Основы настройки заднего переключателя
В том случае, когда вы не имеете достаточного опыта эксплуатации велосипеда и не знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, вам нужно будет тщательно изучить инструкцию к вашему велосипеду. Обычно она написана простым и понятным языком, и вы сможете разобраться во всём без посторонней помощи. Если же вам трудно будет во всём разобраться, можно обратиться к мастеру, который имеет достаточный опыт регулировки данного узла.
Саму же процедуру регулировки необходимо начинать с проверки нахождения ролика, предназначенного для натяжения цепи, точно над маленькой звёздочкой. Если же такое положение не установлено, его необходимо выставить при помощи регулировочного винта, помеченного литерой «H» Для того чтобы передвинуть ролик влево, необходимо винт вращать по часовой стрелке, если же вам нужно будет развернуть его вправо – против.
Схема выставления ограничения
После того как вы удостоверитесь в том, что большие передачи выставлены правильно, можно будет приступить к установке троса переключателя. Для этого необходимо заправить его в крепёжный винт. Дальнейшая работа состоит в том, чтобы посильнее затянуть его одной рукой, другой зажать сам винт, воздействуя на шестигранник. Если вы новичок в велоспорте и не знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, помните о том, что крепёжный винт нельзя затягивать на максимальную величину.
В после того как тросик будет установлен, необходимо настроить малые передачи. С этой целью цепь переводят на заднюю звезду самого большого диаметра. После этого проверяют нахождение ролика натяжителя над большой звездой, выставляя его в таком положении при помощи винта под литерой «L». Он настраивается по той же схеме, что указана выше.
Если ваш переключатель скоростей имеет возможность по настройке уровня натяжения цепи, отрегулируйте её. После того как вы закончите настраивать переключатель скоростей, попробуйте в движении переключать передачи на вашем велосипеде. Они должны меняться быстро и легко. Если же вы ощущаете некоторые трудности, то настройте устройство дополнительно при помощи барабана натяжения троса.
Настройка заднего переключателя велосипеда
Лучше всего будет, если вы подберёте для себя оптимальные настройки и запомните их. В дальнейшем вы сможете выставлять их, уже зная, какое положение регулировочных винтов или же барабана для вас оптимально. Это облегчит езду на велосипеде и позволит значительно продлить срок службы вашего велосипеда.
Натяжитель цепи
Нормальное натяжение зависит от состояния и работы всего трансмиссионного устройства. При необходимости его можно регулировать вручную, но удобнее с помощью специального приспособления. Натяжитель цепи самостоятельно контролирует жесткость цепи, избавляя владельцев байков от лишней работы.
Разновидности
Устройство устанавливается на велосипедах с открытой трансмиссий вместе с задним блоком переключения скоростей. При необходимости может крепиться на другие типы двухколесных машин. В основном это требуется для экстремальной езды. Чаще применяют следующие варианты:
- ISCG – крепят болтами с шагом 47,77 мм к раме в трех местах;
- ISCG 05 – наиболее популярный вариант, поскольку монтаж не требует особенных усилий, удаление креплений друг от друга – 55,92 мм;
- BB – устанавливают на каретку, прижимающую натяжитель к раме.
Приспособление состоит из одного либо пары роликов, рычага, пружины. Принцип работы – планомерная оттяжка механизма в нужном направлении. Достигается четкое фиксирование положения цепи, устраняется возможность ее слетания с ведущей звезды в результате сильного удлинения.
Натяжитель устанавливают параллельно системе задних звезд: поверх без перекосов. Иначе согнется держатель переключения. Если это случилось, для выравнивания нужно потянуть приспособление вместе с переключателем.
Как сделать своими руками
Если в велосипеде нет натяжителя, его можно приобрести или сконструировать своими руками. Есть несколько способов, самый простой из которых – из велосипедной спицы. Ее нужно согнуть в спираль, а затем поместить в трансмиссию таким образом, чтобы оттягивалась цепь. Более сложный способ – из алюминиевой пластины толщиной 8–11 мм. В ходе работы также потребуются:
- ножовка;
- дрель с набором сверл;
- напильник;
- тиски;
- молоток;
- наждачная бумага разной зернистости;
- метчик, держатели.
Последовательность работы состоит из следующих манипуляций:
- обрисовать на заготовке (петухе) старую деталь, просверлить центральную часть;
- используя ножовку и напильник, довести заготовку до требуемой формы и размеров;
- выполнить перепад высот в месте крепления детали к раме (от 4 (в самом тонком месте) до 8 мм);
- окончательно высверлить отверстие до требуемого диметра;
- нарезать резьбу строго под углом 90° к осям.
Заключительный этап – ошкуривание и полировка детали. Желательно не оставлять заусеницы и неровные края. После этого можно приступать к монтажу.
Как установить
Перед установкой натяжителя нужно снять цепь с задних звезд, а после его монтажа – сбросить и с передней. Далее – надеть ее в такой последовательности:
- задняя большая звездочка;
- ролик натяжителя;
- ролик наружный;
- самая большая звезда спереди.
Чтобы цепь окончательно заняла правильное положение, необходимо несколько раз активно прокрутить колесо. Далее следует регулировка натяжителя под свои требования. Обычно изменяют угол его положения относительно рамы. Самым подходящим считается – непосредственно у критического угла, где образуется самое сильное натяжение.
Другие способы
Способов изготовления натяжителя цепи велосипеда своими руками из подручных материалов очень много. Для этого понадобится небольшая звёздочка и крепление. Креплением может быть хомут от фонарика на руль, вырезанная ножка из алюминия, в которой высверлены отверстия для крепления звёздочки и болтов, которые прижмут её к раме. Некоторые умельцы делают крепления даже с обычной пластмассовой разделочной доски. Главное — фантазия.
Крепится, как правило, натяжитель на нижнее перо
Важно учитывать, что подтягивать цепь нужно внизу (лучше снизу вверх). Ведь верхняя часть и так при кручении педалей всегда натянута
Как отрегулировать цепь на скоростном виде велосипеда.
Горный, шоссейный или другой тип велосипеда, использующий в своем механизме возможности перемещения цепки с звезды на звезду, требует отдельного способа натяжки цепи. В таком двухколесном механизме нет постоянной фиксации. Процедуру натяжения гарантирует пружина, находящаяся на заднем переключателе скоростей. Когда цепь начинает провисать ухудшаются скоростные характеристики вашего друга и слышится стук. Если в процессе ремонта цепь перетягивается – это приводит к плохому переключению скоростей и быстрой изношенности звезд.
В начале всей ремонтной процедуры стоит определить состояние цепи относительно провисания. Это можно сделать двумя методами.
Возможность № 1.
Выставляем скорость на максимальную переднюю звезду и такую же заднюю. В области передней звездочки оттягиваем цепь по направлению переднего колеса. Как только задний переключатель достиг упора, вычисляем количество лишних звеньев. Если их две штуки значит все в норме. Остальные показатели говорят о том, что необходимо производить регулировку.
Возможность №2.
Скорости располагаем так, чтобы одновременно использовались максимальная передняя и минимальная задняя звезды. При этом ролик, который направляет и тот, что натягивает заднюю перекидку, обязаны, соотносится по оси и обладать перпендикулярностью относительно поверхности земли.
Типы велосипедов
Процесс подтягивания заключается в удалении звеньев, которые оказались лишними. Как это сделать рассмотрим в отдельном пункте.
При регулировке скоростного велосипеда можно использовать отдельное приспособление – натяжитель цепи. Его основная функция – управлять жесткостью и избавить своего хозяина от лишних проблем с ремонтом проблемной зоны.
Механический вариант натяжителя цепки монтируется рядом с задним переключателем. Несложная конструкция такого прибора не только четко фиксирует цепь, но и служит защитой от непредвиденного слета при вытягивании.
Установка натяжителя подразумевает одномоментное выравнивание самого прибора и переключателя. Цепь будет ходить как по маслу: ровно и четко. Но все же такой механизм не панацея от описываемой проблемы. Рано или поздно придется осуществить процесс снятия натяжителя и регулировать цепь удалением звеньев. В силу физических свойств цепь со временем будет растягиваться, особенно на скоростном велосипеде. Но с точки зрения практичности приобретение натяжителя необходимо, чтобы не попасть в трудную ситуацию во время путешествия.
Популярные производители и модели устройств: описание и стоимость
Натяжители и успокоители цепи есть в портфолио всех крупных производителей — Shimano, SRAM, Campagnolo, Reverse Components, MRP.
Натяжители и успокоители цепи популярных производителей.
Цены колеблются от нескольких сотен рублей до десятков тысяч и зависят от назначения, надежности, веса. Например, дешевыми являются ролики на переключателях без подшипников (Shimano Tourney), в отличие от дорогих, которые способны воспринимать ударные и вибрационные нагрузки (Shimano Deore, Sram X5). Самые дорогие — электронные переключатели скоростей, которыми физически легче пользоваться. В них сигнал передается не по тросикам, а через систему датчиков.
Shimano
Компания-лидер в производстве товаров спортивного назначения. В результате конкурентной борьбы бывший лидер европейского рынка, компания Campagnolo, полностью отказалась от производства оборудования для горных велосипедов.
Ассортимент Shimano включает линейки комплектующих для шоссейных велосипедов, МТБ, экстремальных дисциплин. Детали этой марки присутствуют и в топовых версиях велосипедов, которые можно видеть на международных первенствах, и на велосипедах для любителей торговых марок «Стелс», ХВЗ («Харьковский велосипедный завод»).
Видео. Как натянуть цепь на велосипеде
Автор статьи — Акимова Алина
Важнейшим элементом в конструкции как детского, так и взрослого профессионального велосипеда является цепь, которая определяет качество поездки, плавность хода и мягкое переключение передач. Перед тем как натянуть цепь на велосипеде, необходимо убедиться в том, что длина её подобрана верно: в нормальном состоянии цепь может находиться в чуть свободном состоянии, провисая на 3 мм, но не больше. Вообще, вопрос, как правильно натянуть цепь на велосипеде, актуален всегда, поскольку она является частью определяющего движение механизма и будет чаще требовать за собой ухода вследствие большого числа трущихся деталей. Проверить натяжение цепи можно следующим образом: пальцем следует надавить на неё примерно в середине (напротив внешнего радиуса заднего колеса) и замерить величину провиса. Если она составляет больше 1,5 см, цепь необходимо натянуть.
Итак, чтобы натянуть цепь на велосипеде, который имеет лишь одну передачу, следует, во-первых, перевернуть его вверх ногами, поставив его на сидение и рулевую колонку. Далее необходимо ослабить крепления заднего колеса (в большинстве случаев колесо крепится с помощью эксцентриков или гаек), но не снимать его полностью. Затем следует найти специальный регулирующий паз, который называется дропаутом (от англ. ‘’drop out’’ – опустить), и передвигать колесо в ту или другую сторону. После того, как необходимая длина цепи подобрана, колесо следует закрепить обратно, следя при этом за тем, чтобы плоскость оси колеса была параллельна плоскости вала каретки (это предупредит развитие «восьмёрки»)
Важно знать, что натягивать слишком сильно цепь не имеет смысла по двум причинам: во-первых, крутить педали при чересчур натянутой цепи очень сложно, а во-вторых, полный износ элементов цепи наступает гораздо быстрее
Знать, как натянуть цепь на велосипеде обычной конструкции без передач, необходимо, но при этом следует уметь и удалять лишние звенья из цепи, так как зачастую бывает ситуация, когда колесо уже некуда двигать в пазе, а цепь всё также провисает. В этом случае понадобится специальный инструмент – выжимка, с помощью которого удаляется валик на ослабленной цепи и соединяются два соседних.
Натянуть цепь на велосипеде с передачами несколько проще, поскольку частично она регулируется параллелограммным переключателем (на принципе настройки длины и жёсткости цепи основано само переключение передач), однако слишком длинную цепь даже механика не сможет скомпенсировать, вследствие чего возможно появление проблем с движением велосипеда на средних скоростях. Для начала регулировки длины цепи на велосипеде с передачами необходимо также установить его вверх колёсами, после чего переключиться на самую большую звёздочку и спереди, и сзади, определяя таким образом верхние передачи.
После этого задний переключатель следует отвести за цепь максимально вперёд, а цепь на системе переключения (где педали) также увести немного вперёд, дабы определить оптимальную длину цепи. Затем цепь отпускается и аккуратно надевается на специальные зубчики. Смысл заключается в том, что после полного прогона цепи механический переключатель с помощью роликов подберёт нормальное положение. Его, разумеется, при желании можно намертво зафиксировать в том или ином состоянии, однако в этом случае переключение осуществлять будет невозможно. После такой грубой настройки следует приступить к более тонкой, установив цепь у педалей на самую большую звёздочку, а у заднего колеса – на наименьшую. Для цепи стоит найти такое положение, при котором оси роликов переключателя если не соединяются в одну вертикальную линию, но, по крайней мере, близки к этому.
Какими бывают велосипедные цепи
Для того чтобы более или менее понимать о чем идет речь, следует рассмотреть разновидности велоцепей, а также их конструктивные особенности. На данный момент на всех видах велосипедов используются роликовые однорядные цепи с шагом 12,7 мм. Каждое звено состоит из внешних и внутренних пластин, пинов, валиков и роликов.
В зависимости от количества скоростей меняется ширина, чем больше звездочек, тем уже цепь. Ниже будет приведена таблица с зависимостью ширины от количества звезд в кассете.
Еще чем они могут отличаться – наличие или отсутствие замка. Замок предназначен для более простого демонтажа и установки цепи.
Процесс удаления звеньев
Рассмотрим современный способ регулировки длины цепи при помощи приспособления – выжимка. Его небольшая цена с лихвой компенсирует все затраты.
Конструкция инструмента включает в себя два паза. Первый выжимает пин, второй его впрессовывает.
Алгоритм действий.
- Выбираем ненужные звенья.
- Вставляем одно звено в выжимку и закрепляем фиксатором.
- Начинаем вращать вороток и выжимаем пин.
- Его не нужно выдавливать до конца.
- Формула движения будет такова: тугой ход – легкий – снова трудный.
- Разъединяем цепку, оставляя пин на пластине.
- Отсчитываем звенья и демонтируем их.
- Соединение цепи происходит в обратном порядке.
- Впрессовываем пин.
- Тщательно оцениваем свою работу.
Существует ситуации, когда цепь растянута настолько, что удаление звеньев не дает достаточного эффекта. В этом случае лучше приобрести новое изделие.
Как производится настройка заднего переключателя скоростного велосипеда Шимано: подробная инструкция
Среди новичков бытует мнение, что лучше не лезть в механизм переключения. Аргумент – не умею, все собью. Однако бояться нечего – самостоятельная регулировка тормозов на горном байке не сложнее наладки трансмиссии. К тому же, индексная система переключения передач сконфигурирована таким образом, что сломать ее нельзя. Процесс стоит начинать с подготовительных мероприятий.
Подготовка к операции
Грамотная наладка немыслима без очистки механизмов. Иногда достаточно тщательной чистки привода для перевода перебора передач в адекватное русло. Очистительные мероприятия заключаются в следующем:
- Почистить перебрасыватель и кассету.
- Вымыть цепь и нанести на нее смазку.
- Отмыть ролики от старой смазки.
В завершение подготовительного этапа настройки переключателя задней трансмиссии Шимано производится отсоединение дерейлера от троса – выкручивается винт и тросик отводится в сторону (снимать его не обязательно). Перед этой операцией установить самые маленькие звезды сзади и спереди, руководствуясь рекомендациями, как правильно переключать передачи на велосипеде без вреда механизмам.
Технология регулировки заднего переключателя на примере Shimano Tourney
Для полноценной отладки механизма специалисты рекомендуют снимать цепь. Это общий случай. Вникнув же в суть проблемы потери работоспособности, эта манипуляция может и не потребоваться.
Начальная настройка
Суть базовой наладки – выставить граничные положения переключателя. В этом случае желательно цепочку снять – так будет удобнее. Став сзади велосипеда, выполняем такие операции:
- Винтом регулировки ограничения самой высокой передачи (Н) добиться расположения в одной плоскости роликов перебрасывателя и самой маленькой звезды кассеты. Есть один секрет – если устройство не новое и располагает люфтами, ролики выставляются не в одну линию с крайней звездой кассеты, а со смещением от втулки буквально на волосок.
- Преодолевая усилие пружины, переместить рукой дерейлер в крайнее левое положение (ближе к втулке) и, вращая винт L, обеспечить совмещение плоскости роликов с линией самой большой звездочки. Опять же, если наблюдалось затрудненное перебрасывание на заднюю звезду с наибольшим количеством зубьев, переключатель стоит сместить на несколько микрон ближе к спицам.
- Поставить цепь.
Окончательная регулировка
Перечисленные переходы обязательно выполняются при установке нового «переклюка». Отдельную актуальность базовая наладка может приобрести в случае глубокой ревизии привода, рубашек и тросов, но не всегда. Главный критерий возникновения потребности в регулировке ограничительных точек – нарушение четкости перехода цепи в крайние положения.
Дополнительные приспособления
Обычно настройка на нормальную работу заднего переключателя Шимано ограничивается быстрой подналадкой. Для ее выполнения необходимо вывесить заднее колесо, для чего потребуется одно из перечисленного:
- Ремотная стойка.
- Подставка для заднего колеса.
- Гладильная доска.
- Помощь друга.
Теоретические и практические аспекты юстировки
Суть окончательной регулировки или подналадки в процессе эксплуатации – задать требуемое для отличной работы манетки натяжение троса. Добиться этого можно путем совершения таких манипуляций:
- Натянуть рукой трос и затянуть винт на переключателе. Тросик должен попасть в канавку шайбы болта.
- Выставить на штифтере задней трансмиссии вторую передачу.
- Откручивать барабан натяжения троса, находящийся либо на манетке, либо на перебрасывателе до тех пор, пока цепь не будет уверенно находиться на второй звезде (натягивать тросик).
- Проверить четкость перебора передач, переключаясь с первой на вторую и обратно. Если цепочка плохо переходит со второй на первую – натянуть трос. В обратной ситуации – ослабить натяжение тросика.
Конструкция системы SIS Index такова, что отрегулировав переключение на двух звездах, автоматически настраивается корректный переброс на всем пакете.
Когда необходимо подтягивать цепь?
1)На ходу цепь дорожника немного соскакивает и слышен ужасный грохот.
2)Вы уже чувствуете,что недолго осталось до пункта 1).
3)На скоростном велосипеде переключение скоростей не поддается простым регулировкам.
4)Вы сами поняли ,что цепь пора подтягивать :-).
Начнем с дорожного велосипеда –на нем все очень просто.
Для того чтобы подтянуть цепь необходимо снять колесо и оттянуть его назад в вилке так,чтобы цепь была натянута.Не нужно очень сильно или слабо натягивать цепь-надо остановиться на среднем натяжении.
А что же делать если цепь уже гораздо длиннее идеала,т.е настолько выработалась,что простой оттяжкой колеса её уже не подтянешь?Все очень просто-необходимо выбить одно — два звена цепи,так,чтобы цепь приобрела практически первоначальную длину.Это очень просто и останавливаться на этой проблеме я не буду.Главное,это хорошо скрепить цепь заново.Всё остальное вы поймете на месте.
Теперь давайте обсудим скоростной велосипед.
Первое что необходимо сделать,это попробовать подтянуть цепь вышеизложенными способами.Если это вам не удалось то у скоростного велосипеда есть несколько более простых способов:
1)Способ первый.
Снимаем цепь с шестиренок,сбиваем стопор на переключателе и начинаем крутить часть переключателя ,где располагаются направляющие звездочки, в сторону большего натяжения пружины.Допускается только на старом переключателе с ослабленной пружиной!!!Вы просто сорвете пружину на новом!
2)Способ второй.
Будете смеяться,но иногда достаточно просто подтянуть тросик переключателя.
Как всегда я вам пожелаю удачного ремонта!Не забудьте промазать вашу цепь!
Удаление лишних звеньев
Если подтянуть цепь не удается или новый механизм слишком длинный, потребуется укорачивание путем отсоединения звеньев. В обычных велосипедах изделия разборные, в скоростных – неразборные. В последнем случае поможет выжимка – специальный инструмент. Действуют по схеме:
- Определить количество звеньев, которые нужно снять.
- Зажав выжимкой, не торопясь прокрутить вороток, следя, чтобы инструмент оставался неподвижным в пине. Прокручивание сначала будет тяжелым, затем – легким, потом вновь затрудненным. Снять цепь, оставив пин с внешней стороны.
- Отмерить нужное количество звеньев со стороны без пина, снять их.
- Замкнуть цепь, вдавив пин в противоположную сторону.
- Проверить движения пина – его ход должен быть плавным, в месте соединения – легким.
Нет никакой сложности в том, чтобы разобраться, как правильно натянуть цепь на велосипед самостоятельно, не прибегая к услугам мастерской. Навык даст независимость и уверенность в своих силах. Но главное – обеспечит безопасность в пути.
Как натянуть цепь на простом велосипеде
Под понятием «простой» мы подразумеваем велосипед с одной задней ведомой звездой. Это может быть как классическая схема односкоростного велосипеда, у которого одна звезда спереди и одна сзади, и нет возможности изменять передаточные числа, так и велосипеды с планетарной втулкой. Хотя у последних такая же конструкция (с одной ведущей и ведомой звездочкой), но за счет сложного механизма задней втулки, которая, по сути, является аналогом коробки передач автомобиля, можно переключать скорости. Общего в данных схемах одно, цепь можно натягивать путем смещения оси задней втулки. Об этом далее.
Как понять, что цепь необходимо подтягивать
На байках, которые не имеют переключателей скоростей или с планетарной втулкой проверить степень растяжения цепи довольно просто. Натяните ее пальцами вниз до упора. Расстояние, которое она прошла не должно превышать 10-15 мм.
Но следует заострить внимание, что цепь не должна быть перетянутой. Поэтому, если при оттягивании вниз ход велоцепи составляет менее 5 мм, ее следует послабить
Чрезмерное натяжение приводит к большим усилиям при педалировании и повышенному износу трансмиссии, а чересчур послабленное — к тому, что она может слететь с передних или задних звезд.
Процедура натяжения
Переворачиваем велосипед вверх колесами. Послабляем болты или эксцентрики, фиксирующие заднее колесо в пазах (дропаутах) и натягиваем или послабляем натяжение цепи путем смещения колеса дальше или ближе от ведущей звезды. Не забываем, что она не должна быть перетянута. После того, как мы отрегулировали необходимое натяжение, проверяем перпендикулярное положение оси задней втулки относительно продольной оси велосипеда. Затягиваем фиксирующие болты или эксцентрики.
Бывают случаи, что уже нет возможности отодвинуть втулку назад. Это говорит нам о том, что цепь велосипеда слишком растянулась и желательно бы ее заменить. Но есть еще один выход. Для этого нам потребуется выжимка. Это устройство предназначено для разъединения звеньев цепочки. Благодаря ему можно удалить несколько звеньев, тем самым укоротить цепь. Если у вас подобный случай, то ниже по статье отдельным пунктом будет краткая инструкция как удалить лишние звенья.
Настройка переключения передач велосипеда
В чем суть переключения передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки (сильно давите), она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом, (собачкой, как там ее правильно звать? Чапи, Скуби, Рекс, Тузег?) Трос, проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку перекидки. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку. Ну и наоборот. Отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно — один щелчек ( + или — ) и один сдвиг рамки перекидки. Эту дискретность иногда нужно подстраивать чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды. Если перекидка настроена правильно, то в будущем (иногда далеком) придётся только чуть-чуть подстраивать всю систему переключения из-за вытягивания тросика. Подстройку можно будет производить специальным регулировочным барабаном, что на одном из концов тросика. Есть тросики которые не нуждаются ни в представлении, ни в подстройке Power Cordz, там осталось только определить цену.
Особенности конструкций натяжителей на отечественных авто
Натяжитель цепи ВАЗ ранних модификаций представляет собой конструкцию с наличием пружины. Современные модели (после седьмой серии) оснащаются гидравлическими устройствами. Шток плунжера приводится в действие от давления, создаваемого маслом. Такой тип является полностью автоматическим, не требующим дополнительного вмешательства для регулировки цепной натяжки.
Эта деталь, как и любая другая, подвержена износу и деформации. При повреждении или засорении, натяжитель следует заменить или отремонтировать. Снимается приспособление по стандартному варианту. В ранних версиях «Жигулей» дополнительно требуется демонтаж трубки подачи масла, расположенной с торца корпуса узла. Чтобы при выполнении операции жидкость не вытекала, отверстие необходимо заблокировать болтом подходящего диаметра или ветошью.
Регулировка натяжения на велосипеде без передач
Правильно натянутая цепь на велосипеде без скоростей должна быть немного свободной на величину провисания около 5 мм.
Чтоб натянуть цепь на обычном бесскоростном велосипеде, нужно:
- Положить свой транспорт вверх колесами.
- Ослабить гайки или эксцентрики крепления заднего колеса.
- Настроить правильную величину провисания цепи, передвигая колесо по наклонным пазам, которые называются дропаутами.
Закреплять заднее колесо нужно только в положении, когда его ось параллельна валу каретки.
При чересчур натянутой цепи вращать педали на велосипеде становится очень тяжело, детали цепной передачи быстро изнашиваются. Тогда как провисшая цепочка может соскочить со звездочек, и дальше ехать уже точно будет невозможно.
Если колесо уже уперлось в край дропаутов, его больше некуда отодвигать, а цепная лента по-прежнему болтается, тогда потребуется удалить парочку звеньев.
Необходимый инструмент
Для того чтобы отрегулировать натяжение, используется довольно простой инструмент – выжимка (съёмник). Цена может варьироваться в зависимости от места продажи и от ее конструкции, но в основном стоимость не запредельная.
Представляет собой корпус со специальными бороздками, помогающими удерживать звенья во время извлечения из них пина и специального болта со штырем на конце, который вкручивается в резьбу корпуса по часовой стрелке.
Процесс снятия довольно простой, но требует внимательности, чтобы штырь выжимки попал точно в пин. Вначале прокручивание будет идти туго, но постепенно ход будет становиться легче, а в конце опять необходимо приложить усилие. Выжатый пин останется на обратной (внешней) стороне пластины звена. После чего велоцепь аккуратно расстегиваем на том звене, где появился выжатый пин и затем снимаем.
При обратном процессе, соединении, можно также использовать выжимку, но процесс будет происходить обратный (вдавливание). Но стоит учесть, что изъятый ранее пин крайне непросто использовать повторно. Поэтому при процессе выжимки необходимо постараться не вытолкнуть его полностью, а оставить торчать в пластине звена.
Как натянуть цепь на синглспиде
Процесс начинается с переворачивания велосипеда вверх колесами. Ослабляем затянутые болты в пазах, которые закрепляли положение заднего колеса. В результате чего колесо можно двигать вперед или назад по отношению к большой звезде, тем самым подтянуть или ослабить натяжение велоцепи. Установив перпендикулярное положение, регулируем положение оси втулки заднего колеса по продольной оси. После чего затягиваем болты на велосипеде.
Если вышеописанные манипуляции не привели к нужному натяжению, то для того чтобы отрегулировать цепь (уменьшить количество звеньев) потребуется использование выжимки. Принцип действия инструмента описан выше.
Как натянуть цепь на многоскоростном велосипеде
Обычно на таких велобайках как шоссейный или горный, устанавливают несколько скоростей, то есть присутствует несколько задних и 1-3 передних звезды. Действовать по принципу синглспида здесь не получится, так как задняя втулка не имеет возможности сдвигаться по яду причин. В данном случае нужно изменять количество звеньев велоцепи. Поэтому, чтобы отрегулировать велоцепь, нужно для начала выяснить насколько хорошо она работает. После чего будет ясно требуется удлинить или укоротить количество звеньев.
В магазинах велоцепи продают не соединённые в единую петлю, поэтому чаще всего для того чтобы ее снять, нужно найти место, где расположен замочек и расстегнуть его. Но если цепь не укомплектована замком, то для того чтобы ее разжать потребуется специальный инструмент, описанный в разделе выше.
Чтобы подтянуть велоцепь отсчитывают необходимое количество звеньев, которые являются лишними и разъединяют ее при помощи выжимки. После извлечения пина, снимают лишнее количество звеньев и собирают все в обратном порядке. Соединяют звенья при помощи выжимки или замка.
Натяжное устройство и его установка
Первое, что требуется сделать, купить его. В принципе, трудностей возникать не должно: изготовители велосипедных комплектующих быстро выпускают аналогичные элементы для конкретных трансформаций велосипедов.
Установка натяжителя цепи на велосипед может быть выполнена при помощи болтов. Цепь сначала нужно сбросить с обратной стороны звезд. После установки натяжителя она все еще снимается спереди.
Необходимо разместить все в аналогичном порядке:
- Большая звезда позади.
- Затем направляющий ролик.
- Наружный ролик.
Фронтальная звезда содержит самую большую звездную величину. Чтобы цепь хорошо села, нужно чуть повернуть педали.
Впоследствии, когда натяжитель определен и отрегулирован, его функциональность отслеживается по следам мониторинга в реальных жизненных обстоятельствах, используя различные изображения положения цепи меж звездами. При проверке необходимо прислушиваться к собственным ощущениям: до какой степени просто крутятся педали. Необходимо помнить, что замена натяжителя важна своевременно, чтобы сохранить единство всей передачи.
Когда следует менять велосипедную цепь?
Велоцепь никогда не будет служить вечно. Со сроком службы она постепенно изнашивается и однажды придет момент, когда ее нужно будет заменить. Изношенная цепочка не обеспечивает плавной и комфортной езды, поэтому ее нужно менять на новую.
Точных показателей, когда нужно менять велоцепь, нет. Все варьируется в зависимости от многих факторов, таких как частота обслуживания, условия езды, характер управления велосипедом, а также его общее состояние.
Трудно определить точное число в километрах, из-за того что велосипедисты бывают разного веса и комплекции, могут ездить часто, а могут редко, ездят быстро или размеренно, а также очень многих других факторов. Все это очень по-разному влияет на состояние трансмиссии.
Нужно пристально следить за состоянием трансмиссии. Прежде всего, цепочка подлежит замене, если на ней появляется какое-либо повреждение, например, трещина или звенья деформированы.