Классификация моторных масел

Классификация моторных масел по SAE

SAE это английская аббревиатура названия сообщества автомобильных инженеров.  SAE занимается продвижением передовых идей в области автомобильной индустрии по всему миру. В частности, ими разработаны стандарты моторных масел для автомобилей. Классификация моторных масел SAE основана на показателях вязкости масла и температурного диапазона его использования.

Масла этой классификации записываются двумя цифрами и большой латинской буквой W. Цифрами обозначаются температурные режимы, на которое рассчитано данное масло. Первая цифра означает диапазон минусовых температур, вторая диапазон плюсовых температур, при которых наиболее благоприятно использование данного сорта смазки. Буква W характеризует возможность использования масла в холодное время года.

Например, маркировка SAE 10W-30 означает, что эту смазку можно использовать при температурах от -20 до – 25 град. С и в теплое время при температурах от +20 до +25 град. С. Общий минусовой диапазон используемых масел составляет от – 10 до — 35 град.С. Плюсовые температуры начинаются с + 20 град. С и достигают +50 град С и выше.

Минусовые и плюсовые температурные диапазоны разбиты на поддиапазоны с шагом 5 град. С. Классификация моторных масел по вязкости имеет свою маркировку каждого поддиапазона. Чем меньше цифра в маркировке, тем меньше вязкость масла, чем цифра больше, тем консистенция масла гуще.

Масла летнего периода в маркировке SAE записываются одной цифрой, без буквы W. Наличие двух цифр и буквы W в маркировке означает всесезонный сорт смазки. Классификация моторных масел SAE поможет вам подобрать масло, соответствующее температурному режиму использования вашего автомобиля.

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Маркировка моторных масел по SAE

В соответствии с SAE масла маркируются по вязкости – важнейшему параметру для всех горюче-смазочных материалов. Она указывает на уровень трения элементов и стойкость двигателя к износу. Особенно этот показатель важен для автолюбителей, проживающих в северных районах нашей страны.

В свою очередь, SAE делят на три класса:

  • летний (жидкий);
  • зимний (густой);
  • универсальный.

Большинство современных продуктов относятся к третьему классу, то есть их можно использовать вне зависимости от времени года. Масла маркируют двумя цифрами, разделяемых дефисом, а в промежутке указывается буква «W» — зима (winter), значит смазку можно использовать в зимнее время года. Первая цифра — это показатель самой низкой температуры, какую способно выдерживать масло. Вторая — указывает на самую высокую температурную отметку, при которой жидкость останется в рабочем состоянии и не закипит.

Рекомендуем: Маркировка вязкости масел группы 0W40

Чтобы смысл значений был более понятен, охарактеризуем несколько популярных обозначений:

  1. 5W-30 — марка используется для заливки в двигатели авто европейских производителей. Цифра 5 означает вязкость масла в холодном состоянии при первоначальном запуске мотора. Буква «W» — возможность применения в холодную погоду. Цифра «30» определяет вязкость состава после нагрева двигателя.
  2. 5W-40 – подходит для самых быстрых спортивных автомобилей. Интервал вязкости в холодном состоянии и разогретом будет равен соответственно 5 и 40. Буква «W» также сообщает о возможности использования в суровых зимних условиях.

Расшифровка маркировки моторного масла по SAE

Классы масел по системе SAE и температура, при которой жидкости могут работать.

Класс t, °C Температура для прокачки/ проворачивания коленвала, °C Плотность, мм2/с при 100 °C
0W от -40 до 10 -35/-30 3,8
5W от -35 до 10 -30/-25 3,8
10W от -30 до 0 -25/-20 4,1
15W от -25 до +5 -20/-15 5,6
20W от -15 до +15 -15/-10 5,6
30 от -5 до +35 +20/-25 9,3
40 от +10 до -40 +35/-40 12,5
50 от +10 до -50 +45/-50 16,3
60 от +10 до -60 от +50 21,9

По мере роста первой цифры вязкость масла повышается. Так, жидкость 5W-40 можно использовать при температуре воздуха от -35 мороза до +40 градусов тепла.

Состав моторных масел

Все современные моторные масла состоят из основы (базового масла) и подобранного набора (“пакета”) присадок.

В зависимости от химического состава и способа получения основы, смазочные масла делятся на две большие группы — минеральные (нефтяные) и синтетические.

Минеральные базовые масла производятся непосредственно из нефти посредством перегонки с последующей кислотной или кислотно-контактной (сейчас не применяется) либо селективной очисткой масляных фракций, а в последнее время — гидроочисткой;

Синтетические базовые масла производятся органическим синтезом, часто также на основе нефтепродуктов (включая природный газ), но с намного более глубокой переработкой исходного сырья. Их основа — полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО — это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов — этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки.

Полусинтетические масла, как правило имеют минеральную основу, но содержат большой пакет присадок, которые позволяют приблизить характеристику такого масла к синтетическому.

Эстеры —  полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла этой группы — это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

1 Общие сведения о моторных маслах – какие их виды мы знаем?

Главное свойство любого автомобильного масла – это вязкость, которая уменьшается или увеличивается в зависимости от температурных показателей. Как правило, диапазон рабочих температур для различных видов составляет от –40 до +180 градусов. Недостаточная вязкость при высокой температуре может привести к быстрому разрушению защитной пленки, которая образуется на поверхности трущихся деталей, а также к уменьшению давления в системе ДВС. И наоборот, повышенная вязкость при невысоких температурах приводит к невозможности запустить двигатель или «масляному голоданию» в системе.

Выбор автомобильных масел

Таким образом, для нормального функционирования всех элементов системы ДВС масло классифицируется по вязкости. Каждый тип вязкости имеет рекомендации по использованию в определенный температурный период. На сегодняшний день все виды моторных масел принято условно делить на три категории:

  • Зимние – обладают невысокой вязкостью для обеспечения оптимальной работы мотора в холодное время года при низких температурах;
  • Летние – имеют высокий уровень вязкости и рекомендованы к использованию только при плюсовых температурах;
  • Всесезонные – самый распространенный и оптимальный вид моторных масел, которые обеспечивают низкую вязкость зимой и высокую летом за счет применения специальных присадочных материалов на синтетической основе.

Присадки в масло позволяют изменять минеральный состав для получения определенных свойств. Среди наиболее распространенных присадок выделяют моюще-диспергирующие, антикоррозионные, противоокислительные, противопенные и другие. Необходимость в тех или иных присадках зависит от определенных характеристик двигателя. Так, например, при работе дизельного мотора образуется множество различных отложений, поэтому для такого типа двигателфя нужно использовать автомобильные масла с моюще-диспергирующими присадками, а турбированные двигатели, в свою очередь, требуют от масла хороших антиокислительных свойств.

Как выбрать моторное масло по ACEA

После выбора вязкости по SAE (например, 5W-30, 10W-40 или другой вариант) нужно найти продукты, которые соответствуют классу из инструкции к автомобилю. 

Это не всегда ACEA — некоторые производители указывают API, ILSAC или только продукты под брендом автопроизводителя. После этого остается определиться с фирмой и купить масло в проверенном месте.

Более простой способ выбрать моторное масло — по автомобилю. В каталоге RAVENOL можно указать марку, модель, год выпуска машины — и получить список подходящих продуктов. Сервис подбора учитывает рекомендации автопроизводителей и предлагает только те продукты, которые соответствуют требованиям по классу и вязкости. Это помогает избежать ошибок и получить масло, которое предназначено для конкретного двигателя. Чтобы выбрать продукт, перейдите в каталог RAVENOL и укажите, для какого автомобиля нужно купить масло.

Классификация моторных масел по ILSAC

Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей автомобилей (AAMA) совместно учредили Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC). Целью создания ILSAC было ужесточение требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.

Масла, соответствующие требованиям ILSAC, имеют следующие характеристики:

  • пониженная вязкость масла;
  • пониженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082, последовательность I-IV);
  • пониженное содержание фосфора (для продления срока службы каталитического нейтрализатора);
  • улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
  • повышенная устойчивость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при высоком давлении);
  • улучшенная экономия топлива (тест ASTM, Sequence VIA);
  • низкая летучесть (согласно NOACK или ASTM);
Категория Описание
ГФ-1 Представлен в 1996 году. Соответствует требованиям API SH.
ГФ-2 Представлен в 1997 году. Соответствует требованиям API SJ.
ГФ-3 Представлен в 2001 году. Соответствует API SL.
ГФ-4 Представлен в 2004 году. Соответствует стандарту API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Совместим с катализаторами. Обладает повышенной стойкостью к окислению, общими улучшенными свойствами.
ГФ-5 Представлено 1 октября 2010 г. Соответствует API SN. Повышение энергосбережения на 0,5%, улучшение противоизносных свойств, снижение образования шлама в турбине, уменьшение нагара в двигателе. Может использоваться в двигателях внутреннего сгорания, работающих на биотопливе.
ГФ-6А Введено 1 мая 2020 года. Относится к категории ресурсосбережения API SP, предоставляет потребителю все его преимущества, но относится к всесезонным маслам в классах вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W- 30 и 10W-30. Назад Совместимость
ГФ-6Б Введено 1 мая 2020 г. Применяется только к моторным маслам класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с категориями API и ILSAC.

Классификация моторных масел по ILSAC

Стандарт ILSAC GF-6

Стандарт был введен 1 мая 2020 года. Основан на требованиях API SP и включает следующие усовершенствования:

  • экономия топлива;
  • поддерживать экономию топлива;
  • сохранение моторесурса;
  • защита LSPI.
  1. Очистка поршня (Seq III)
  2. Контроль окисления (Seq III)
  3. Защита от износа кулачка (Seq IV)
  4. Защита двигателя от отложений (Seq V)
  5. Экономия топлива (Se VI)
  6. Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
  7. Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
  8. Защита цепи привода ГРМ от износа (Seq X)

Класс ILSAC GF-6A

Относится к категории ресурсосбережения API SP, предоставляет потребителю все свои преимущества, но относится к всесезонным маслам в классах вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Назад Совместимость

Класс ILSAC GF-6B

Применяется только к моторным маслам класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с категориями API и ILSAC. Для этой категории введен специальный сертификационный знак – «Щит».

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по  SAE  (Общество Автомобильных  Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

  • Зимние масла при небольшой вязкости обеспе­чивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надеж­ного смазывания двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких — летних.

Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 клас­сов, отличающихся по вязкостно-температур­ным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел — OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних — 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указы­вающее класс зимнего масла, тем ниже темпе­ратура, при которой масло сохраняет работоспо­собность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.

Функции моторного масла инфографика

Также  существует  принятая  во  многих  странах классификация API  (Американского  Нефтяного  Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S — бензиновый, С — дизель),
  • вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) — уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА пред­назначены для нефорсированных двигателей, сконст­руированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD — для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двига­телей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели вы­пуска с 1989 года).

Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом мно­гие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее харак­терно только для моторных масел для легковых авто­мобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характе­ризующие состав масла. Масла бывают

  • минеральные (полученные из нефтепродуктов),
  • синтетические,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).

Такое деление вполне оправдано, поскольку мине­ральные и синтетические масла отличаются по вяз­костно-температурным характеристикам, а значит — и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену

Как выбрать моторное масло правильно?

Ознакомившись с классификацией моторных масел по SAE, API, ACEA и ILSAC, вам будет гораздо проще подобрать жидкость, оптимальную для вашего авто с учетом года выпуска, типа и износа ДВС, вязкости, а также условий эксплуатации

Но есть и другие критерии, которые придется принимать во внимание, изучая вот такие этикетки автомасел:

Нагрузки на автомобиль. Ежедневные поездки в черте города и загородные путешествия по бездорожью оказывают различное влияние на двигатель. Где-то он быстро нагревается и даже перегревается, а где-то не успевает прогреться до рабочей температуры

Важно, чтобы моторное масло работало в разных условиях.
Совместимость отдельных узлов ДВС с определенным видом смазочного материала. Если сальники изготовлены из нитрильной резины (чаще встречаются в наших «родных» авто), то синтетические масла заливать нельзя

Но если сальники заменить, то все будет в порядке. Аналогично и с другими деталями. 
Периодичность замены масла.  Многие производители рекомендуют менять его через каждые 10 тыс. км пробега, если износ ДВС не превышает 25%. Но на практике менять масло лучше каждые 7-8 тыс. км, так как авто ездят в режиме «старт-стоп», а качество нашего топлива очень “хромает” в сравнении с европейскими стандартами. 
Объем двигателя. Классификации моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей включает классы, рекомендованные производителями для авто с малолитражными ДВС, вплоть до 3,5 л. При таком малом объеме даже «синтетику» нужно менять чаще, чтобы избежать преждевременного износа.

Соответствие или одобрение. Лучше, если на этикетке есть пометка «одобрение»: это значит, что производитель этого смазочного материала получил специальное одобрение изготовителя вашего авто. Всегда ищите эту пометку у допуска на этикетке моторного масла. 

Классификация моторных масел по разным стандартам

Упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя призваны международные стандарты.

Общепризнанными являются такие классификации как:

  • SAE
  • API
  • ACEA
  • ILSAC
  • ГОСТ

Каждый из стандартов имеет свою историю и долю на рынке. В основном, используются три классификации – API, ACEA и ГОСТ. Указывается также класс вязкости масел по SAE.

SAE

Классы материалов по SAЕ имеют формат ХW-Y. Буква W (от англ. Winter – зима) указывает на всесезонность масла, X и Y – условные обозначения минимальной и максимальной температур, при которых масло нормально выполняет свои функции: прокачивается через каналы зимой и удерживается на поверхностях летом.

В зависимости от величины вязкости масла подразделяются на:

  • Зимние: более текучие, обеспечивающие беспроблемный запуск двигателя в холодное время года; обозначаются цифрой и буквой W (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.); граничное значение температуры определяется путем вычитания числа 35 от цифры
  • Летние: применяются при среднесуточной температуре не ниже 0 °C; кинематическая вязкость таких масел достаточно высока, поэтому в жаркое время года их текучесть не превышает нужного значения; летние марки масел обозначаются одним числом (например, 20, 30, 40 и далее) – чем оно больше, тем вязкость выше
  • Всесезонные: наиболее популярные материалы, способные работать как при минусовых, так и плюсовых температурах; такие масла имеют двойное обозначение (например, 15W-40).

Вязкостные характеристики являются важнейшими, но не единственными элементами классификации моторных масел, поэтому выбирать продукт только по этому критерию в корне неправильно. Необходимо учитывать тип и состояние двигателя, год выпуска автомобиля, условия его эксплуатации и многие другие параметры.

ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles). Она подразделяет масла по их эксплуатационным свойствам, назначениям и категориям.

Последнее издание стандарта предусматривает 3 категории и 12 классов моторных масел:

  • A/B – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12)
  • C – масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12)
  • E – масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12)

Помимо класса моторного масла, в обозначении ACEA указывается год его введения в действие, а также номер издания (время обновления технических требований).

ГОСТ

В зависимости от кинематической вязкости выделяются масла:

  • Летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24
  • Зимние – 3, 4, 5, 6
  • Всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра – зимний класс, вторая – летний)

Чем больше числовое значение, тем более высокой вязкостью обладает материал.

По областям применения ГОСТ подразделяет все моторные масла на 6 групп, которые маркируются буквами от A до E.

Индексом 1 обозначаются масла для бензиновых двигателей, индексом 2 – продукты для дизелей, масла без индекса являются универсальными.

ILSAC

Стандарт ILSAC был разработан Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee). Сегодня данная классификация используется преимущественно для японских авто.

По системе ILSAC все моторные масла можно отнести к одному из пяти классов: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, которые мы будем рассматривать далее. Разница лишь в том, что все масла ILSAC являются всесезонными и энергосберегающими.

Категории ILSAC следующим образом соотносятся с API:

  • GF-1 (устаревшая) – аналог API SH
  • GF-2 – аналог API SJ
  • GF-3 – аналог API SL
  • GF-4 – аналог API SM
  • GF-5 – аналог API SN

Для японских автомобилей с турбированными дизельными двигателями в рамках стандарта ILSAC используется класс JASO DX-1. Данная маркировка предусматривает возможность использования масла для современных силовых агрегатов с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

5 Актуальные советы по использованию автомобильного масла

Как уже говорилось выше, главным критерием при выборе масла для своего авто является рекомендация производителя. Кроме того, на фактор выбора влияет и ресурс двигателя, то есть пробег автомобиля. Например, для новых двигателей, ресурс которых не превышает показатель в 25%, рекомендуется использовать смазку типа 5W-30 или 10W-30 по классификации SAE. Для автомобилей с высоким пробегом рекомендуется выбирать масла с максимальными показателями, например, 10W-40 или 20W-40 по SAE.

Использование моторного масла

Что касается эксплуатационных характеристик, то не рекомендуется использовать одновременно масла от разных производителей, даже если они имеют идентичные свойства и показатели. Если же возникает экстренная необходимость, например, на дороге индикатор показывает критический уровень смазки в двигателе, конечно, можно долить масло от другого производителя и даже другого типа. Однако после такого смешивания двигатель необходимо промыть специальной промывочной жидкостью, а затем залить до необходимого уровня новое масло, следуя рекомендации производителя.

Если цвет масла слишком темный – это не значит, что оно некачественное, возможно в нем большое количество присадок, которые и придают более насыщенный цвет. То же самое касается и быстрого почернения смазки после небольшого пробега.

Это также не означает потерю свойств, скорее всего оно обладает большим количеством моющих присадок, которые способны удерживать в себе продукты сгорания. Кроме того, не рекомендуется самостоятельно заливать присадки, так как это может привести к потере определенных свойств смазочного материала. Качественное масло от проверенных производителей уже содержит в себе полный комплекс необходимых присадок, поэтому увеличивать их количество не имеет смысла.

Приобретать масло лучше всего у автомобильных дилеров или в официальных сервисах, которые работают напрямую с представителями того или иного бренда. В этом случае риск приобрести некачественную продукцию существенно снижается

Поддельное масло под известными брендами, которого достаточно на автомобильных рынках и оптовых базах, не обладает и половиной указанных «производителем» свойств, заливая его в двигатель своего авто, вы рискуете снизить ресурс и производительность мотора, поэтому стоит лишний раз обращать внимание на маркировку, сертификацию и цену

О допусках автопроизводителей и грамотном выборе

Автомобильные компании и концерны выдвигают дополнительные требования к смазочным материалам, предназначенным для двигателей внутреннего сгорания, на основе собственных производственных испытаний и критериев оценки. Это связано с большим количеством технологий и конструктивных решений в области двигателестроения, различным подходом мотористов к разработке и сборке того или иного двигателя. В результате моторное автомасло может находиться в абсолютно разных условиях эксплуатации.

Требования автопроизводителей называются допусками и указываются в инструкциях по эксплуатации ТС. Это значительно упрощает поиск необходимого расходного материала для ДВС.

Из-за огромного количества смазочной продукции на современном рынке автохимии, большого количества классификаций и стандартов, затрудняющих выбор, следует придерживаться рекомендаций автомобильного производителя. Виды и марки масел, указанные в инструкции по эксплуатации ТС, обязательно подойдут для двигателя внутреннего сгорания конкретной модели машины, обеспечат его продолжительную работу.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Российские моторные масла также проходят сертификацию по ГОСТ. Исходя из ГОСТ 17479.1-85 все масла можно разделить на:

  • Классы по кинематической вязкости
  • Классы по эксплуатационным характеристикам.

По кинематической вязкости масла подразделяются на летние(6,8,10,12,14,16,20,24), зимние(3,4,5,6)  и всесезонные(3/8, 4/6 и т.д). Чем больше число, указанное в маркировке тем выше вязкость масла.

Если в маркировке проставлено число 1, значит оно подходит для бензиновых двигателей, если число 2 – для дизельных. Если число не указано значит масло относится к категории универсальных.

Можно ли доверять надписям на канистре

Если производитель наносит на упаковку или указывает в документации, что продукт соответствует требованиям ACEA, API или другой классификации — значит, он должен был провести исследование и проверить состав в работе. Но иногда маркировку классификации используют и без тщательной проверки. Второй вопрос — подлинное ли это масло или подделка? Если подделка — маркировка ничего не значит и состав наверняка не соответствует классификации. Купить оригинальный продукт можно у официальных дилеров производителя, но и это не гарантирует защиту от подделок.

В RAVENOL проблема с подделками решается комплексной технологией защиты — вплавленная голограмма, оригинальная телескопическая трехкомпонентная пробка и надпись, которую выполнена по технологии водяных знаков и видна только под ультрафиолетом. На канистрах нанесены одноразовые скрытые коды, по которым можно определить, оригинальный ли это продукт. 

RAVENOL не подделывают — это бессмысленно, ведь покупатель может сразу проверить и обнаружить, что держит в руках неоригинальный продукт.

Маркировка масел стандарта API

По стандарту API основные показатели в маркировке указывают на то, к какому типу двигателя подходит смазка, режимы работы силовой установки, эксплуатационные характеристики жидкости, условия использования и дата производства. По этой классификации моторные масла разделяются на 2 основные группы:

  • S – для бензиновых двигателей;
  • С – для дизельных автомобилей.

Вначале маркировки по стандарту API пропечатана та или иная буква, указывающая на тип мотора, для которого подходит масло. Также здесь можно увидеть символ, по которому определяются эксплуатационные характеристики продукта.

Как расшифровать маркировку по API

Мы уже знаем, что по первой букве определяется тип двигателя, для которого подходит моторное масло, а по второй эксплуатационные свойства жидкости. По этой классификации расшифровка проводится так:

  • EC (символы стоят сразу за аббревиатурой API) – энергосберегающее масло;
  • римская цифра (после EC) – указывает на уровень экономии топлива;
  • S – подходит для использования в бензиновом двигателе;
  • С – предназначено для дизельных моторов;
  • далее стоит буква от А до N – она указывает на уровень эксплуатационных характеристик, где А имеет самые низкие свойства;
  • маркировка через косую линию (API SG/CD, API SJ/CF и т.п.) – универсальные масло, подходят для любых типов двигателей;
  • цифра «2» или «4» в конце аббревиатуры дизельных смазок – для двухтактных и четырехтактных моторов.

Сегодня в категорию S входит 13 типов моторных смазывающих жидкостей. Многие из них уже устарели и подходят для машин, которые практически не используются. Приведем только самые актуальные виды:

Год выпуска техники 1980 1989 1994 1997 2001 2004 2010 2020
Маркировка по API SF SG SH SJ SL SM SN SP

Категория С насчитывает 14 типов моторных масел. Половина из них также практически не используется. К более современным относятся следующие:

Год выпуска техники 1983 1990 1994 1998 2004 2010
Маркировка по API CE CF-4 CF, CF-2, CG-4 CH-4 CI-4 CJ-4

Моторные масла, прошедшие испытания по API/SAE и отвечающие требованиям действующих критериев качества, помечаются на этикетке упаковки круглым значком. В верхней его части аббревиатура «API», а посредине уровень вязкости по SAE, также возможно указание степени энергосбережения.

Использование смазывающей жидкости в соответствии с требованиями уменьшает износ деталей и риск выхода их из строя, снижает выпадение сажи, расход топлива, уровень шума, повышает ходовые качества техники (особенно в зимний период времени), а также продлевается срок работы катализатора и системы очистки выхлопных газов.

Итог

Расшифровка моторных масел может о многом сказать автолюбителю. Главное, запомнить основные параметры, по которым в дальнейшем будет произведен выбор качественного материала.

Следует помнить, что, несмотря на огромное количество рекомендаций в сфере применения того или иного вида моторной смазки, основное предпочтение следует отдавать требованиям производителя транспортного средства. Перед тем, как выпустить модель  в продажу, компании-производители опытным путем подбирают наиболее эффективный горюче-смазочный материал, способный продлить эксплуатационный период силовой установки.

Какими бы ни были моторные масла, их характеристики могут отрицательно повлиять на состояние двигателя вашего средства передвижения. Поэтому прежде, чем ставить эксперименты на своей машине, загляните в ее руководство по эксплуатации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: