Велосипеды «орленок»: история и характеристики

Виды велосипедов и их назначение

Обычный велосипед, прародитель всех велосипедов, в том или ином виде они путешествуют по улицам наших городов и поселков, самые простые, дешевые и не прихотливые, на нем можно двигаться со скоростью до 20 километров в час, хотя обычно на велосипеде можно без особого напряжения ехать со скоростью 3 м.с или чуть больше 10 километров в час.Подробнее об этом виде и его назначении в статье — про обычный велосипед.

Гоночный велосипед, облегченная, скоростная модель, название вида само говорит о его назначении – гонки. Требует хорошего покрытие и подготовки владельца велосипеда. Поскольку гоночный велосипед оборудован довольно сложным механизмом переключения скоростей, а большинство моделей только ручным тормозом простым смертным его не рекомендуем. На гоночном велосипеде можно кратковременно двигаться со скоростью до 50 километров в час.

Подробнее об этом виде велосипеда и его назначении в статье — про гоночный велосипед.

Дорожный велосипед, очень сильно похож на гоночный, но имеет более мощную раму, но тот же сложный переключатель скоростей с теми же проблемами, что и у гоночного велосипеда. На нем можно двигаться со скоростью до 30 километров в час.

Подробнее об этом виде велосипеда и его назначении в статье — правда, что каждый современный дорожный велосипед должен иметь переключатель скоростей.

Специальный городской велосипед, отличия, назначение.

Для этого вида велосипеда скорость не главное, главное комфорт и повышенная безопасность в условиях города. Их выпускают складными и облегченными, с высокой посадкой, мягким удобным сидением, резко выделяющимися знаками безопасности. На этом велосипеде можно без особого напряжения ехать со скоростью 3 м.с или 11 километров в час.

Подробнее о характеристиках и назначении специального городского велосипеда в статье — про велосипед для города.

Горный велосипед – вопреки названию его назначение не езда в гору, а езда по бездорожью и скоростной спуск с горы.

Из-за сверхпрочной и очень оригинальной конструкции горный велосипед иногда называют монстром дорог, вот только из-за всяческих наворотов скоростью он не блещет, крейсерская скорость с которой может двигаться горный велосипед 20 километров в час, с горы 30. Если вы желаете более подробно ознакомиться с назначением данного вида велосипеда, читайте статью — что за монстр горный велосипед.

Велосипед такси — для перевозки пассажиров.

Звучит как-то не реально, но между тем такие модели до сих пор выпускаются в странах Азии. Все о моделях велосипедов такси, их назначении, а также специальности велорикши вы можете прочитать в статье — кто или что такое велорикши.

— как сделать велосипедную прогулку более безопасной

— как устроен переключатель скоростей для велосипеда

Что еще почитать по теме:

Велосипеды из СССР — Орлёнок и Салют

В советских реалиях последней ступенькой перед «большими» велосипедами вроде «Урала», «Украины» или «Старт-шоссе» были «Орлёнок» и «Салют». Эти велосипеды дарили радость от покатушек и небольших путешествий уже достаточно взрослым (11-15 лет) детям.

«Салют» — был этаким вариантом «Камы», только на 24-х колёсах, не мудрено, ведь он выпускался на том-же Пермском Велосипедном Заводе. Но то, что работало и было актуально у «Камы» и что сделало её культовым велосипедом, у «Салюта-С» не пригодилось от слова совсем. Из-за 24х колёс с велосипедом было гораздо проблематичнее передвигаться в общественном транспорте, даже со сложенной рамой.

Поэтому складной механизм исчез вместе с индексом «С» и велосипед стал называться «Салют». Хоть уборка лишнего узла и позволила слегка уменьшить общий вес велосипеда с 15 до 14.8 кг, это всё равно было достаточно много. Хотя стоит признать, что с горы «Салют» катил весьма бодро. Геометрия велосипеда была более-менее классической, а посадка прогулочной.

«Орлёнок» же, это как в одной известной передаче — совсем другая история. Появился в начале 1950-х годов в Минске, производился на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ), где выпускалась ещё кипа всякой двухколёсной техники.

Со временем выпуском этого велосипеда занялся Шяуляйский велосипедно-моторный завод (ШВМЗ) в г. Шяуляе Литовской ССР, что весьма положительно сказалось на качестве. Сравните его с «Салютом». При кажущейся сложности конструкции с высокой рамой велосипед весит 12.3 кг, фантастика!

Имел более короткую базу, при этом из-за более мелкой передней звезды и более крупной задней «Шаг велосипеда» (расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей) был 4.44м против Салютовских 5.42м. Велосипед был королём гоночных заездов по дворам и лесным тропинкам. Не мудрено, что ребятней тех лет он котировался в разы больше.

Так же была версия с низкой рамой для девочек, называлась «Ласточка». Но популярности Орлёнка она не сыскала. Кстати, на литовском Орлёнок и Ласточка звучали как Эрелюкас и Крегждуте, что предовало велосипедам заграничного шарма. Да и геометрия Орлёнка была больше похожа на западные велосипеды.

После того, как дети вырастали, они пересаживались на уже знакомые вам большие велосипеды, но тот задор, те веселые дворовые моменты не давал больше ни один велосипед.

Описание

Экраноплан «Орленок», чертежи которого приведены ниже, спроектирован по самолетной схеме. Он оснащен тремя моторами, имеет Т-образное хвостовое оперение и лодочный корпус. В состав летного состава входит два пилота, механик, штурман, стрелок и радист. При необходимости, экипаж дополняют два технических специалиста.

Десантный экраноплан «Орленок» изготовлен из специального сплава типа АМГ-61. Некоторые части и узлы сделаны из стали. Обтекатели антенн выполнены с применением композиционных материалов. Электрохимические протекторы обеспечивают защиту судна от коррозии. Днище, находящееся под водой, окрашивается специальным лакокрасочным составом, гарантирующим защиту от обрастания морскими микроорганизмами.

На корпусе предусмотрена возможность размещения полезной нагрузки, включая вместимость вооружения, экипажа, корабельных систем и двигателей. Кабина имеет длину 28 метров, ширину и высоту – 3,4 и 4,5 метра соответственно. Маневры по выгрузке и погрузке производятся через люк, который открывается путем поворота двери на шарнирах влево.

Отсек экипажа, моторы и вооружение размещены в поворотной части. Донная часть создана из реданов поперечного и продольного типа. К носовому сегменту прикреплена гидравлическая лыжа. Центральный аналог фиксируется в области корректировки массы. Эти два элемента способны двигаться в вертикальном направлении. Двери для перехода членов экипажа размещены над крылом с бортовых сторон корпуса. Имеется также аварийный люк на крыше кабины пилотов.

Ассортимент марки “Сура”

Конструкторы разработали надежные модели, для не длительных путешествий за город. Ассортимент пополнялся не часто, но каждый велосипед тщательно проходил подготовку к запуску на производственные линии.

Ассортимент изменился, но несколько моделей прошлого века можно найти:

Сура Vektor

Визитная модель завода — грузовой велосипед, трехколесный с вместительной корзиной на заднем колесе. Перевозить можно было до 150 кг груза, применялись для перевозки продуктов, мелкого строительного материала. Особо востребован не был, в 60 годы можно было перевезти все на грузовиках. Почта России в свое время закупило много велосипедов, для доставки корреспонденции до дальних деревень.

SURA Classic 28

Классический мужской велосипед в с колесами 28, без передних тормозов. Стальная рама, вес 17 кг. достаточно тяжелый, если сравнивать с современными моделями.  Простой, надежный, без наворотов, лучший велосипед для езды по городу в свое время. Продавался во всех спортивных магазинах. Одно время усовершенствованная модель продавалась как горный велосипед

Sura 112-541 Pollada

Женский вариант со стальной рамой и ножным тормозом. Тяжеловат для женщин 17,2 кг, но это не отпугивало спортивных дам. Молодые девушки катались в парках, дворах и пешеходных тротуарах. Классическая конструкция педалей, регулируемый руль добавляло комфорта во время езды. Велосипед был окрашен двумя цветами и разноцветными наклейками.

В настоящее время недорогой велосипед снят с производства. Предприятие Пензенский Велосипедный Завод приостановил свою деятельность и объявлен банкротом. Городские власти думают о восстановлении линий, но пока этот вопрос открыт: устаревшие линии не находят инвесторов.

Рулевая колонка

Сложная конструкция, которая, помимо двух подшипников, объединяет крышки, проставки, сальники, крышки и пыльники. Назначение ее – вращение переднего колеса. Рулевые колонки великов различаются по таким категориям.

  • Размер. Самый распространенный диаметр 1 1/8 дюйма. Дюймовый стандарт конструкции принято считать морально устаревшим. Он применяется только на детских и бюджетных взрослых велосипедах. Относительно недавно появился еще один стандарт устройства — 1,5″, который дает возможность применять надежные трубы с большим диаметром. Этот стандарт, в основном, используется в экстремальных велосипедах.
  • Способ стягивания рулевой колонки в обратном направлении. Колонки делятся на резьбовые и безрезьбовые. Резьбовая конструкция дает возможность для регулирования высоты руля, но она не так надежна. В основном, резьбовые устройства применяются в детских и подростковых моделях. Более «серьезные» модели велобайков используют безрезьбовый стандарт.

Отдельную категорию представляют интегрированные конструкции рулевых, которые являются составной частью рамы. Это существенно упрощает и облегчает конструкцию велосипеда.

Важнейшая часть конструкции колонки – подшипники. Могут применяться картриджные конструкции (более дорогостоящие) или недорогие разновидности, которые есть в изобилии в любом велосипедном магазине. Требование для хорошей рулевой конструкции – это идеальная герметичность, поскольку даже самые высококачественные подшипники разрушаются со временем от грязи, воды и прочих «радостей», свойственных бездорожью.

Москва-80

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.

Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе, но в свободной продаже их не было. Выпускались эти советские супервелики по индивидуальным заказам.

Вариации тюнинга

Современные подростковые велосипеды уже продаются яркими и красивыми, со множеством нужных и ненужных приспособлений. А в советские времена «Орленок» был конкретного зеленого цвета и выпускался в четко прописанной комплектации. Каждому владельцу этого «железного коня» хотелось выделяться на фоне других, поэтому мальчишки тюнинговали свои велосипеды, как умели. В ход шли любые подручные средства:

  • руль и раму обматывали изолентой, а если удавалось достать двух или трех цветов, то вид считался просто шикарным;
  • обшивали детали и седло мехом или бархатом;
  • красили и разрисовывали крылья;
  • на спицы наматывали тонкую цветную проволоку, нитки с люрексом или пленку от бобин;
  • на крылья вешали самодельные брызговики из кусков резины или линолеума.

Любители быстрой езды устанавливали моторчик, и «Орленок» становился мотовелосипедом. Еще можно было его оборудовать счетчиком пройденного расстояния.

В целом этот велосипед был надежным спутником подростка того времени. У некоторых обладателей старых частных домов они до сих пор хранятся в гаражах или на чердаках как воспоминание о счастливом, беззаботном детстве.

Комплектация и дизайн

Велосипед «Орленок» был простым и понятным механизмом. В его конструкции не было ничего лишнего, а к каждому экземпляру прилагались такие комплектующие:

  • насос, который крепился на держателях между вертикальной стойкой и задним колесом;
  • сумка с необходимым для ремонта инструментом – она фиксировалась ремешками позади сиденья;
  • набор для заклеивания камер;
  • масленка с соответствующим содержимым;
  • звонок;
  • багажник;
  • зеркало заднего вида.

Дополнительно была возможность установить щиток для цепи и фару, которая подключалась к генератору.

Эта модель велосипеда была как бы промежуточным звеном между детской и взрослой моделями. И именно ему приходилось выдерживать всю силу мальчишеского безрассудства. На «Орленке» можно было гонять как по городскому асфальту, так и по ухабистым проселочным дорогам. Он выдерживал все.

Модификации

В начале 90-х годов проводилась разработка нескольких моделей рассматриваемого аппарата:

  • Пассажирский вариант, более известный под маркой А-90-150.
  • Морской арктический геологоразведывающий экраноплан «Орленок Звезда». На этой модификации предусмотрена система малого хода с дизельным приводом и гребной насадкой. Машина может изымать пробы грунта на дне, проводить сейсмическую и акустическую разведку.
  • Авиационно-морской спасательный аппарат. Разрабатывался он совместно с КБ Антонова. На верхней части самолета АН-225 размещался «Орленок». Судно имело увеличенную дальность хода, оборудовалось приспособлениями для скорой медицинской помощи людям. К преимуществам этого экземпляра относится возможность работы в полярных условиях, взлет в случае шторма и стихийных бедствий, скорость до 700 км/ч, посадка на лед и снег.

В общем числе на комбинате «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орленок». Ниже приведено краткое их описание:

  1. Модификация «Дубль» (заводской № 20) – предназначена для статических тестирований, отправлена на слом.
  2. № 23 (1977 г.) – первый летный вариант из сплава К-482-Т1, который после аварии стал памятником в Каспийске.
  3. МДЭ-150 (№ 21, год выпуска – 1979) – опрокинулся во время буксировки и был потоплен силами ВМФ.
  4. Аппарат МДЭ-165 создан в 1981 году, списан – в 1999.
  5. МДЭ-160 (ДЭС-26) – создан в 1983 году, списан – в 2006. Установлен в столице России, как памятник.

Задние втулки – разновидности и принципиальные отличия

Устройство осевых узлов для задних колес сложнее, чем для передних – выше уже упомянули о встроенном механизме свободного хода. Кроме этого, втулки снабжаются специальными вставками под кассету, трещотку, тормозные диски. На моделях с планетарным переключением передач задние втулки – это сложные шестеренчатые системы.

И конечно, на классических советских велосипедах и современных сити-байках они оснащены тормозным механизмом:

Схема задней втулки с барабанным тормозом

По конструкции задние велосипедные втулки разделяются на виды:

  • классическая, без тормозов, с креплением под кассету и/или диск;
  • тормозная с внутренним барабанно-колодочным механизмом;
  • планетарная;
  • червячная;
  • flip-flop;
  • без свободного хода.

Классические узкие втулки по внешнему виду схожи с передними. Устанавливаются на скоростные модели, имеют встроенный механизм свободного хода. Принцип работы заключается только в прямой передаче усилий от педалей через трансмиссию на ось. Фиксацию втулки обеспечивают собачки, которые в отсутствие приложенных усилий удерживают корпус, за счет чего колесо крутится самостоятельно по инерции.

Отличия передней и задней втулок горного велосипеда

Планетарка – модель, которая вызывает живой интерес у велосипедистов. Вся многоступенчатая трансмиссия скрыта в корпусе втулки, благодаря чему ей не требуется регулировка, она на 100% защищена от вредных погодных условий и обладает очень высоким ходовым ресурсом.

Планетарная втулка с тормозом, на 3 передачи

Классическая система планетарки – три передачи: стандартная, повышенная и пониженная. На картинке показана модель с ножным тормозном, как на советских сити-байках, но существуют и бестормозные планетарки. Высокоскоростные трансмиссии оснащаются пятью, семью и восемью передачами. По числу передаточных отношений они сопоставимы с 24-ступенчатыми кассетными системами.

Ремонт планетарок не предусмотрен, они служат один раз. Сложности могут возникнуть с обслуживанием осевого узла и подшипников, если они износятся раньше механизма переключения скоростей. Также есть и пара других недостатков – высокий вес и относительно низкая ударная прочность. Планетарки ставятся на городские модели, так как в агрессивных условиях быстро изнашиваются.

Червячная и барабанная тормозные втулки устанавливаются на задние колеса односкоростных велосипедов. Торможение происходит при движении педалями назад. Механизм работает по следующему алгоритму:

  1. При движении ведомой звезды назад активируется механизм свободного хода. На всех ножных тормозных системах есть некоторый запас, когда звезда может провернуться назад на 1/8 оборота. Это, в свою очередь, снижает эффективность торможения.
  2. Остановка корпуса.
  3. Вращение барабана и раздвижка тормозных колодок, остановка колеса.
  4. При отсутствии приложенных усилий на педали пружина барабана должна мгновенно отскакивать. Если этого не происходит (говорит об износе механизма), колесо необходимо растормозить, прокрутив педали вперед.

Червячный тормозной механизм отличается от барабанного тем, что к внутренней стенке корпуса при вращении звезды в обратном направлении прикладывается резьбовой шнек. Преимущества тормозных втулок:

  • не требуется частое обслуживание – этому способствует герметичный корпус и большое количество смазки;
  • по необходимости легко извлечь и смазать подшипниково-осевую часть, не задевая тормоза;
  • относительно небольшой вес, хорошая прочность.

Flip-flop, или двухзвездочная втулка, – система, которая позволяет развернуть колесо на 180 градусов. По обоим концам расположены две звезды разного диаметра, в зависимости от предполагаемых условий езды колесо повернуть большой или маленькой звездочкой.

Велосипед на flip-flop можно считать двухскоростным

Двухзвездочная модель не имеет встроенного тормозного механизма и даже свободного хода. Задняя втулка без свободного хода передает усилия в обоих направлениях – от педалей к колесу и от колес к педалям. Благодаря этому, динамика велосипеда заметно увеличивается по сравнению с моделями на свободном ходу.

Амортизационные втулки – сравнительно новая и малоизвестная разновидность. Устанавливается на передней оси и служит гасителем колебаний колеса. При движении велосипеда совершает возвратно-поступательное движение вверх-вниз по направляющей скобе. Для достижения амортизационного эффекта снаружи окаймлена упругими эластичными вставками.

«Орленок» в СССР

Велосипед советский «Орленок» относится к группе подросткового транспорта. Выпускал мечту подростка литовский завод. Эта марка велосипеда значительно превосходила агрегат «Школьник» как по техническим характеристикам, так и по особенностям дизайнерского оформления. Этот «литовский красавец» был самым желаемым подарком на день рождения или Новый год каждого советского мальчишки.

Особенностями рассматриваемой модели являются:

  1. Эргономичность. Модель была правильно разработана и комфортна в эксплуатации. Кроме того, пользовался этот велосипед спросом и у жителей многоэтажных домов, ведь заносить его было гораздо проще, нежели предшественников.
  2. Идентичность велосипедов для взрослой категории населения. В основе конструкции «Орленка» присутствуют каретка, втулки и профиль обода в том же количестве, что и взрослого агрегата. Поэтому тот, кто становился владельцем этого железного коня, выглядел взрослым в глазах друзей-подростков.
  3. Простота модернизации под мотобайк. Истории известна масса случаев, когда обычный подростковый «Орленок» становился мотовелосипедом, на котором можно «вышивать» на относительно высоких скоростях, не прилагая практически никаких усилий – достаточно было пару раз крутануть педали.

Колонки

Резьбовая

Немного о том, какие бывают типы колонок.

В первую очередь, следует рассмотреть «классику» -– резьбовую колонку, встречающуюся сейчас на бюджетных велосипедах. Очень неприхотливая, лёгкая и недорогая, она используется уже несколько десятилетий. К минусам можно отнести меньшую надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции на верхней чашке колонки нарезана резьба, а рулевая труба закрепляется в ней с помощью контргайки.

Безрезьбовая

Современный стандарт, называемый ещё Aheadset, по бренду компании, впервые его представившей. Данная конструкция не принимает на себя нагрузку фиксации вилки, и в ней отсутствует резьба.

Колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых запрессовываются в рулевой стакан, а уже в неё устанавливается подшипник, который закрывается кольцом качения. В данной конструкции сначала производится установка простановочных колец и выноса, а затем уже фиксируется рулевая труба.

Стандартная компоновка также называется «неинтегрированной». Как же выглядит интегрированная и прочие колонки?

Неинтегрированная, Aheadset колонка

Полуинтегрированная

Полуинтегрированная колонка содержит подшипники (обычно оба промышленные, в других вариантах бывают комбинации) и чашки, полностью уходящие во внутрь стакана, снаружи можно увидеть только пыльники. Несмотря на чуть большую сложность устройства и стоимость, комбинация считается одной из лучших, так как не выступает за пределы стакана и позволяет выставить произвольную высоту руля.

Интегрированная

Целый ряд стандартов интегрированных безрезбовых колонок отличается от других полным отсутствием чашек. Т.е. подшипники напрямую запрессовываются в раму. Соответственно, нет никаких канавок качения, использовать можно только промышленные подшипники. Наряду с простотой и лёгкостью, модели такого типа отличаются сложностью в ремонте (особенно вне мастерской) и огромным разбросом размеров.

Оснащение

Экраноплан «Орленок», технические характеристики которого приведены выше, имеет еще ряд особенностей. Например, хвостовое оперение сделано Т-образным способом, что позволяет снизить влияние волн и брызг на лопасти и другие открытые элементы. В данном узле присутствует стабилизатор, отвечающий за стреловидность и регулировку рулевого управления. В целом фюзеляж и оперение формируются плавно в единую конструкцию.

Шасси машины состоит из двухколесной носовой и основной опоры с десятью колесами. Все они оснащены не тормозной пневматикой, не имеют створок опор. Конструктивная особенность узла вкупе с лыжным амортизирующим механизмом и поддувом гарантируют проходимость агрегата практически по любой поверхности, включая лед и снежные заносы.

Модель экраноплана «Орленок» можно увидеть на фото ниже. Изучим подробнее особенности силовой установки. Система включает в себя пару стартовых двигателей со статической предельной тягой 15,5 т. Их сопла направлены таким образом, чтобы реактивные выхлопные струи выполняли функцию поддувания. Если есть необходимость направить поток поверх крыла (при посадке или в крейсерском режиме), направление воздуха можно изменить. Пуск моторов производится посредством дополнительного активирующего агрегата ЕА-6А. резервуары для горючего смонтированы в корневом отсеке крыла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Велодром
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: