
Стандартное положение седла — оно должно располагаться параллельно дороге
Если седло будет наклонено вперёд, то велосипедисту придётся постоянно горбиться, а в процессе езды он будет съезжать. Если наклон имеет противоположное направление — назад, то ноги будут быстрее уставать, руки придётся сильно вытягивать, отчего снизится управляемость.
Никто не запрещает вам менять угол наклона. Более того, на горных велосипедах даже рекомендуется менять этот показатель в зависимости от условий, в которых осуществляется передвижение. Например, во время преодоления неровностей снять нагрузку с рук, которые могут отбиваться даже с хорошими амортизаторами, можно при помощи отклонённого назад седла. При необходимости езды с заниженной посадкой, которая может потребоваться во время сильного ветра, сидение может наклоняться вперёд. Наклон в любую из сторон не может превышать 10 градусов.
Что желательно сделать перед регулировкой тормозов
Если требуется настройка дисковых тормозов, которые уже были некоторое время в эксплуатации, то перед выполнением регулировки желательно произвести следующие подготовительные работы:
Проверить ротор
Первым делом откручиваем ротор тормозов от втулки и проверяем его на наличие деформации. Это можно сделать, положив его на ровную поверхность (стекло, зеркало и др.) и произвести осмотр. Если ротор неплотно прилегает, то перед настройкой дисковых тормозов следует его выровнять. Если деформация незначительна, то данную операцию можно произвести при настройке тормозов.
Проверить колодки
Снимаем тормозные колодки. Для этого находим расширение на калипере и проворачиваем за язычок каждую колодку по очереди. Если все сделано правильно, то демонтировать их не составит труда. Далее производим визуальный осмотр поверхности на наличие сколов. В случае сильных повреждений или износа колодку следует заменить.
Проверить состояние тросиков и рубашек
Данный пункт предназначен исключительно для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов велосипеда следует тщательно проверить состояние тросиков и рубашек. Если трос имеет повреждения, а именно, если он распушился, наблюдаются разорванные отдельные волокна, то следует в обязательном порядке его заменить
Не важно, меняется трос или нет, его, перед настройкой тормоза, необходимо смазать. Так же осматриваем рубашку троса
Если на ней видны трещины или разрывы, то лучше ее заменить.
Проверить состояние гидролинии на предмет утечек
Данный пункт предназначен исключительно для гидравлики. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда произведите осмотр гидролинии на предмет повреждений (желательна ее замена, даже если повреждение незначительное), а также проверьте отсутствие протечек масла/тормозной жидкости по местам соединения гидролинии с калипером и мастер-цилиндром. Еще одно место, откуда может травить тормозную жидкость – шток, идущий от ручки тормозов на поршень (если прохудились манжеты). Ну, и сняв тормозные колодки, проверьте отсутствие утечек на калипере.
Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора
В процессе езды на велосипеде, со временем, на роторе и тормозных колодках скапливаются грязь и масло, которые ухудшают эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед настройкой дисковых тормозов следует ее с этих поверхностей удалить. Для этого можно использовать мелкую наждачку. Снимаем ротор с колеса и круговыми движениями очищаем поверхность с обеих сторон. Ту же операцию производим с колодками (естественно с одной стороны). Сильно не усердствуйте, достаточно снять тонкий слой. После того как вы выполнили данную процедуру постарайтесь не прикасаться руками или жирными предметами к колодкам и ротору.
Проверить правильность установки колеса
Определяем правильно ли установлено колесо. Оно должно быть четко перпендикулярно земле, не перекашиваясь в сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (держа велосипед ровно), затягиваем эксцентрик.
Настройка по горизонтали
Регулировка седла относительно руля позволяет выставить положение с учетом длины рук. Правильная центровка обеспечивает положительное влияние на скорость передвижения и управляемость велосипеда.
Работы следует выполнять в такой последовательности:
- Ослабить винт закрепления штыря к сидению.
- Подвинуть сидушку.
- Зафиксировать крепление.
- Сесть на велосипед и проверить положение колена. Оно должно располагаться строго на вертикали с осью педали. Проверяется нога на педали в крайней нижней точке. Если колено заметно выдвигается вперед, настроить заново.
Настройка данного типа делается только после регулировки высоты.
Сочетание правильно выставленных параметров седла с учетом физиологических особенностей велосипедиста поможет избежать чрезмерной усталости рук и ног, позволит максимально долго находиться в движении и положительно скажется на комфорте управления.
Методы регулирования высоты сидения
Именно регулированию этого параметра стоит уделять наибольшее внимание. При выполнении этой работы стоит придерживаться правил безопасности:
- Отрегулированный подседельный штырь не должен выходить за максимальную отметку.
- В выбранном положении сидение необходимо хорошо зафиксировать.
- Передний конец седла всегда направлен в сторону движения.
При настройке сидения, в выбранном положении сидение необходимо хорошо зафиксировать, а передний конец направить в сторону движения
Для выполнения настройки необходимо следовать следующей схеме, которая состоит из нескольких несложных пунктов:
- Затяжную гайку или эксцентрик необходимо ослабить.
- Сидение хорошо зажимаем, а штырь в это время мягко вытягиваем или, наоборот, вдавливаем, в зависимости от того, как необходимо настроить седло велосипеда.
- Сидушку по-прежнему не отпускаем, а крепление на ней затягиваем.
- Необходимо проверить, насколько прочно зафиксировано сидение.
Для того чтобы настроенный элемент чётко соответствовал параметрам тела пользователя и его предпочтениям относительно езды, его нужно правильно отрегулировать. Для этого можно воспользоваться несколькими способами.
Числовой метод
Этот вариант является наиболее простым и часто используемым. Для его реализации потребуется сантиметровая лента (рулетка). Измеряем длину ноги начиная от паха и заканчивая ступнёй. Полученный результат умножаем на 1,09. Таким образом, если длина ноги от ступни до паха составляет 65 см, то путём нехитрых расчётов получаем необходимую высоту седла над уровнем педалей, которая должна составлять 71 см. Этот способ является быстрым и простым, но не всегда точным. Если вы привыкли полагаться на личные ощущения, то, скорее всего, вам придётся выбрать другой способ для регулирования сидения.
Метод «почти прямая нога»
Реализация этого метода основана на определении сгиба ноги. Правильным положением считается нога, которая почти выпрямлена при нахождении в крайней, самой нижней точке. Если нога прямая, как струна, то штырь потребуется немного опустить. Соответственно, если нога получается сильно согнутой, то седло поднимается немного вверх.
Правильным положением высоты сидения считается нога, которая почти выпрямлена при нахождении в самой нижней точке
Этот способ также не является сложным и может быть реализован за короткое время. Правда, особой точностью он не отличается, да и велосипедист должен ориентироваться на свои ощущения и реально оценивать положение ноги.
Метод пятки
Этот способ выполнения регулирования является противоположным тому, что был описан выше. Но тем не менее его целью также является выставление правильной высоты сидушки. Метод пятки реализовывается в несколько этапов:
- Фиксируем велосипед самостоятельно или прибегаем к помощи постороннего человека.
- Садимся на велосипед и устанавливаем пятку на педаль, прокрутив её до нижней точки.
- Высота седла регулируется таким образом, чтобы нога находилась в прямом положении.
При реализации этого метода пятку необходимо фиксировать строго на центральной части педали, а нога выпрямляется до нижнего положения. Если в процессе настройки пятки не будут дотягиваться, а тело необходимо будет наклонять, то расположение седла нужно делать ниже. Если же нога пусть даже немного сгибается, то высота седла является недостаточной и оно нуждается в подъёме.
Отрегулировав сидение на велосипеде в соответствии с общепринятыми рекомендациями, можно добиться высокого комфорта и правильного положения тела во время езды. В этом случае даже длительные поездки не будут утомительными.
Установка планетарной втулки на велосипед своими руками не представляет особой сложности, по крайней мере, для тех, кто умеет держать в руках инструмент и представляет себе устройство байка.
Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда
Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.
Выбор нового седла на велосипед часто становится проблемой для многих велосипедистов. Частой причиной является дискомфорт и болезненные ощущения во время покатушек на седле, которое не подходит своему владельцу.
Грипсы
Немаловажным моментом при настройке руля является положение грипс и тормозных ручек. При длительных поездках некоторые водители натирают большой палец о манетки.
Чтобы избежать дискомфорта, ослабьте приборы на руле и передвиньте их на удобное для Вас расстояние, если конструкция руля позволяет это сделать.
Но не перестарайтесь, чтобы в критической ситуации можно было быстро нажать на тормоз, не теряя драгоценные секунды.
Учитывайте то, что чем ближе ваши руки к центру руля, тем сложнее управлять агрегатом. Поэтому располагайте приборы на разумном расстоянии.
Напоследок хочется отметить, что для того, чтобы настроить велосипед под себя, необходимо совершить две-три «вылазки». Это поможет убедиться в правильности установленных положений.
Видео с рекомендациями по индивидуальной настройке велосипеда:
Регулировка велосипеда, который вы собираетесь купить в интернете.
К счастью, чтобы выбрать раму правильного размера, не обязательно посещать магазин. Обычно на каждый продающийся в интернете велосипед имеется таблица размеров, в которой указывается стендовер для каждого размера рамы. Зазор, про который говорилось выше, должен укладываться в требуемый диапазон.
Например, если расстояние от промежности до земли составляет 30 дюймов и вы собираетесь купить туристический, горный, городской велосипед или велосипед для поездок на работу, то в зависимости от вашего стиля езды высота рамы должна находится пределах 25 — 28 дюймов. Предпочтительней выбирать шоссейный велосипед с рамой высотой 28 — 29 дюймов, а прогулочный — в диапазоне 27 — 28 дюймов.
Важность проведения настройки
Регулировка сидений на велосипеде выполняется по трем параметрам:
- высота над педалями;
- наклон в горизонтальной плоскости;
- смещение относительно руля (ближе, дальше).
Важно! Основной и наиболее важной является регулировка высоты. Если седло сильно занижено, это приводит к чрезмерному сгибанию ног, в свою очередь, мышцы быстро устают, а эффективность педалирования находится на низком уровне
Кроме того, коленный сустав совершает амплитудные цикличные колебания, которые не свойственны организму. Если ездок крутит педали на низкой посадке, это можно сравнить с постоянным хождением на полусогнутых ногах.
Правильно отрегулированное положение сиденья исключает любые негативные последствия езды на велосипеде для организма. Человек не будет быстро уставать, ноги будут работать в нормальном режиме, а в случае непредвиденной остановки получится быстро дотянуться до земли. Чтобы обеспечить правильную посадку, настройка должна сочетаться с регулировкой высоты и наклона руля велосипеда.
Наклон в горизонтальной плоскости определяет уровень нагрузки на руки и поясницу. Стандартное положение – параллельно земле, однако некоторым велосипедистам требуется на 3-5 мм наклонить сиденье, чтобы почувствовать себя более комфортно за рулем двухколесного транспорта.
Полезно знать! Смещение седла определяет его расстояние до руля. Здесь все зависит от длины рук: если тяжело доставать до руля, сиденье подвигается ближе и наоборот. В длительных поездках параметр может периодически подстраиваться, исходя из условий передвижения.
Помимо озвученных выше регулировок, позаботиться о комфорте пятой точки необходимо еще на этапе покупки велосипеда. Оптимальная ширина сиденья отличается для мужчин и женщин. Вычислить параметр можно по седалищным буграм. Для этого необходимо сесть в песок и померить расстояние между двумя самыми глубокими точками.
При показателе 10 см следует подбирать седло шириной 13-14 см. Если расстояние между углублениями составило 12 см, то и сиденье должно быть на 3-4 см шире. Универсальное седло имеет ширину 14-14,5 см – оно может использоваться всеми без исключения ездоками. Однако максимальное удобство достигается персональным подбором.
Что куда переключать?
Рукоятки управления передачами («манетки» или грип-шифты) имеют разную
конфигурацию и конструкцию.
Сравните тип рукояток управления на вашем велосипеде и рисунке до того как
вы отправитесь в свою первую поездку.
Терминологические особенности на первых порах могут показаться довольно
неудобными и вызвать путаницу. Термин «Понижение» означает переключение на
зубчатку с более медленным режимом движения велосипедом, но при этом легче
вращать педали, а термин «Повышение» означает переключение на зубчатку,
обеспечивающую более быстрый режим движения, но при этом на вращение педалей
затрачивается больше усилий.
К путанице может привести то, что действие, обусловленное перемещением
рукоятки управления передним переключателем, противоположно действию, которое
вызывается перемещением рукоятки заднего переключателя.
Выбирать пару звездочек, при которой легче вращать педали при подъеме в гору
можно двумя способами: либо перебрасывая цепь на переднем блоке звездочек на
одну «ступень» вниз, на звездочку меньшего размера, либо перебрасывая цепь на
заднем блоке звездочек на одну «ступень» вверх, на звездочку большего размера.
Из этого видно, что переключение передач на заднем блоке звездочек в сторону
«Понижение» внешне выглядит как перемещение по «ступеням» вверх, а переключение
передач на переднем блоке в сторону «Понижение» внешне выглядит как перемещение
по «ступеням» вниз.
Для простоты понимания процесса переключения следует помнить, что
перебрасывание цепи на переднем блоке звездочек вовнутрь следует при движении в
гору и называется переключением в сторону «Понижения», а перебрасывание цепи
наружу следует при движении на высокой скорости и называется переключением в
сторону «Повышения».
Переключение передач на блоке звездочек заднего колеса выполняется путем
перемещения рукоятки управления («манетки») расположенной на руле справа.
Передний переключатель передач управляется рукояткой переключения передач
(«манеткой») расположенной на руле слева.
Настройка оборудования велосипеда
В настройке нуждается система переключения передач и тормозная система. В теории вы должны получить в магазине настроенный велосипед.
На практике бывает по разному. Если у вас нет опыта настройки, то простой вариант отдать велосипед в сервис. Альтернативный путь научиться настраивать велосипед самостоятельно, базовые настройки нового велосипеда не должны вызывать сложностей.
С настройкой двух базовых систем велосипеда вы можете познакомиться в специальных материалах.
Первый материал рассказывает о настройках переднего и заднего переключателя. Я настраивал оба переключателя.
Второй материал про особенности и настройки тормозной системы.
И повторюсь — нужно регулярно проводить техническое обслуживание и донастройку оборудования.
Для чего нужна регулировка высоты
Любое положение рулевой колонки смещает центр тяжести велогонщика. К примеру, изменяя вес с помощью низкой посадки руля можно добиться существенного увеличения тяги. К тому же контроль всего тела при преодолении подъемов значительно улучшится.
В то же время, если руль посадить сильно низко, то процесс контроля нивелируется. Поэтому стоит освоить механизм регулировки руля самостоятельно, для подбора подходящей позиции.
Проанализируем ситуации регулирования в зависимости от вида велосипеда.
- Шоссейная модель. С ориентацией на его предназначение руль всегда располагается низко. Максимально чего можно добиться – это уровень седла. Так иногда поступают родители для постановки лучшей (как им кажется) позиции для своего чада.
- Марка «форвард». Руль тяжело поддается регулированию. Намного проще купить новый вынос или заменить изделие, на модификацию со встроенной подъемной функцией. В принципе наши умельцы при помощи самодельных приспособлений научились регулировать и эту модель руля.
Фото 1. Строение руля у горного велосипеда
- Горный велосипед. Расположение подобно шоссейному варианту. Для улучшения характеристик стоит заменить вынос. При этом обязательно следует учесть и высоту седла велосипеда.
Смещение седла вперед-назад или какое должно быть расстояние между рулем и седлом
Часто такие крепления называют еще рельсовыми. Это обусловлено тем, что само седло можно двигать вдоль по направляющим как по рельсам при помощи крепежных винтов.
Правильной считается такая регулировка сиденья, чтобы при горизонтально расположенных шатунах колено передней ноги оказалось над осью педали плюс-минус 1-2 сантиметра в зависимости от индивидуальных особенностей. Есть еще один ориентир: расстояние между носком сидения и выносом руля – это расстояние от локтя до кончика вытянутого среднего пальца (плюс-минус пара сантиметров, учитывающая индивидуальные особенности велосипедиста).
При езде по бездорожью есть маленький нюанс. Если сдвинуть седло всего на 2-3 см назад – можно будет сильнее жать на педали.
Мы рассмотрели основные вопросы по регулировке велосипедного седла.
Хочется отметить еще несколько моментов:
- Если есть инструкция производителя к покупаемому байку или сидению – прочитайте ее. Возможно, производитель указал там о тонкостях и хитростях при настройках именно этой модели.
- Еще одну не стандартную, но полезную функцию велосидению, предложила фирма Seatylock. Их седло может легко превратиться в велозамок. Система с несколькими местами сгиба позволяет скрепить колесо и раму между собой, и прикрепить все это к столбу.
И самое главное при настройке седла помните, что ездить на нем Вам. Поверьте, тело само подскажет правильно или нет, все настроено и подобрано.
Требования к форме сиденья
Площадки, на которые опираются кости таза, должны обладать достаточным запасом длины, чтобы обеспечить свободное смещение назад и вперёд в процессе езды. В отношении носика седла предпочтительнее обладающий узкой и длинной формой. Бока носика не должны слишком выступать, во избежание натирания внутренних поверхностей бёдер
Сиденья без носика
Достаточно новая разработка, предлагаемая, к примеру, фирмой MoonSaddle — поможет избежать давления на паховую область в процессе езды. Оно лишено носика, для для обеспечения опоры туловища применяется замечательное техническое решение — сиденье сконструировано в форме полумесяца. Данная модель является универсальной в плане размера, отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых.
Седло с отверстием
Ряд производителей выпускает линейки велосипедных сёдел с вогнутой или вовсе вырезанной центральной частью в районе носика. Цель такого технического решения — снижение давления на паховую область.
Критики данной модели выдвигают предположение о том, что при посадке на такое сиденье мягкие ткани будут проваливаться в отверстие, что вместо предусмотренной пользы окажет негативное воздействие. Однако эти опасения не имеют под собой оснований, ведь обычно на велосипедном седле не сидят спокойно, а постоянно находятся в движении, поднимаясь на педалях, двигаясь вперёд и назад. Кроме того, такое сиденье, как и обычное узкое, также подбирается индивидуально, с учётом расстояния между костями таза.
Пружины в велосипедном сиденье
Для скоростного велосипеда(горного, шоссейного или туринга) пружины не требуются. При езде на этих типах велосипедов, человек больше наклоняется к рулю, перенося на него порядка 40% от массы тела. В случае быстрого вращения педалей мягкие пружины начнут раскачиваться в стороны, снижая эффективность кручения, также из-за этого будет чрезмерно натираться бёдра.
Жёсткие пружины, применяемые в некоторых моделях сёдел, не вызывают раскачивания от нажатий на педали, при этом обладая способностью амортизировать удары заднего колеса. Такие сиденья, оснащённые пружинами, будут актуальны для городских моделей и круизеров, если почти весь вес приходится на само седло, при вертикальной посадке.
Данный тип сидений лучше подойдёт для моделей с высоким расположением руля, в ином случае предпочтительнее иная модель седла.
Для шоссейного велосипеда
Корпус спортсмена на шоссейном велосипеде находится в более приподнятом положении, нежели в ТТ, поэтому, выбирая седло, следует учитывать следующие параметры:
Ширина седла
Подбирается, исходя из антропометрических данных спортсмена, а именно ширины седалищных бугров, на которые приходится основной упор.
Например, седла от фирмы specialized с типом седла power идеально подходят для езды на шоссейном велосипеде. Большой выбор различных размеров позволяет подобрать именно то седло, которое будет подходить именно вам по ширине седалищных бугров. Вариант с размером в 130 мм очень близок к стоковым седлам.Для остальных размеров работает следующая логика:
- Для седалищных бугров размером до 120 мм (не включительно) – седло specialized 143 мм
- Для седалищных бугров размером от 120 до 130 мм (не включительно) – седло specialized 155 мм
- Для седалищных бугров размером шире 130 мм – седло specialized 168 мм.
Седла других производителей при этом могут отличаться на несколько миллиметров.
Сечение седла
Если, сидя на шоссейном велосипеде, спортсмен наклоняет корпус вперед, седалищные бугры поднимаются над седлом.На удобство посадки здесь сильно влияет форма седла, которая подбирается в зависимости от уровня растяжки спортсмена (а значит, его умения перемещать таз вперед) и может быть двух видов (по классификации от gebioMized):
- Седло формы v-shape (напоминает букву V) – резко расширяется от кончика к задней части и подходит для тех, кто не обладает хорошей растяжкой и, нагибаясь к рулю, тянет за собой таз;
- Седло формы t-shape (напоминает букву T) – имеет узкий и длинный носик и резко расширяет в задней части. Такая форма подойдет спортсменам с хорошей растяжкой.
Разгрузка на промежность
Разгрузкой называют вырезанный посередине седла канал.Он может различаться по ширине и располагаться в разных частях: ближе к носику, ближе к задней части седла или ровно посередине.Бывают и седла без разгрузки – как правило, это стоковые седла. Отсутствие разгрузки может быть чревато перекрытием кровотока и, как следствие, чувством дискомфорта во время езды. Выбор формы разгрузки зависит исключительно от индивидуальных ощущений спортсмена.
Длина
Еще один индивидуальный параметр. Понять, седло какой длины подходит именно вам, можно только опытным путем. Короткими считаются седла длиной в 240-250 мм, классическими – от 260 до 280 мм. Универсальная рекомендация здесь – короткие седла, которые предполагают большее количество вариантов по установке и регулировке.
Вес
Самый незначительный критерий. Градация по весу между всеми возможными седлами может составлять максимум 100 гр – как правило, этот параметр можно вовсе не учитывать при выборе седла.
Материал
Различают три основных материала, из которых изготавливаются рамки седла:
- Железные – более тяжелые по весу, но более мягкие (поддаются деформации);
- Титановые – более легкие и прочные;
- Карбоновые – максимально лёгкие и максимально прочные.
Разным может быть и материал каркаса: пластиковый (переживёт даже жёсткие падения) и карбоновый (он легче и отличается большей упругостью).
Обшивку можно выбирать на свой вкус и цвет, перечислить все варианты даже не представляется возможным: от клеёнки и искусственной кожи до специальных покрытий с маленькими резиновыми ворсинками для предотвращения скольжения.
Гендерные особенности
В большинстве случае все вопросы можно закрыть, подобрав седло по перечисленным выше параметрам. Но есть и специальные решения: например, у specialized есть модель седла Power MIMIC, созданная именно для девушек. Специальная вставка из геля добавляет мягкости на переднюю часть седла и помогает избежать лишнего давления на мысок.
Правильная высота сиденья на велосипеде
Подобрать оптимальное положение седла в вертикальной плоскости следует в первую очередь. Высота выбирается в зависимости от роста человека и стиля езды. Перед процедурой нужно учитывать аспекты безопасности:
- подседельный штырь не высовывается за пределы критичной отметки, в противном случае седло может выскочить во время движения;
- сиденье нужно прочно фиксировать на подобранной высоте, чтобы в процессе езды не происходило смещения вниз;
- нельзя устанавливать седло задом на перед – узкая сторона обязательно должна смотреть на руль.
Сама регулировка выполняется по следующей общей схеме:
- На трубе, в которую вставляется седло, находится зажим, эксцентрик или затяжная гайка. Их необходимо слегка ослабить.
- Придерживая сиденье, углубить или поднять выше подседельный штырь.
- Затянуть крепление. Нажать на седло рукой, чтобы выполнить первую проверку прочности фиксации. Если все в порядке, можно взобраться на велосипед и немного попрыгать, имитируя движение по неровной поверхности – сиденье не должно спускаться вниз.
Правильная высота сиденья на велосипеде определяется несколькими методами:
- математический расчет;
- регулировка по слегка согнутой ноге;
Первый способ не потребует больших усилий, однако не является 100% точным. Его можно применить для первой настройки с последующей корректировкой двумя оставшимися методами. Суть заключается в следующем:
- Замерить расстояние от стопы до промежности.
- Умножить полученное значение на 1,09.
- Итоговая цифра указывает на расстояние от педали в нижнем положении до верхней части сиденья.
Второй вариант определения высоты самый распространенный и надежный:
- Взобраться на велосипед, имея поблизости опору.
- Поставить ногу на педаль и прокрутить ее до нижнего положения.
- В такой позе нога должна быть едва согнута в колене. Если она не достает до педали, высота снижается, если чрезмерно согнута – увеличивается.
Третий вариант – регулировка по пятке, предполагает похожую последовательность действий. Единственное отличие – ориентироваться нужно по полностью разогнутой ноге:
- Прокрутить педаль до нижней точки и поставить на нее пятку (носок свисает).
- Отрегулировать высоту сиденья так, чтобы в данном положении нога была полностью прямой. Соответственно, при обычном положении стопы на педали, нога будет немного согнута.
Как узнать расстояние между седалищными буграми?
Мы предложим Вам два варианта:
Первый метод показан на рисунке справа. Сядьте на что-нибудь мягкое, что сохраняет форму или в песок и измерьте расстояние между самыми грубокими точками.
Или второй способ, изображенный на рисунке ниже:
- Возьмите лист гофрированного картона или просто толстого, но не очень жесткого упаковочного картона. Можно взять картонку и ободрать с нее верхний ровный слой, так, чтобы верхним остался слой с волной.
- Положите его на ровную жесткую поверхность и сядьте на него
- Прижмите плотно попу к стулу так чтобы на картоне остались вмятины.
- Обведите вмятины и найдите в них центр
- Измерьте расстояние между центрами — это и будет расстояние между сидалищными буграми.
На пятой картинке как раз показано сколько нужно прибавить сантиметров к ширине для какого типа езды.
Существуют и специальные приборы, позволяющие быстро и просто измерить расстояние между седалищными буграми, причем как механические, так и электронные.
Принцип работы тот же, что и описанный выше. Велосипедист садится на специальную мягкую подушку прибора. Она приминается, и материал подушки некоторое время держит форму. С помощью специальной линейки измеряется расстояние между максимальными вмятинами, оставшимися от седалищных бугров.
В электронных еще проще. Байкер садится прямо на зону для измерений на приборе и на табло высвечивается искомое расстояние.
Теперь можно идти в магазин и выбирать. Если у Вас расстояние между седалищными буграми 100 мм — берите седло шириной 130 -140 мм, если 120 мм — ширина должна быть 150-160 мм. для езды на горном или городском велосипедах.
Наиболее универсальная ширина седла, удобного для мужчин и женщин (особенно если один велосипед используют муж и жена), по мнению многих специалистов, составляет 140-145 мм.
Как видно из рисунка выше ширина седла, а также соотношение высоты седла и руля, принципиально влияют на посадку велосипедиста и соответственно стиль езды от гоночного до прогулочного.
Для горного и шоссейного велосипеда, предназначенного для длительных поездок, лучше выбирать жесткое седло. Еще лучше, если оно будет кожанное. Для городских велосипедов, где велосипедист, в основном, сидит вертикально, и предназначенных для коротких или прогулочных поездок лучше брать мягкое сидение с пружинами. Они будут, наряду с правильно подобранным давлением в колесе, хорошо компенсировать удары от заднего колеса. В нашем магазине это велосипеды серии «Дорожник», например, Dorozhnik Comfort Male 2016 и Dorozhnik Retro 2016
Проверьте, чтобы покрытие сидения не было скользким, а то будите постоянно ёрзать на нем во время поездки.
Настройка смещения (глубины)
Перемещение седла ближе или дальше от руля выполняется для компенсации различной длины рук велосипедистов. Правильное центрирование повышает управляемость двухколесного транспорта, ездок лучше чувствует наклоны.
Обратите внимание! Для регулировки ослабляется винт, расположенный под мягкой площадкой сиденья. Для проверки правильности положения следует прокрутить педаль в нижнюю точку и посмотреть на колено, оно должно быть на одной линии с осью педали
Представленные в материале рекомендации помогут понять, как правильно установить седло на велосипеде для комфортной езды без вреда для здоровья
При покупке важно учитывать ширину сиденья. В дальнейшем выполняется регулировка высоты, наклона и глубины положения седла