Манетки велосипеда (шифтеры): какие лучше, их ремонт

Каким может быть современный велосипедный руль?

Руль для велосипеда является деталью, благодаря которой байк можно направлять в нужную сторону и удерживать в равновесии. Он также выполняет роль основной опорной точкой велосипедиста, помимо педалей и седла.

Кроме того, на руль устанавливается дополнительная аппаратура: трубчатые насадки в зоне хвата, звонок, манетки, велокомпьютер в случае ручных тормозов — тормозные ручки и многое другое.

Существуют различные типы рулей, каждый из которых применяется при конкретном виде езды. Наиболее распространенные типы это: руль «баран», руль для BMX, прямой руль, а также рули для прогулочных и дорожных байков.

Каждая из моделей имеет свои особенности и характерные черты, о которых Вы сможете узнать из данной статьи.

Выбор манеток для велосипеда

Что из двух видов предпочесть? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя — каждый велосипедист выбирает то, что ему удобно или по другим каким-либо соображениям. С точки зрения безопасности, при падениях, грипшифты практически не страдают. Рапид файр же при падении страдает чаще, из-за конструктивно торчащих рычажках и индикаторе, который вылезает за руль. Правда, в некоторых последних моделях рапид файр, индикатор спрятан под руль, поэтому хорошо защищен.

Грипшифт имеет один существенный недостаток, когда он может переключаться сам во время прыжков, из-за того, что рука лежит на нем постоянно. Для того, чтобы такого не происходило, грипшифт сдвигают ближе к центру руля, а также ставят грипсы большей ширины.

Как для велосипеда выбирать манетки — современные манетки подвязаны под стандарт Speed Indexed System (SIS), когда переключение происходит при помощи щелчков строго по скоростям. Однако, есть еще устаревшие фрикционные манетки, не имеющие фиксированных положений.

Кто чего выпускает и про совместимость

Компания Shimano производит только рапид файр, исключением составляет только самая младшая группа Tourney. SRAM выпускает только грипшифты, исключение — группа 9.0 и Gemini Pro, совместимая с Shimano. Однако, не у всех правых манеток SRAM есть совместимость с задними переключателями Shimano.

При переключении манетки, у троса происходит поступательное движение, однако величина смещения троса во время переключения на одну скорость различная: у всех манеток Shimano она равна 10мм, у передненго левого шифтера SRAM – 10мм, а у заднего правого – 5мм. Это относится к грипшифтам SRAM линейки ESP (3.0 — 9.0 и 9.0SL).

Как для велосипеда выбирать манетки — SRAM выпускает также линию грипшифтов, которые совместимы с задними переключателями Shimano. У них шаг перемещения троса точно такой, как и у Shimano – 10 мм. Эту линию представляют такие группы:

1. Performance (Rocket).
2. Competition (Gemini Pro, Attack).
3. Enthusiast (Centera, Verio comfort).
4. Recreation (MRX plus).
5. Entry level (MRX).

Еще посмотреть статьи на эту тему:

Переключатели скоростей велосипеда. Передний переключатель. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает…

Почему на велосипеде плохо переключаются передачи. Когда передачи плохо переключаются и заедают, то владельцы таких велосипедов говорят, чего мол можно ожидать от недорогих компонентов. Очень сильно удивляются…

Апгрейд трансмиссии велосипеда. Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что “малой кровью” трансмиссию заменить не получится…

Велосипедные шатуны и их особенности

Кинематика привода велосипеда представляет собой механизм, который преобразовывает возвратно-поступательное движение ног велосипедиста во вращательное движение звезд цепной передачи.

Шатуны совместно с педалями служат, в этом случае, своего рода коленчатым валом, если провести аналогию с двигателем автомобиля. Таким образом, на них приходится максимальная нагрузка в сравнении с другими частями трансмиссии.

Поэтому в изготовлении шатунов для велосипеда используются материалы, имеющие высокую прочность и, в тоже время, минимальный вес. Последнее качество имеет большое значение для различных спортивных байков. Для его достижения используются не только самые легкие материалы, но и особая конструкция шатунов.

Манетки, совмещенные с тормозными ручками

Так как традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые «бараньи рога», удобно разместить манетки рядом с тормозными ручками составляет целую проблему. Именно поэтому на шоссейных велосипедах достаточно долго использовались классические однорычажные манетки, размещенные на нижней трубе рамы. Но сейчас все мировые лидеры в шоссейном оборудовании используют манетки, совмещенные с тормозными ручками (Campagnolo Ergopower, Shimano Dual Control и т. д.). Это довольно сложные механизмы, сложнее триггерных манеток горных велосипедов.

В 2003 году в Shimano решили использовать подобный принцип в верхних группах оборудовании для горных велосипедов. Манетки XTR серии M960, а позже и Deore XT и Deore LX внешне больше похожи на традиционные моноблоки для горных велосипедов, только с одной лишь ручкой тормоза или ручкой тормоза и одним рычажком. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз. Но успеха такие манетки почти не имели и через пару лет их производство потихоньку свернули.

Итак, разберем манетки по типам:

Манетки типа «грипшифт» — переключатель, похожий на ручку газа на мотоцикле. Переключение скорости происходит путем поворота велосипедной манетки вокруг оси руля. Здесь есть один существенный плюс — возможность сразу же перескочить через несколько скоростей. Минус — непривычность конструкции и вероятность случайного переключения. Сейчас ими комплектуются только очень дешевые велосипеды, так что качеством они не блещут. Я катался с такой манеткой всего пару раз, после триггерной она показалась мне неудобной.

«Дуалконтрол» — изобретение компании Shinamo, которая представляет собой усовершенствованные тормозные рычаги. Передвижение рычага влево-вправо дает возможность сменить скорость. Такие шифтеры ставят только на шоссейные велосипеды (хотя одно время выпускали и версию для горного велосипеда), поэтому сказать что-то конкретное про ее использование на практике не могу.

Выбор типа манетки полностью зависит от вас, но я бы советовал начинать с самого распространенного их типа — триггерного, а потом уже пробовать переходить на другие.

Далее полезное видео на тему: «Почему велосипед стоит так дорого? Навесное оборудование, велосипедная цепь, манетки»

Как переключать скорости на любом велосипеде от Мерида до дамской модели

Чтобы легко и комфортно кататься, прилагая при этом меньшие усилия, нужно правильно переключать скорость.

  1. Когда вы слышите посторонние звуки при переключении скоростей — передача не сработала. Нужно дожать рычаг манетки.
  2. Если вы решили покорить вершину, воспользуйтесь задним переключателем.
  3. Менять передачу лучше перед тем, как вы начнёте взбираться на возвышенность.
  4. Переключайте передачи в движении и не прыгайте сразу через несколько звёзд.
  5. В процессе смены скорости ослабьте давление на педали. Так переключение произойдёт плавно и корректно.

Как переключать скорости правильно — видео

Если перед каждым велосезоном проводить профилактику работы переключателя передач, то проблемы, связанные с трансмиссией, сведутся к минимуму. Ведь очень неприятно, когда механизм даёт сбой в пути. А настроить переключатель скоростей самостоятельно и устранить неполадки несложно даже новичку.

Источник

Как настроить переключение скоростей на горном или городском велосипеде

Устройство манетки

Этот механизм имеет несколько деталей, в том числе и весьма мелких:

  • ручки или курки, которые приводят в движение весь механизм. Она расположена снаружи корпуса, как правило, пластмассового, но бывает и, например, алюминиевого;
  • внутри корпуса находится подвижный блок с намотанным на него тросиком;
  • также там расположена специальная пружина-фиксатор и рычаг перемещающий блок.

С помощью ручки или курков манетки осуществляется движение блока и ослабления или натяжения тросика. Понятно, что все эти детали требуют периодической смазки. Описанный механизм классический для манетки. Однако, есть еще и несколько видов этого устройства, которые используются на разных велосипедах:

  1. Моноблок. Это одновременно корпус механизма манетки и рукояти тормоза, отсюда и название. Этот вариант используется в самых бюджетных вариациях систем. Но есть и иной тип моноблока. В котором чтобы переключить скорость надо сместить рычаг тормоза вправо или влево, а чтобы притормозить просто нажать на рычаг и перевести его в нижнее положение до упора. Такой тип манетки очень удобен для шоссейных многоскоростных велосипедов. И не требует частого ремонта;
  2. Триггеры – наиболее распространенный тип переключателей скоростей. В данном варианте есть два рычага, переключающиеся движением указательного и большого пальцев. Соответственно, этими рычажками, при условии хорошей смазки, тросик ослабляется или натягивается. Еще одна особенность: повышение скорости переключается только при полном нажатии рычажка, чтобы переключиться на следующую, его нужно отжать и нажать снова, тогда произойдет переход на следующую скорость. Сброс одним нажатием может доходить до 3х-4х скоростей сразу;
  3. Грипшифтовые. В данном варианте манетки всего одна поворотная ручка, органически встроенная в сам корпус механизма, на подобии мотоциклетной ручки газа. Достаточно повернуть ее в ту или иную сторону до щелчка и происходит переключение скорости. Понятно, что такую конструкцию надо постоянно смазывать, от этого будет зависеть ее эффективность.

У всех перечисленных видов манеток есть свои плюсы и минусы, но и устанавливаются они на велосипеды, к которым по функционалу они больше всего подходят.

Оснащение обычного велосипеда втулкой

Для того чтобы сделать обычный велосипед современным и приспособленным для прогулок по разной местности, возможна установка втулки. Для этого вам понадобится установочный комплекс, состоящий из втулки, крепежных элементов и шифтера. Если желание заняться самостоятельной переборкой колеса отсутствует, всегда есть альтернатива – покупка готового колеса со встроенной планетарной втулкой. Nexus SG-3C41 – приемлемая модель втулки для модернизации двухколесного транспорта.

Как только колесо окажется у вас, приступайте к работе по переоборудованию велосипеда. Прежде всего, понадобится поменять местами гайки фиксации колеса. В целях безопасной перевозки установка гаек осуществляется наоборот. Глухая гайка-колпачок находится со стороны шайбы, тогда как обычная должна располагаться справа со стороны переключателя. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Сначала потребуется перевернуть велосипед колесами кверху, после чего снять колесо, подлежащее замене
  2. Переставлять покрышку лучше с ободной лентой. Для двойного обода потребуется лавсановая лента, поскольку резиновая будет проваливаться в ободные отверстия
  3. Теперь можно приступить к установке нового колеса. Желтая шайба должна надеваться на ось со стороны рычага тормоза таким образом, чтобы выступ шайбы вошел в проушину для колесной оси. Шайба желтого цвета служит для удерживания оси колеса от проворачивания под воздействием момента во время работы редуктора
  4. Прикрепите рычаг тормоза к раме велосипеда, а затем отрегулируйте натяжение цепи. Затяните гайки
  5. Можно поставить двухколесный транспорт в исходное положение – колесами вниз
  6. Теперь потребуется поставить шифтер на руль, провести трос к заднему колесу. Используйте стяжки (для кабеля) для крепления рубашки к раме. Это действие выполняется через каждые 25 см
  7. Пружина включает первую передачу. Поставьте шифтер в положение «1»
  8. Шток смазывается густой смазкой, после чего вставляется в осевое отверстие. Теперь понадобится надеть водило на ось, при этом проталкивая шток внутрь втулки. Не надавливайте сильно, поскольку шток легко сгибается
  9. Водило надвигается на ось до упора, затем крепится посредством винта с головкой под ключ на «8»
  10. Переверните велосипед колесами вверх, проверьте переключение передач. Хруст и прочие посторонние шумовые помехи не должны прослушиваться при проверочных мероприятиях. Исключение – звук трещотки муфты

В конце понадобится проверить проводку троса. Затяните стяжки и пользуйтесь привилегиями модернизированного велосипеда.

Что важно знать о шинах

Покрышки накачивают воздухом. И сделать это можно по-разному, т.е. есть возможность регулировки жесткость шин. Различаются покрышки рисунком и размером, зависящим от диаметра колеса. Рисунок же выбирают, исходя из типа покрытия дорог, по которым предполагается ездить. Для твердого покрытия подойдут узкие покрышки без рисунка. Шины большей ширины, называемые «грязевыми» подойдут для мягкой почвы. Покрышки с выраженным рисунком предпочтительны для катания по неровным поверхностям.

Еще один тип покрышек представляет нечто среднее. В них грунтозацепы расположены по краям, поэтому не мешают передвигаться по асфальту и по почвам мягким.

Как разобрать, смазать и обратно собрать

Итак, трущиеся детали требуют периодической смазки, а значит, устройство переключения скоростей требует того, чтобы их разобрали и смазали. Помимо профилактических работ понадобится и чистка, а также возможен ремонт.

Разборка и чистка

Как это сделать с манеткой Shimano, установленной на велосипеде, будет понятно в следующем алгоритме действий:

  1. Сначала надо снять само устройство, а для этого открутить заглушку, которая удерживает тросик. Оконцеватель тросика откусывается кусачками и ни в коем случае не плоскогубцами, в этом случае кончик тросика распушится и установить его в прежнее положение на велосипед будет проблематично;
  2. Снимается верхняя крышка, для этого выкручиваются два болта. Надо следить за тем, чтобы стрелка, указывающая текущую передачу, закрепленная с помощью специальной пружины, не вылетела;
  3. После этого откручивается болт нижней крышки и она снимается, с ней непосредственно связан и один рычаг;
  4. Фиксирующая гайка удерживает ножки, их надо аккуратно отогнуть, чтобы они не препятствовали дальнейшей смазке деталей;
  5. После того как произведено это действие – получен доступ к большому рычагу. Теперь надо придерживать пальцем его и с помощью отвертки сбросить специальный крючок, который удерживает спиральную пружину;
  6. Далее вынимается болт, закрепляющий среднюю часть всей системы, снимается большой и малый рычаги, спиральная пружина и, наконец, центральный болт, который выполняет функцию оси.

Таким образом, манетка для смазки почти полностью “обезврежена”, так как разобрана до барабана, на который накручивается тросик. Производим тщательную чистку всех деталей манетки. Смазать их нужно будет на определенном этапе обратной сборки.

Сборка

После того, как проведена чистка деталей, начинаем обратный процесс – сборку:

Восстанавливаем ось-болт. На него надевается рычаг, шайба и втулка; Устанавливаем спиральную пружину

Затягиваем гайку, фиксирующую пружину, и обязательно надо обращать внимание на то, чтобы спирали ложились друг на друга; Свободный конец спирали зацепляется проволокой и фиксируется на еще одном свободном месте, так, чтобы спираль была совершенно зафиксирована; Придерживая рычаг, откручиваем гайку, проставка ставится на место, а гайка снова фиксируется; После этого надо проверить работу гайки-фиксатора. Она закручивается до упорного места и проверяется работа манетки, она должна ходить и регулироваться свободно. Понять это можно с помощью продвижения рычага, т

е. он в любом положении передвигается без всяких проблем; После того, как выяснили движения рычага, подгибаются ножки обратно и фиксируются. В этот момент наносится смазка, распределяемая по всему механизму. Смазывающее вещество должно попадать на все детали обильно, так, чтобы предотвратить повреждение манетки при работе; Устанавливается часть корпуса, которая получила название средняя, сбрасывается скорость (если передняя, то до 1, если задняя, то до максимальной – 8,9,10,11,12)

Понять это можно с помощью продвижения рычага, т. е. он в любом положении передвигается без всяких проблем; После того, как выяснили движения рычага, подгибаются ножки обратно и фиксируются. В этот момент наносится смазка, распределяемая по всему механизму. Смазывающее вещество должно попадать на все детали обильно, так, чтобы предотвратить повреждение манетки при работе; Устанавливается часть корпуса, которая получила название средняя, сбрасывается скорость (если передняя, то до 1, если задняя, то до максимальной – 8,9,10,11,12).

Сборка манетки завершена. Теперь только устанавливаются нижняя и верхняя часть корпуса и фиксируется все болтами. Велосипед снова, после того как он смазан, готов к эксплуатации.

Сколько скоростей на моем велосипеде?

Начнем изучение велосипедной трансмиссии с самых ее азов, а именно? С количества скоростей. Как определить или подсчитать, сколько скоростей на велосипеде? Эта задачка для первого класса школы велосипедистов. Количество скоростей на байке подсчитать очень легко, для этого достаточно просто умножить количество звездочек сзади, на их количество спереди. Таким образом, если у вас спереди стоит три звезды (некоторые велосипедисты называют этот элемент «чейнринг», суть от этого не меняется), а сзади установлена кассета на 10 звезд, то ваш велосипед обладает 30-ти скоростной трансмиссией. Другими словами мы скажем, что при движении можно использовать каждую из этих десяти задних звездочек в сочетании с каждой из трех передних звезд.

Данный простейший алгоритм подходит для подсчета любых многоскоростных велосипедных передач, например,- спереди 2 звезды, сзади 11, это значит, что у велосипеда 22 скорости, и так далее и т.п..

Какую смазку нужно использовать

В разных частях велосипеда используются отличные друг от друга смазки, которые условно делят на:

Смазки последнего типа используют для велосипеда как можно реже. В основном для таких частей, как цепь или педальный механизм, в ход идут двухкомпонентные смазки. А вот механизм шифтера требует еще большей нежности, поэтому в данном случае используется жидкое масло для швейных машинок или как его еще называют бытовое. Никакой слишком густой солидол или литол не подходят. Смысл и состоит в том, что жидкая смазка проникнет в самые недоступные части устройства. И сделает их работу абсолютно свободной.

https://youtube.com/watch?v=h12wgFV4TqY

Особенности

При кажущейся упрощенности планетарных втулок, якобы меньшем количестве скоростей, этот механизм в реальности ни чуть не хуже и дает не меньше возможностей. Из 24-27 скоростей, которые позволяют в теории получить обычные параллелограммные втулки, действительно используемыми в реальности являются максимум те же 14, так как во избежание перекоса цепи велосипедисты используют только смежные комбинации. Велосипеды с планетарной втулкой эффективно работают на любой из заявленных передач.

Задняя система Shimano Nexus разработана для комфортной езды на байке. Шимано упрощает управление велосипедом в разы. Устанавливается втулка задняя Shimano на велосипеды для городской езды и реже туризма. Компания постоянно улучшает свои девайсы. Так что сегодня Shimano отлично подойдет и совсем любителям, и тем, кто накатал уже тысячи километров. Как и другие системы этого типа планетарная втулка Shimano позволяет упростить процесс езды на байке, а так же дополнительных регулировок. На специализированных вело-форумах отзывов, где фигурирует Shimano чрезвычайно много. И практически все отзывы о девайсах положительные.

Как и любая планетарная велосипедная втулка, Шимано фактически не ломается. Shimano отличный образец надежности в своем ценовом диапазоне.

Так же популярны среди велолюбителей не планетарные Quando. Эти простые системы, хоть и не имеют планетарного механизма, но хорошо работают, так что задние Quando активно покупают те, кто не готов приобретать сложные планетарные системы. Quando неприхотливы и относительно недороги, что делает их привлекательными для райдеров. Система втулок Quando может быть подобрана и установлена на различные велосипеды. Большинство любителей остаются довольны девайсами Quando.

Итак, рассмотрим плюсы и минусы планетарных втулок на велосипед в сравнении с обычными:

Планетарная втулка по факту не нуждается в обслуживании. Это та лошадка, которая работает, работает и работает, не боясь ни грязи, ни износа, ни прочих неприятностей.
И работает эта лошадка очень долго. При правильной эксплуатации велосипеды с планетарной втулкой могут проехать десятки тысяч километров. Так как в механизме используются более толстые звездочки (как на односкоростных велосипедах) и приводы, то это так же увеличивает срок службы без поломок.
На девайсе можно переключать передачи не только во время движения, но и стоя на месте

А так же с любой на любую, а не только на соседние, что важно в городских условиях, когда скорость передвижения приходится менять очень быстро и эти изменения часто непредсказуемы.

К недостаткам девайса относятся:

  • Девайс тяжелее, чем обычная. Это может оказаться критичный для спортивных соревнований, но мало виляет на туристические прогулки или езду по городу.
  • Выше внутренне трение по сравнению с обычными втулками. Это связано с тем, что система устроена на принципе шестеренчатых передач. Опять же это делает такую систему непригодной для скоростных соревнований, но для обычного перемещения в пространстве фактор большего трения практически не важен.
    Если все же случится сломать девайс, то в походных условиях “на коленке” вы ее самостоятельно точно не почините. Вам понадобится специалист и оборудование.
  • Это совсем не копеечный механизм. Как следствие велосипед с такой системой будет достаточно дорогим. С большой долей вероятности этот велосипед многократно окупится до того, как вы сносите свою планетарную систему, но первый порыв при виде ценника может быть — развернуться и уйти.

Разновидности шифтеров на велосипед, их плюсы и минусы

Грипшифтовые шифтеры

Часто используемый вид от компании SRAM, фиксируется после установки грипсы. Внешний вид представляет собой рукоятку с разметкой скоростей, которую, когда крутишь осуществляется переключение.

Для переключения следует крутить до возникновения щелчка, так как внутри тросик ослабляется или наоборот натягивается.

К плюсам можно отнести:

  • Отсутствие повреждений во время падения;
  • Гладкие детали;
  • За одно прокручивание можно переключить сразу на несколько скоростей.

Минусами является:

Возможность быстрого переключения скоростей.

Стоимость от 1500 рублей.

Триггерные манетки

Разделяются на:

  • Однорычажные – на начальные данные переходит по одному нажатию.
  • Двухрычажные – уже по одному названию понятно, что на этом устройстве имеется два рычага, один из которого натягивает, а другой ослабляет трос.

Тригерными называют от способа действия, так как при одном переключении скорость увеличивается на одну больше, для последующего увеличения скорости нужно сильно нажать.

Плюсами являются:

  • Быстрое переключение;
  • Смена скорости не происходит без оказания небольшого усилия.

Недостатки:

Много дополнительных швов.

Стоимость от 1 000 рублей.

Grip-Shift

Переключение скорости осуществляется в следствии поворота грипсовой части.

Достоинства:

  • Переключаются скорости с вращением в любую сторону;
  • Смена скорости достаточно быстрое;
  • Гладкие части;
  • Возможность настройки под индивидуальное желание велосипедиста.

Недостатки:

  • Массивный размер;
  • Возможность случайного переключения.

Цена начинается от 1700 рублей.

Стоимость зависит непосредственно от:

  1. Места покупки (магазин или оптовая база);
  2. Города покупки;
  3. Количества, оптовые покупатели получают приличные скидки.

Устройство переднего переключателя скоростей

Конструкция такой системы довольно проста. Перечислим основные компоненты и их функциональные особенности.

Хомут.

Элемент, предназначенный для крепления устройства к раме вашего велосипеда.

Параллелограмм.

Элемент, в конструкции которого присутствуют шарниры и специальная пружина. Своё название этот элемент получил из-за формы параллелограмма. Он представляет собой главную движущуюся часть устройства, а также к нему крепится рамка, о которой несколько слов ниже.

Направляющая рамка.

Деталь, в которой важную роль играет как внешняя, так и внутренняя часть. По внутренней части этого элемента проходит цепь.

Регулировочные болты.

А ещё эти элементы называют ограничителями. Это два болта, которые используются для ограничения движения рамки как по направлению к раме велосипеда, так и в обратном направлении.

Ещё один болт, который удерживает трос, выполняющий переключение передач.

Схема переднего переключателя скоростей

Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «L»

Чтобы настроить крайне положение болта «L» необходимо переключиться на самую большую звезду на заднем переключателе (соответствует первой скорости на манетке). Далее начинаем крутить болт «L» пока между цепью (которая находится на самой малой звезде системы) и рамкой переключателя не останется зазор около 1 мм (чем меньше тем лучше главное, чтобы цепь не терлась об рамку переключателя).

Прежде чем начать регулировку переднего переключателя

Перед тем как начать настройку переднего переключателя убедитесь, что у вас выполняются следующие условия:

  • Используются звезды под переключение. Данные звезды имеют специальную форму, зацепы и пины, чтобы цепи было проще перескакивать между звездами.
  • Рамка переключателя не повреждена. Если рамка будет помята, стерта или люфтить — отрегулировтаь такой переключатель практически не возможно.
  • У вас велосипед не из продуктового магазина (Ашан, Лента, велосипед на литых дисках и тд.). Велосипеды низкой ценовой категории обычно имеют самы дешевые передние переключатели, которые сделаны из тонкой стали. Эта сталь гнется и не дает нормально переключать скорости.

1. Начинаем с откручивания (ослабления) болта, который держит трос переднего переключателя.

Обычно болт откручивается шестигранником на 5 или гаечным ключом на 9.

2. Далее рекомендую проверить положения рамки переключателя относительно системы звёзд.

А. Проверить угол поворота. Рамка переключателя должна быть параллельна звёздам системы.

Старайтесь ориентироваться не по цепи, а по звездам, так как цепь может стоять на крайних передачах и передний переключатель будет установлен не правильно. Красными линиями я показал центральную звезду и внутреннюю сторону переключателя.

Б. Проверить высоту. Рамка переднего переключателя должна располагаться чуть выше на 1-3 мм. чем самая большая звезда системы. Для регулировки сдвиньте рамку рукой, чтобы она оказалась над 3-й звездой и настройте высоту.

Наклейка на рамке переключателя  Shimano Tourney, которая помогает установить передний переключатель по высоте. На фото, кстати новый велосипед, на котором передний переключатель установлен значительно выше чем необходимо.

3. Теперь начнём работать с тросиком и манеткой на руле.

А. Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в манетку и на пол оборота выверните.

Натяжитель троса показал стрелкой. В моем случае это комборучка (тормоз и манетка в одном корпусе), но и на обычной манетке натяжитель такой же.

Б. Натяните трос рукой или воспользуйтесь пассатижами и затяните его фиксирующим болтом, о котором я писал в пункте 1

Обратите внимание, что на прижимающих трос шайбах есть специальные канавки. Необходимо закрепить трос именно в них

4. Начинаем выставлять крайние положения рамки переключателя болтами «H» и «L».

Выставляем центральное положение рамки переднего переключателя

Необходимо перебросить цепь на центральные звезды кассеты с помощью заднего переключателя. Переключаем с первой на вторую скорость (цепь изначально должна находиться на 1-й звезде), если не переключается, то необходимо натянуть тросик регулятором натяжения (Смотри пункт 3.А), который находится на манетке. Крутим до тех пор пока цепь не будет четко и быстро переходить на среднюю звезду.

Это интересно: Какие существуют велосипедные цепи, как натянуть цепь на односкоростном байке, на скоростном, метод удаления звеньев

Составные части трансмиссии

Классические вариант трансмиссии велосипеда имеет много частей. Рассмотрим каждую из них.

Система ведущих звёзд

Это передний набор звёзд велосипеда, расположенный на валу каретки. Служит для преобразования поступательного движения ног велосипедиста во вращательное и изменения передаточного отношения (при наличии переключателя передач).

Шатуны велосипеда

Кривошипы (шатуны) соединяют оси педалей с осью каретки. Звёзды прикрепляются, как правило, к правому шатуну. Существуют системы как с несъемными звёздами, так и поставляемые отдельно от звёзд.

Систему можно разделить на группы:

  • MTB системы для горных велосипедов
  • DH (англ. DownHill) системы
  • Шоссейные системы
  • Системы для дорожных велосипедов
  • Системы с несколькими звёздами
  • Планетарные системы
  • С одной звездой
  • С двумя звёздами («двойники»)
  • С тремя звёздами («тройники»)

Этой информации достаточно, чтобы получить общее представление о системе.

Каретка

Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, который соединяет шатуны с рамой и обеспечивает функцию крутящего момента шатунов велосипеда.

Каретка велосипеда

Каретка расположена в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда.

Система задних звёзд

Система задних звёзд  — находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен — звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды. Благодаря кассете можно с легкостью преодолевать подъемы и быстро ехать по прямой.

Кассета велосипеда

Существует 2 типа систем: кассета и трещотка. Вторая считается устаревшей и ненадёжной, зато дешевой.

Задняя втулка

Это центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. В трансмиссии велосипеда участвует только задняя втулка.

Задняя втулка велосипеда

Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки. Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды.

Задний и передний переключатели скоростей

Переключатель скоростей (передач) задний. Выполняет не только функцию переключения передач, но и регулирует натяжение цепи (поддерживает ее во время переключений). Изменение передачи осуществляется путем перевода цепи с одной звездочки на другую.

Задний и передний переключатели

Передний переключатель — переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.

Велосипедная цепь

Цепь – составляющая ходовой велосипеда, которая передает энергию от педалей, через шатуны и звезды к заднему колесу. Цепь состоит из звеньев, которые могут быть соединены между собой пином или замочком. Цепи могут быть разной ширины и иметь большее или меньшее расстояние между узлами (спинами).

Именно благодаря цепи вся трансмиссия велосипеда работает как единое целое.

Шифтеры или же манетки

Шифтеры — рычаги которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач. Нажимаете на рычаг — цепь перекидывается на нужную звездочку спереди или сзади.

Манетки (шифтеры)

На этом перечень компонентов классической велосипедной трансмиссии подходит к концу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: