О советском велоспорте и велосипедах

Главный велосипед для путешествий всех советских граждан

Технические характеристики «Туриста»

В комплектацию велосипеда входил также звонок на рулевом штурвале, фонарь, насос для подкачки шин, а на раме имелась небольшая сумка для инструментов.

Тюнинг велосипедов

Многие коллекционеры и любители раритетной техники с удовольствием скупают «Туриста», чтобы вдохнуть в него новую жизнь или немного осовременить его.

И первым делом, при покупке советского велосипеда, многие смотрят на его состояние. Фактически, этот велосипед не только несколько лет простоял в гараже, без должного ухода и обслуживания, но и в свое время мог провести в дороге не одну сотню километров. Поэтому естественно, что многие детали подлежат замене.

А вот покраска – одно из любимых занятий веломехаников. Благодаря простой конструкции, процесс окраски проходит весьма просто. Выбрав нужный цвет, можно изменить велосипед и в домашних условиях.

Многие умельцы трансформируют велосипед «Турист» и под вид современных дорожных байков, прикрепляя более удобное сидение, и меняя всю тормозную систему.

Велосипед «Турист» — это настоящая легенда среди всех велосипедных марок советского времени. Благодаря своей конструкции, характеристикам и привлекательной цене, он моментально завоевал любовь всех советских граждан. И даже в настоящее время найдутся любители байков Харьковского велосипедного завода.

Велосипед Аист — история

Велосипеды «Аист» выпускались с 1947 года. Они стали популярными благодаря простой конструкции, элементарности в ремонте и обслуживании. Велосипеды этой марки и сейчас производятся на белорусском заводе «МотоВелоЗавод».

  • 1947 — основание торговой марки.
  • 1963 — первая реализация товара за пределы государства.
  • 1971 — смена фирменного товарного знака.
  • 1977 – разработка новейшей портативной модели со складывающейся рамой.
  • 1980 — признание разработки велосипедов на международной выставке в Бомбее.
  • 1983- продажа 16-ти млн. экземпляра.
  • 1992 — создание тренировочного велосипеда «BMX», главной особенностью которого являются колёса 20 дюймов, отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи.
  • 2000 — появление моделей «AIST» для детей на колесах 16 дюймов.
  • 2008 – выпуск новой серии транспортных средств по итальянскому дизайну.
  • 2012 – начало поставки веломашин для велотреков.

За всё время производства было продано свыше 55 млн. изделий.

Технические характеристики

  1. Расстояние между осями переднего и заднего колес – 1000 мм;
  2. Высота рамы – 400 мм;
  3. Величина колес – 406/40 мм;
  4. Тормозная система – ножная;
  5. Количество зубьев передней звёзды – 46;
  6. Число зубьев задней звёзды – 15;
  7. Шаг – 4,74 м;
  8. Масса общая – 15 кг;
  9. Параметры в собранном состоянии – 790/750/290 мм;
  10. Седло выполнено из мягкого материала, без пружин;
  11. Замки конструкции имеют форму зажимов, которые быстро приводились в действие.
  12. Несмотря на дорожные покрышки, есть возможность кататься по пересеченной местности.

Все характеристики сделали «Аист» неплохим транспортным средством, поэтому и сегодня он пользуется большим спросом у населения.

Дополнительный комплект

Набор вспомогательного комплекта достаточно многообразен, и содержит такие аксессуары:

  • насос для накачки шин;
  • отделение для размещения и перевозки багажа;
  • катафоты;
  • бардачок;
  • инструкция.

Преимущества Аиста

  • Умеренная стоимость.
  • Долговечность сборочных единиц.
  • Низкая себестоимость запчастей.
  • Удобная рулевая конструкция.
  • Наличие багажника, выдерживающего груз весом до 7 кг.
  • Легкость в перевозке.
  • Минимальный процент угоняемости.
  • Компактность при хранении в домашних условиях.

Как ухаживать за берцами

После покупки обуви следует еще раз проверить, подходит ли она по размеру. Если вам все еще кажется, что обувь жмет, можно растянуть сабо на 1 размер. Для этого нужно протереть спиртом внутреннюю сторону обуви, а затем быстро надеть ее на ногу. Затем нужно немного покататься по ним, а потом снять их и набить влажной газетной бумагой. Таким образом, их следует оставлять на ночь. После этого вы заметите значительные изменения.

Это следует делать каждый день перед сном. Обувь высохнет за ночь и сохранит свою форму. Перед нанесением крема протрите обувь влажной губкой. Распределите гидроизоляцию специальной щеткой или используйте обычную зубную щетку.

Смажьте кремом для кожи или глицерином, который можно найти в любой аптеке.

Зимой сапоги военного типа лучше покрывать бараньим жиром. Она помогает удерживать тепло и минимизирует попадание холодного воздуха в багажник.

После ходьбы по слякоти лучше протереть ботинки влажной губкой, а затем сухой тряпкой. Скомканные газеты, помещенные внутрь, помогут впитать лишнюю влагу.

Растительное масло поможет сделать поверхность обуви эластичной.

Во избежание грибковых инфекций настоятельно рекомендуется обрабатывать внутреннюю поверхность обуви уксусом не реже одного раза в месяц. Чтобы избавиться от неприятного запаха, вынесите их на свежий воздух на несколько дней.

Вторая серия

Новые модели начали выпускаться с 1977 года. Первым был выпущен велосипед под названием 154-111, причем его технические параметры были очень похожи на первые модели завода. Основное отличие заключалось в дизайне, а также устанавливалась надежная защита для звездочек. Механизм, необходимый для переключения скорости, присоединялся не только к задней звезде, но и к передней.

Следующей моделью стал велик «Спорт Турист» 153-421, который выпускался до 1987 года. Но этот байк не пользовался особым спросом, поскольку его основные элементы были некачественными. Это обусловлено тем, что снова для изготовления рамы и других деталей стал применяться алюминий. Поэтому если человек едет на велосипеде «Турист» 3 часа, то у него появляются болезненные ощущения в мышцах спины и ног.

Устройство модели 154-111

Данный байк состоял из следующих элементов:

  • для изготовления рамы применялись трубы из стали небольшой толщины;
  • высота рамы варьировалась от 52 до 60 см;
  • база обладала длиной от 99 до 103 см;
  • для создания руля применялся алюминиевый сплав, причем по форме он был похож на спортивные байки тех времен;
  • для формирования передней вилки применялась сталь, причем данная конструкция обладала необычной и усовершенствованной формой;
  • велик весил 10,5 кг;
  • обод колес делался из алюминия;
  • для колес применялись стальные и редуцированные спицы;
  • для изготовления седла использовался твердый пластик, поэтому не предусматривалась возможность для установки мягкого сидения;
  • устанавливалась втулочно-роликовая цепь, а также челночные педали из стали.

Хотя такие модели считались усовершенствованными по сравнению с великами первой серии, но они по-прежнему не могут сравниться с современными байками. Поэтому если человек на велосипеде «Турист» проехал за один день значительное расстояние, то он сильно устанет, а также у него появятся болезненные ощущения в мышцах.

Особенности модели 153-421

К характеристикам этого велика относится:

  • для создания рамы использовались тонкие трубы;
  • высота рамы варьировалась в разных партиях от 55 до 60 см;
  • длина базы составляла 106 см;
  • устанавливался роль дорожного вида;
  • вес велика составлял 14,5 кг;
  • колеса для ХВЗ «Турист» 153-421 делались довольно большими, а также монтировались специальные щитки;
  • применялись стальные спицы, резьба которых обладала размером 2,1х0,4 мм;
  • ставилась кантелеверная ободная тормозная система;
  • для создания сидения применялся каркас средний жесткости, к которому прикреплялся мягкий материал, покрываемый кожзаменителем.

В комплекте к данном велосипеду шло несколько дополнительных элементов, к которым относится съемная подножка и багажник, а также ремонтный набор, насос и катафорты, позволяющие выделить велосипедиста на дороге, что предотвращает аварийные ситуации во время движения.

Велосипеды Весна (СССР): отличительные характеристики

В Советском Союзе были десятки заводов, выпускавших велосипедную продукцию. Один из них – Атигский машзавод недалеко от Свердловска, где производили складные велосипеды «Весна».

Велосипед «Весна» оснащался прочной и довольно массивной стальной рамой из трубы увеличенного диаметра

Такая конструкция обеспечивала повышенный уровень жесткости и прочности, что в особенности важно для складных моделей

Конструкторы Атигского машиностроительного завода снабдили свою разработку штампованным замком нестандартной конструкции, который отличался высокой надежностью. В сложенном положении замок фиксировался механическим фиксатором.

Основные параметры байка «Весна»
Рама Складная рама выполнена из прочной стальной трубы. Высота рамы составляла 460 мм.
Колеса 24 дюйма
Руль Поворотный штампованный руль, с большим выносом
Трансмиссия Односкоростная, на задней звезде 10 зубьев, на передней – 44.
Тормоза Педальный ножной тормоз.
Вес 12.5 кг без аксессуаров и принадлежностей.

Велосипед оснащался довольно широким седлом с полужестким каркасом и мягкой обивкой из кожзама. В комплект поставки входили стальные крылья, кожух велоцепи, задний багажник, подседельная сумочка с инструментами, светоотражающие элементы. Владелец велосипеда также становился обладателем велонасоса со шлангом, который крепился на подседельной трубе.

Спутники не растеряли популярность и в наше время

В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.

Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ

Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры. Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника

Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе

Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.

Отреставрированный Спутник

Топ 10 велозаводов СССР — Мастерок.жж.рф

Под рамой. Молодые удивятся, а некоторые ухмыльнутся :-)

Даже уже и подзабыл как они выглядели то, велосипеды моего детства. Давайте посмотрим ТОП-10 самых популярных велосипедов СССР.

Я нашел два своих велика. А вы ?

1. Минский мотоциклетно-велосипедный завод

Велосипед Аист ММВЗ

2. Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)

Украина

3. Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)

4. Московский велосипедный завод (МВЗ)

5. Авиационный завод имени Чкалова (ЗиЧ), Новосибирск

6. Завод имени Кирова

7. Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССР

Прославился тем, что долгие годы производил подростковый велосипед «Орленок» (на литовском «Эрелюкас») и велосипед для девочек «Ласточка» («Крегждуте»). По всем показателям эти «байки» были прочными, легко ремонтирующимся и оснащены дополнительно фарами, багажником, звонком, насосом и генератором питания.

8. Жуковский велосипедный завод

Десна

Десна-2

9.Пермский машиностроительный завод

Урал

Кама

Салют

Уралец

10. Горьковский автомобильный завод

Что еще из популярного мы забыли ?

Ретро велосипеды иностранного производства

Нельзя не признать, что в то время, как советские спортсменки довольствовались тремя специализированными и несколькими универсальными моделями, дамы за рубежом имели гораздо больший выбор.

Практически все крупные компании того времени включали в свои линейки дамские модели на заниженной раме.

Велосипеды характеризовались классическим дизайном, ассоциирующимся у современных райдеров со стилем ретро, и комплектовались мягким удобным сиденьем и широким рулем.

Перечисленные выше модели принадлежат одной компании. Наряду с ними на западном велорынке существовало множество аналогов других производителей. Стоит отметить, что многие модели в их новой модификации производятся и по сей день. Классика не устаревает и по-прежнему пользуется спросом.

Кама

Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».

Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.

Знакомство с «Туристом»

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31 .

Велосипед ХВЗ «Турист» В-32 .

Велосипед ХВЗ «Турист» В-33 .

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь

А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34 .

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Кросс

Некоторые называют «Кросс» советским BMX-ом. В чем-то здесь есть логика, ведь «Кросс» подразумевался как спортивно-игровая модель для соревнований, правда, предназначался только для детей: в документации было сказано, что его основная аудитория – мальчики и девочки в возрасте с 7 до 11 лет. Велосипед производили на Саранском механическом заводе. Для ребенка он был немного тяжеловат – 12 кг.

В список дополнительных элементов комплектации входили 2 крыла – заднее и переднее, три вида светоотражателей – задний, передний и для спиц, а также мягкий защитный слой на верхней части рамы.

Заключение

Велосипед «Урал» был самым популярным средством передвижения в СССР. Специалисты Пермского машиностроительного завода постоянно работали над совершенствованием технических характеристик модели. Каждый велосипед сопровождался инструкцией по эксплуатации. Главный конструктор М.С. Батюков гарантировал качество узлов и деталей, проверенных на испытательных стендах. Руководитель завода обращался к гражданам с перечнем вопросов, изучение которых помогало найти правильное решения для удовлетворения запросов потребителей. Современные мастера доводят вид велосипеда до неузнаваемости, а кто хочет приобрести усовершенствованную модель, обращаются к известному бренду «Урал».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: