Opel Astra H (Family) / Руководство
Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля Opel Astra, следующие:
- повышенный (по сравнению с привычным) шум;
- затрудненное переключение передач;
- самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
- утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, что и механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют. Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы и описаны на примере механической коробки передач. Разница заключается в конструкции привода управления коробкой передач.
Полезные советы
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и пр.).
Коробка передач довольно тяжелая, а ее форма не удобна для удерживания, поэтому рекомендуем снимать коробку с помощником.
Вам потребуются: ключи «на 14», «на 19» и TORX Е18, пассатижи (или сварочные клещи).
1. Снимите аккумуляторную батарею (см. Снятие и установка аккумуляторной батареи).
2. Снимите полку крепления аккумуляторной батареи (см. Снятие и установка полки крепления аккумуляторной батареи).
3. Снимите приводы передних колес (см. Снятие и установка приводов передних колес).
4. Снимите стартер (см. Снятие и установка стартера).
5. Пометьте любым способом (например, краской) взаимное расположение тяг и наконечника рычага переключения передач, чтобы сохранить регулировку привода при обратной установке коробки. Ослабьте затяжку болта клеммового зажима привода управления механизмом переключения передач, разъедините тягу и наконечник рычага переключения передач.
6. Извлеките фиксатор и отсоедините наконечник шланга от переходника промежуточной трубки гидропривода выключения сцепления.
7. Отсоедините от датчика скорости и датчика включения заднего хода колодки жгутов проводов.
8. Отсоедините колодки жгутов проводов от кронштейнов коробки передач.
9. Выпрямите пассатижами шплинт…
10. …извлеките ось промежуточной тяги привода управления коробкой передач…
11. …и отсоедините тягу от механизма переключения передач.
12. Извлеките два пружинных фиксатора крепления системы рычагов и тяг управления коробкой передач…
13. …и снимите систему рычагов и тяг с кронштейнов коробки передач.
14. Закрепите стропы грузоподъемного механизма за переднюю и заднюю транспортные проушины силового агрегата и натяните стропы.
15. Снимите передний подрамник (см. Снятие и установка переднего подрамника).
16. Выверните болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя (для наглядности фотография сделана на снятом силовом агрегате).
17. Выверните два болта крепления поддона масляного картера к картеру сцепления (см. Замена уплотнения поддона масляного картера).
18. Установите опору под картер коробки передач.
19. Сдвиньте коробку передач максимально назад (первичный вал должен выйти из зацепления со ступицей ведомого диска сцепления), уберите из-под нее опору и снимите коробку с вашего Опеля Астра.
Предупреждение
При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
20. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Полезные советы
Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки.
Проверьте с помощью специальной оправки, как отцентрирован ведомый диск сцепления (см. Снятие и установка сцепления).
Перед присоединением приводов передних колес к коробке передач замените новыми стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. В противном случае есть вероятность отсоединения приводов от коробки передач во время движения.
21. Залейте масло в коробку передач (см. Проверка уровня, доливка и замена масла в механической коробке передач и рабочей жидкости в автоматической коробке передач).
22. При необходимости отрегулируйте привод переключения передач (см. Регулировка привода управления коробкой передач).
23. Залейте рабочую жидкость в бачок главного тормозного цилиндра (в его секцию, предназначенную для питания гидропривода выключения сцепления) и удалите воздух из гидропривода выключения сцепления (см. Прокачка гидропривода выключения сцепления).
Что собой представляет механическая коробка передач
передачаРусскийправитьУкраинскийправить
МКПП служит для распределения механической энергии мотора по ведущим мостам транспортного средства. Легковые автомобили используют ручную коробку передач с различным количеством ступеней. Самыми ходовыми являются 5-и ступенчатые трансмиссии и ревес.
В механической коробке для переключения передач обязательно используется сцепление. Оно является связующим звеном между мотором и трансмиссией. Коленчатый вал двигателя постоянно вращается. Первичный вал коробки находится в зацеплении с коленчатым валом.
Это вас точно заинтересует Как правильно ехать ночью?
Для того чтобы подключить нужные шестерни скорости передач необходимо приостановить на доли секунды вращение коленчатого вала. С этим успешно справляется сцепление. Именно поэтому переключить передачу невозможно без выжатого сцепления.
Как правильно переключать передачи на механике?
Опытный водитель переключает передачи на механике автоматически, не контролируя хода руки. Все движения носят рефлекторный характер и их чёткость обусловлена водительским стажем.
Можно выделить следующий порядок переключения передач на МКПП при начале движения:
1.Выжать сцепление и установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;
2.Завести двигатель, удерживая педаль тормоза;
3.Отпустить педаль тормоза и выжать педаль сцепления;
4.Не отпуская педали сцепления включить первую передачу;
5.Плавно отпустить сцепление и тронуться с места;
6.При необходимости добавить скорости педалью газа;
После начала движения переключать передачи слишком часто не нужно. Как правило, в городском плотном потоке автомобилей используется третья передача. При ускорении транспортного средства переключать передачи нужно строго по порядку с возрастанием.
Если необходимо применить экстренное торможение следует одновременно выжать педаль тормоза и сцепления. Рычаг переключения передач в нейтральное положение можно перевести и позже.
Можно выделить следующие диапазоны переключения передач в механике:
-первая передача (0-20 километров в час);
Это вас точно заинтересует Замена масла в автоматической коробке передач
-вторая передача (20-40 километров в час);
-третья передача (40-60 километров в час);
-четвёртая передача (60-90 километров в час);
-пятая передача (90-110 километров в час);
-шестая передача (свыше 110 километров в час).
Как показывает практика опытные водители определяют необходимый момент переключения передачи по звуку мотора. Натужный рёв силового агрегата свидетельствует, что наступило время переключить передачу.
Не нужно забывать, что своевременное переключение передач предотвращает преждевременный износ мотора, снижает расход топлива и уменьшает выброс вредных веществ в окружающую среду. Необходимо помнить, что выжимается сцепление плавно и передачи переключаются быстро.
Переключение передач МКПП при обгонах
Минимальный расход топлива и оптимальные обороты двигателя достигаются при движении автомобиля на высокой передаче по загородной трассе. Многие водители и особенно новички совершают ряд типичных ошибок при обгоне других участников движения.
Большая часть новичков при обгоне транспортного средства включает высокую передачу и тем самым теряя в динамике и скорости. Специалисты, наоборот рекомендуют при начале обгона понизить на одну ступень скорость передачи.
Это прибавит двигателю резвости и скорость транспортного средства моментально увеличиться. Таким образом, опасный манёвр будет успешно завершён. Не нужно испытывать судьбу и выполнять переключение передач во время обгона.
Это вас точно заинтересует Как правильно купить автомобиль?
Как правильно тормозить двигателем?
Существуют ситуации когда возникает необходимость использования двигателя и коробки передач для эффективного торможения. Снижение скорости транспортного средства за счёт использования возможностей двигателя используется при крутых спусках, отказе тормозной системы, неисправности тормозной системы и скользком дорожном покрытии.
Действия при торможении двигателем следующие:
1.Отпустить педаль газа;
2.Выжать сцепление и включить низшую передачу;
3.Плавно снять ногу с педали сцепления.
При торможении двигателем необходимо соблюдать меры предосторожности, так как неправильные действия могут привести к поломке механической коробки передач
Заключение
В принципе правильно переключать передачи на механике не так сложно как это можно себе представить на первый взгляд. Самое главное запостись терпением, а опыт и навыки придут с течением времени.
Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы
Как переключать скорости на мотоцикле
Для переключение передач вверх со сцеплением необходимо быстро выжать сцепление переключиться вверх и отпустить сцепление таким образом чтобы обороты на которых включается следующая передача не превышали обороты передачи с которой вы переключаетесь более чем на 1500. Если вы делаете это медленно — вам необходимо закрывать ручку газа в момент когда выжато сцепление, если быстро — можно удерживать ручку в прежнем положении или едва закрывать ручку. Важным критерием являются обороты на которых вы начали переключаться вверх и разницу между оборотами с которых вы выжали сцепления и на которых отпустили сцепление — разница не должна превышать 1000 — 1500 оборотов. С практикой, переключение передач станет получаться автоматически и не будет требовать внимания.
Новичкам вниз переключаться довольно тяжело и не совсем понятно. Вероятность того что заднее колесо неожиданно заблокируется — велика. Поэтому производители мотоциклов уже около 10 лет устанавливают в сцепления большинства мотоциклов так называемый ограничитель момента. Ограничитель момента не стоит путать с проскальзывающим сцеплением, используемом на гоночных мотоциклах. Основное отличие в том, что ограничитель срабатывает на недовыжатом сцеплении, а именно — в момент времени когда вы отпускаете сцепление. Так если вы разгонитесь на второй передаче, выжмите сцепление, опустите обороты мотора и теперь отпустите сцепление то за доли секунд до того как рычаг опустится сработает ограничитель момента. Ограничитель предназначен для борьбы со «прыганием» заднего колеса если вы ошиблись с оборотами на которых вы переключаетесь вниз или вверх. Запомните — ограничитель не работает с полностью отпущенным сцеплением и не является панацеей против блокировки заднего колеса.
Как тормозить на механической коробке передач
Во время торможения на автомобиле с механикой нужно следить, чтобы обороты двигателя не опускались ниже диапазона работы холостого хода (600-1000 об/мин для большинства автомобилей).
Если скорость небольшая, можно тормозить только нажатием на педаль тормоза.
Как тормозить на механике
- отпустить педаль газа;
- выжать сцепление;
- плавно нажать на тормоз, постепенно увеличивая давление;
- после остановки включить нейтральную передачу;
- плавно отпустить сцепление, поднять ручник;
- отпустить педаль тормоза.
Современные автомобили оснащены очень чувствительными тормозами: небольшое нажатие на педаль тормоза ведет к торможению. Эта чувствительность обусловлена системой усиления тормозов, которая работает только при заведенном двигателе. Если пытаться остановить машину с незаведенным мотором, то чувствительность тормозов будет в разы ниже и надо будет очень сильно давить на педаль тормоза.
Чувствительность тормозов для начинающего водителя играет не очень хорошую роль, так как новичок, желая затормозить, часто слишком резко и сильно нажимает на тормоз, что приводит к крайне резкому торможению, резкому падению оборотов двигателя, в результате чего автомобиль может заглохнуть.
Как тормозить двигателем
Если планируется плавное торможение, то лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. В таком случае скорость сбрасывается эффективнее, продлевается жизнь тормозных колодок и дисков, управляемость автомобилем остается высокой. Такой способ торможения наиболее предпочтителен, чем торможение только при помощи тормозов на нейтральной передаче или при выжатом сцеплении. Принцип торможения двигателем заключается в постепенном переходе на более низкую ступень передачи до полной остановки или снижения скорости до требуемых значений. Понижать ступени можно с любой более высокой на следующую более низкую по мере снижения скорости.
Как тормозить двигателем на механике:
- отпустить педаль газа;
- плавно нажать на педаль тормоза до снижения количества оборотов 1000-1500;
- нажать педаль сцепления;
- включить пониженную передачу;
- плавно отпустить педаль сцепления;
- правая нога продолжает нажимать на педаль тормоза;
- при необходимости перейти еще на более низкую передачу, опять выжать сцепление и включить следующую передачу;
- повторять эти действия до снижения скорости до нужного значения или полной остановки.
Для более эффективного торможения во время выжимания сцепления и переключения передач правой ногой продолжаем нажимать на тормоз. В таком случае получаем совместное торможение колес и торможение двигателем.
При экстренном торможении лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. Не переключайтесь на нейтральную передачу.
Как тормозить ручником
Ручной тормоз, или по-другому, стояночный тормоз — предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии за счет блокировки задних колес. Его используют на парковке или на светофоре.
Ручник не предназначен для торможения. Однако при возникновении экстренных ситуаций, вызванных проблемами с тормозами, можно использовать ручник для торможения. Но для не обученных специально водителей, такой метод торможения крайне опасен. При движении машины использование ручника ведет блокировке задних колес, что на большой скорости приводит к заносу и полной потере управляемости.
Если возникли проблемы с тормозами лучше тормозить двигателем до значительного снижения скорости и только потом, когда скорость уже небольшая, можно подключать для торможения ручник.
Соблюдайте четыре важных правила для торможения ручником:
- небольшая скорость машины;
- движение по ровной не скользкой дороге при положении передних колес точно прямо оси машины;
- избегайте движений рулем;
- притормаживайте ручником постепенно, не доводя его до крайне верхнего положения.
Несколько советов для тех, кто хочет знать, как правильно ездить на питбайке!
Не забудьте надеть шлем. Прочие элементы защитного снаряжения можно считать необязательными, например, ботинки или перчатки, но для неопытных наездников, шлем следует носить всегда.
Убедитесь, что выбрали верное положение. Вы можете убедиться в этом, сидя на мотоцикле. Если размер байка выбран верно, Ваши ноги должны просто касаться земли. После этого взгляните, где Вы находитесь на сиденье. Если Вы допустили ошибку, свойственную большинству новичков – будете сидеть слишком далеко сзади.
Познакомьтесь с «ощущением» во время езды. Теперь, правильно усевшись, включите питбайк на первой передаче, нажав на рычаг переключения передач четыре раза
Теперь, когда Вы на первой передаче, осторожно поворачивайте дроссель, пока не начнете двигаться. Во время 1-й поездки постарайтесь максимально познакомиться с ощущениями, которые дает питбайка, который проезжает по грязи или грунтовой дороге
Если Вы привыкли поездкам по асфальтированным улицам, езда по грунтовке сначала будет немного смущать, потому что покрытие неоднородно, и мотоцикл немного «покачиваться» под Вами, но это вполне нормально.
Когда Вы ускоряетесь, природные силы будут пытаться оттолкнуть назад. Большинство новичков сидят на сиденье слишком далеко и пытаются противостоять этой силе, вцепившись «мертвой хваткой» в руль, а ведь так делать, точно не следует. Если Вы сидите правильно, Ваши бедра должны быть над колышками для ног (или перед ними), а Ваша верхняя часть тела должна наклоняться вперед. Если Вы всё делаете правильно, то сможете убрать с руля левую руку во время ускорения, и мотоцикл будет продолжать движение прямо, а значит, Вы уже имеете представление, как пользоваться питбайком.
Делайте плавные и быстрые переключения передач, и это даст Вам осознание как ездить на питбайке. Несмотря на то, что в процессе езды задействованы 3 управляющих механизма (газ, сцепление и рычаг переключения передач), они не являются 3 независимыми составляющими. В конечном итоге все это станет единым для Вас, то есть Вы сможете закрыть дроссель, включить сцепление и рычаг переключения передач. Аналогично, после выбора передачи Вы отпускаете сцепление при открытии заслонки. Работайте над этим, пока не сможете плавно и быстро включать как минимум 3 передачи.
Точно так же, как ускоряющие силы отталкивают Вас назад, тормозные силы движут тело вперед. Если Вы передаете большое усилие руля, то не только усложняете использование средств управления на руле, но и сильно напрягаете руки, что затрудняет поглощение ударов. Если Вы сидите правильно при торможении, бензобак будет находиться между бедер. Когда Вы начинаете торможение — сжимайте бензобак ногами. Это поможет держать тело в верном положении и дает представление о том, как научиться водить питбайк.
Сначала просто разгонитесь до третьей или четвертой передачи, а затем остановитесь. Помните, что во время торможения Вы должны переключаться на пониженную передачу, чтобы, когда Вы остановитесь — могли сразу же снова поехать при необходимости.
Попробуйте «почувствовать», когда колесо вот-вот заблокируется. Если Вы достигли этого, больше не увеличивайте тормозное давление. В идеале, нужно чувствовать момент, когда применяется оптимальное давление, но колесо больше не скользит.
Сиденье имеет естественную выемку, в том месте, где оно встречается с бензобаком. Вот где следует разместить Вашу 5-ю точку … И не волнуйтесь, Вы не можете сесть слишком далеко вперед из-за бензобака, а значит, он поможет понять, как кататься на питбайке, а главное – сидеть на нем
Положите ноги на колышки и попробуйте встать, взявшись за руль. Если Вы сидите правильно, тогда это будет легко сделать. Когда же разместились далеко, Вам нужно будет податься вперед и тянуться к рулю.
Изучив эти советы и применив их на практике, Вы научитесь как пользоваться питбайком, поймете, как не падать с мотоцикла и получать максимальное удовольствие от путешествий на нём.
Можно ли переключать передачи без сцепления
Сразу поясним, что такая инструкция может сработать не со всеми транспортными средствами с механической коробкой передач. Для своего авто информацию по этому поводу вам стоит поискать самостоятельно, если действительно заинтересованы в вопросе. А что касаемо остановки? Они по понятным причинам нежелательны. Это не повод пропускать все светофоры и создавать аварийные ситуации. Просто можно поехать кругами, найти какие-то обходные свободные пути. Что точно можем сказать, для этого определенный уровень профессионализма потребуется. Если уж остановка необходима, придется всю схему проворачивать с самого начала. Но лучше так, чем авария из-за нежелания останавливаться.
Советы
Обращайте внимание на обороты двигателя, и на каких скоростях, какие можно включать передачи. Это поможет вам развить навык вождения без сцепления
Передачи в механической коробке
Существуют определенные правила выбора передачи, которая является наиболее оптимальной для двигателя в конкретный момент движения. Эти правила примерно одинаковы для всех автомобилей с МКПП независимо от мощности двигателя и иных характеристик.
Оптимальной считается работа двигателя в диапазоне 2000-2500 об/мин во время равномерной езды и 3500-4500 об/мин при обгоне, ускорении и разгоне. Поэтому во время спокойного движения нужно следить, чтобы обороты двигателя не выходили за границы диапазона в 2000-3000 оборотов. При превышении 3000 надо включать более повышенную передачу, при снижении меньше 2000 тысяч — более низкую.
Рассмотрим более подробно каждую передачу на примере 5-ступенчатой коробки.
- Нейтральная передача. Отвечает за холостой ход машины, при этом крутящий момент не передается на колеса, и они остаются неподвижными, то есть разорвана связь мотор-колеса. Рукоятка рычага находится посередине в свободном положении. Она должна свободно двигаться влево-вправо при раскачивании. Перед тем, как включить любую передачу обязательно сначала перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
- Первая передача. Предназначена для трогания с места и передвижения с маленькой скоростью не более 15-25 км/ч. Включается движением рычага чуть влево и вперед из нейтрального положения.
- Вторая передача. Используется для движения со скоростью 20-50 км/час. Переключаться на следующую ступень лучше в диапазоне 40-50 км/час. Эта передача часто используется в городских условиях, особенно при прохождении поворотов на перекрестках, когда скорость приходиться скидывать до значений 25-35 км/час. Также вторая передача незаменима при езде по крутым спускам, подъемам и бездорожью. Включается движением рычага чуть влево и назад из нейтрали.
- Третья передача. Оптимальный диапазон движения на третьей скорости — 40-70 км/час. Наиболее часто используемая передача при езде по городу. Включать следующую передачу нужно при достижении скорости 60-80 км/час. Включается движением рычага вправо и вперед.
- Четвертая передача. Используется при движении со скоростью 60-90 км/час. Можно применять в городе на участках с незатрудненным движением. Часто используется при езде по трассе за городом. Включается движением рычага вправо и назад.
- Пятая передача. Рассчитана на равномерное движение по трассе или магистрали со скоростью более 80-90 км/час. Обеспечивает минимальный расход топлива во время движения со скоростью 90-110 км/час. Включается движением рычага максимально вправо и вперед.
- Задняя передача. Нужна для движения машины задним ходом. Расположение задней скорости на рычаге МКПП может быть разным. Включать заднюю передачу можно только после полной остановки автомобиля.
Обычно считается, что чем большей мощностью обладает двигатель, тем на большей скорости надо включать повышенную передачу.
Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП
Передачи на рычаге механической коробки располагаются всегда в одинаковом порядке. Отличия заключаются только в расположении задней скорости.
Есть четыре варианта расположения задней передачи:
Задняя передача находится параллельно первой, немного левее.
Сейчас на автомобилях устанавливают специальную защиту включения задней передачи в виде кнопки или кольца, на которую нужно нажать и удерживая включать заднюю передачу. Если такой защиты нет, то можно перепутать переднюю и заднюю скорость. В таком случае машина поедет назад, когда вы ожидаете, что она поедет вперед. Это может спровоцировать ДТП или привести к наезду на человека. Поэтому при включении задней передачи всегда нужно быть предельно внимательным.
Задняя передача находится параллельно четвертой, чуть правее.
При таком расположении задней скорости, во время трогания с места вы точно не перепутаете с первой скоростью. Но есть возможность перепутать с четвертой (если не защиты). Включение задней скорости во время движения на большой скорости может привести к мгновенному полому коробки передач.
Задняя передача находится параллельно второй, немного левее.
Задняя передача находится параллельно шестой, чуть правее.
Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость
Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.
Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.
Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.
Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.
www.motoking.ru
Основные ошибки новичков — чего следует избегать
Есть и другие рекомендации, позволяющие понять, для чего предназначена та или иная передача в механической КПП. Первая необходима нам для того, чтобы машина тронулась с места, вторая для разгона, третья скорость для совершения обгонов. Четвертая и пятая используются соответственно для передвижений по городским дорогам и загородным автомагистралям.
У начинающих водителей встречаются одни и те же типичные ошибки. Они не могут понять на слух, что пришло время сменить передачу. Из-за этого мотор работает на чересчур высоких оборотах, автомобиль теряет скорость, утрачивается контроль за движением. Нередко новички не могут тронуться с места, из-за того, что слишком резко бросают педаль сцепления. Как следствие, машина дергается, глохнет. Это приводит к ускоренном износу некоторых узлов трансмиссии и сцепления. Начинающие нередко запаздывают с включением второй скорости. Они трогают автомобиль с места, а потом разгоняют его, вынуждая мотор надсадно реветь. В то же время, достаточно быстро можно перейти с 1‑й передачи на 2‑ю практически сразу после трогания.
Опытные инструкторы всегда учат новичков убирать ногу с педали сцепления сразу после того, как педаль отпускается. Во-первых, в этом случае сцепление быстрее изнашивается. Во-вторых, нога устает намного больше. В то же время, положение ноги на полу дает водителю дополнительную точку опоры и не так нагружает позвоночник. Начинающие зачастую грешат тем, что при смене режимов движения левая рука непроизвольно поворачивает руль, особенно, если находится в неправильной его части.
Переключение передач мотоцикла без сцепления
Вредно ли переключение без сцепления для коробки передач мотоцикла? Шестеренки на этих двух валах могут двигаться, таким образом происходит выбор одной пары шестеренок, которая и передает крутящий момент. Естественно, сдвинуть шестеренки и выбрать другую их пару, можно только в том случае, когда на них нет нагрузки, то есть когда двигатель либо отключен от колес (выжато сцепление), либо скорость вала двигателя соответствует скорости заднего колеса (нет ни разгона, ни торможения двигателем).
Что происходит при переключении вверх без выжимания сцепления? Мы немного нагружаем педаль переключения, затем кратковременно чуть прикрываем газ. Именно в это время ловится момент, когда снимается нагрузка, т.е. двигатель прекращает тянуть мотоцикл вперед и начинает его тормозить. Нагруженная педаль сцепления передает усилие на вилки выбора шестеренок, которые двигают их как раз в тот момент, когда с текущей пары шестеренок убирается нагрузка. Поэтому делаем вывод: правильное переключение передач мотоцикла без сцепления коробке не вредит, а наоборот, даже помогает экономить на дисках сцепления.
А теперь немного про то, как можно ломать коробку неправильным переключением без сцепления.
Прежде всего, это переключение без сцепления вниз, т.е. на пониженную передачу. Механизм переключения абсолютно такой же — коробке все равно какую пару шестеренок выбирать при пропадании нагрузки. Однако, при переключении вверх обороты двигателя должны упасть, что автоматически происходит, когда на сброшенном газу выбирается повышенная передача. При переключении вниз обороты двигателя наоборот, должны увеличиться, а сделать им это с закрытым газом очень сложно. Соответственно, после переключения на пониженную передачу, двигатель начинает резко тормозить, чтобы привести в соответствие скорости вала и колес. Это проявляется в виде резкого удара по коробке, от чего ей явно не становится лучше. Избежать этого можно, но только очень точным дозированием сброса газа и времени этого сброса, т.е. немедленно после переключения газ должен быть уже открыт. Но сделать это достаточно сложно, поэтому в основном вниз переключаются с использованием сцепления.
Вторая проблема с неправильным переключением, на этот раз вверх, тоже приводит к ударам по коробке. Это когда газ закрывается или слишком сильно, или слишком на слишком длительное время. В этом случае мотоцикл тоже дергается, но все не так плохо, как при неумелом переключении вниз без сцепления. Таким образом, начиная учиться переключать передачи вверх без сцепления, не нужно ожидать, что коробка сразу же развалится. Вредно это для мотоцикла или нет определяется по наличию или отсутствию ударных нагрузок в момент переключения. Тот же самый эффект может быть достигнут и резким бросанием сцепления, поэтому особо бояться нечего.
Подготовка
Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки
Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки
- подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
- угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.
Как переключать скорости на МКПП без сцепления?
Механическая коробка передач в автомобилях применяется автопроизводителями вместе с системой сцепления, однако в то же время подобный альянс приносит автолюбителям серьезные проблемы. Иногда важные системы и узлы отказываются работать в самый неподходящий момент, но есть алгоритм переключения скоростей без участия сцепления, о чем стоит рассказать подробнее.
Распространенные поломки механической коробки передач. Система сцепления является достаточно надежной, однако она тоже может дать сбой. Привычным способом переключить скорость не получится. Есть несколько распространенных причин поломки механической трансмиссии, среди них:
- Выход из строя выжимного подшипника
- Обрыв троса, который идет от педали к вилке
Особенно опасной данная ситуация может оказаться на трассе, где нет возможности вызвать эвакуатор, а поблизости не найти автосервиса.
Способ переключения передач без сцепления. Есть метод переключения скоростей, где не участвует сцепление, освоить его достаточно просто. Для этого необходимо:
- Завести двигатель и заглушить его, включить первую передачу
- Начать крутить стартером, при этом слегка нажимая на педаль газа
В таком режиме можно добраться до ближайшего автосервиса, транспортное средство может дернуться, но обороты будут поддерживаться, движение продолжится. Однако можно попробовать продолжить переключать скорости, для чего:
- Словить момент, когда шестерни в КПП меняют свое положение, это происходит, когда водитель отпускает педаль газа
- Отпустить педаль и перейти на нейтральную скорость
- Если получится предугадать количество оборотов двигателя, можно включить повышенную передачу
- Усилие на селектор в таком случае нужно применить больше, чем обычно
Перейти на более низкую скорость поможет перегазовка с использованием нейтральной скорости. Тогда сначала включают «нейтралку», кратковременно выжимают педаль газа, а затем переключают скорость, когда обороты начинают падать.
Высокие передачи включить легче, а потому можно добраться до места назначения на них.
Итог. Водители автомобилей с механической трансмиссией иногда сталкиваются с проблемой отказа сцепления. Чтобы добраться в подобных условиях до ближайшего сервиса, есть способы переключить передачу без применения сцепления.
Стоит отметить, что при этом коробка не пострадает, но сразу следует обратиться к специалистам, которые оперативно устранят проблему и приведут автомобиль в рабочее состояние.
Мастер сервисного цеха рассказал, какие запчасти лучше использовать при ремонте подвески в популярных автомобилях. В лидерах – FENOX
Смотреть все фото новости >>